Любовь, феминизм и смерть — на сцене омской драмы

Дата публикации: 15 марта 2018

Семейный конфликт полуторавековой давности обернулся вечным противостоянием чувств и рассудка, любви и эгоизма, мужчины и женщины. 

На Камерной сцене Омского государственного академического театра драмы состоялась премьера спектакля «Отец» по пьесе шведского драматурга Юхана Августа Стриндберга. Пьеса была издана во Франции в 1887 году, в эпоху зарождения первой волны феминизма — в тот исторический период в Европе набирало силу движение женщин, борющихся за право голоса и за право собственности в браке. Пьеса, по определению ряда литературоведов, натуралистическая. Но один из её аспектов, безусловно, социально-психологический: автор пытается взглянуть на эмансипацию сквозь призму зыбкой неустойчивости женской буржуазной морали, мещанской пошлости быта, — нравственного нездоровья буржуазного общества. 

Едва увидя свет, пьеса мгновенно и навсегда обрела репутацию женоненавистнической. На самом деле автор, интенсивно ярко рисуя портреты героев, не щадит ни мужчину, ни женщину. За 130 лет вопросы феминизма утратили былую остроту, но пьеса и сегодня по-прежнему актуальна, поскольку тема любви — вечна и вечно противостояние мужчины и женщины. Велика и двойственна сила любви. Велика и двойственна сила этого противостояния. 

На омской сцене пьесу поставил режиссёр Павел ЗОБИН. Трагикомедия в двух действиях разворачивает перед зрителем события одного дня накануне Рождества. Конфликт вспыхивает между мужем, Ротмистором (Михаил ОКУНЕВ), и его женой Лаурой (Анна ХОДЮН). Речь идёт о борьбе за первенство в выборе судьбы их единственной дочери Берты (Кристина ЛАПШИНА). Отец хочет видеть дочь учительницей, заботясь о том, чтобы в будущем она могла быть независимой от любого покровительства вне зависимости от того, вступит ли она в брак, или останется незамужней. А мать мечтает совсем об ином. Адольф объявляет о своём отцовском решении отправить Берту на учебу в город и призывает Лауру к порядку, требуя не вмешиваться в воспитание дочери и забыть своё «вольнодумство», поскольку «женщина продала свое право первенства на законном торге и уступила свои права мужу за то, что он взял на себя заботы о жене и детях». 

Уязвлённая, Лаура восстаёт против решения мужа, действуя коварно, жестоко и подло. Эскалация конфликта разворачивается по классическому сценарию. Никто из супругов не делает шага навстречу, никто не пытается договориться. Каждый уверен в том, что не будет услышан, не будет понят — будет жестоко повержен. Занятный штрих к портрету главной героини добавляет её брат Пастор (Олег ТЕПЛОУХОВ), рассказавший Адольфу о том, как в детстве сестра неделю могла спорить, требовать и добиваться того, чтобы вышло по её, а добившись, тут же теряла интерес к достигнутому результату. Кстати, в пьесе весьма интересен тот факт, что именно отец прогрессивен (он — мужчина, а хочет для дочери независимости), мать же бросается отстаивать свои собственные права на дочь, но в то же время, выбирая судьбу дочери, делает традиционный выбор. Она хочет для Берты красивой жизни, а вовсе не пути эмансипированной учительницы. 

Берта, милая инфантильная барышня, уставшая от домашней рутины, от бабушки с её спиритическими сеансами и всего прочего, тоже хотела бы покинуть дом, но открыто взять сторону отца и возразить матери она не решается, предоставив отцу самому всё уладить. Но в этой семье муж — ведомый, а главенствующая, мужская роль, принадлежит жене. Прекрасно играет эту обузданную и запертую страсть, эту невозмутимость, эту силу и холодную расчётливость Лауры Анна ХОДЮН! И вот, честный отец семейства, благородный, любящий, но слабохарактерный и тревожный, психологически зависимый от жены человек, пытается противостоять ей — женщине с сильным характером и задетым самолюбием. Силы неравны. Движимая привычкой из жестокого эгоизма или из каприза настоять на своём во что бы то ни стало, Лаура заронила в душе Адольфа сомнение в его отцовстве. А затем принялась убеждать и самого мужа, и окружающих в его невменяемости и в необратимости этих процессов — тем самым, действительно, доводя мужа до помешательства. 

Три человека, три женщины значимы для Ротмистра: жена, дочь и старуха-няня, бывшая его кормилица. Власть этих женщин над главным героем безгранична и абсолютна. Одна из самых сильных сцен спектакля происходит между Адольфом и Маргаритой, старой кормилицей (Валерия ПРОКОП): кормилица, из любви и благих намерений, легко спелёнывет своего мальчика смирительной рубахой, надев её на Адольфа, словно детское платье много лет назад. 

Вечен поединок мужчины и женщины. Ротмистр в исполнении ОКУНЕВА — величественно трагичен и комичен одновременно. Он бунтует, но это буря в стакане воды. Его тихий домашний бунт подавлен. Не вынеся такого жесткого поединка и такого удара действительности, Адольф умирает. А Лаура в финале пьесы со спокойным торжеством произносит: «Дитя мое... Мое собственное дитя!»

Имея по сути счастливый брак и благополучную жизнь, герои не в состоянии услышать друг друга, не в состоянии договориться и это приводит их к печальной развязке. И даже смерть главного героя не разрешает конфликт, а лишь обрывает. В канун Рождества. 

Тема Рождества усиливает трагизм ситуации — это семейный праздник, это символ семейных традиций

Хочется добавить, что режиссёром, помимо искусной подачи темы противостояния мужского и женского, через эту бытовую историю блистательно подана тема обреченности мужчины на женщину как на судьбу. 

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/lyubov-feminizm-i-smert-na-stsene-omskoy-dramy