Все рубрики
В Омске пятница, 5 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 73,7864    € 88,9421

Магазин на колесах

3 января 2021 14:01
0
1219

Как в села и деревни малый бизнес приезжает в буквальном смысле. 

В конце прошлого года  в рамках VI международного бизнес-форума «Неделя ритейла» состоялась экспертная сессия «Мобильная торговля и фудтраки в регионах. Последний опыт». Своими наработками по теме поделились чиновники из разных точек страны.

Никита КУЗНЕЦОВ, директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России: «При первой волне ковида стало очевидно, как не хватает автолавок»

– Регулирование мобильной торговли на федеральном уровне отсутствует. Но знаете, чем хороша эта ситуация? Власти регионов, в первую очередь муниципалитетов, вправе делать так, как считают нужным, устанавливать лояльные правила с учетом местных условий.

Мобильная торговля как постоянно действующая профессиональная инфрастуктура важна в критических ситуациях. Приведу пример. Несколько лет назад в Москву привозили какую-то святыню в Храм Христа Спасителя, но капитально – в несколько десятков раз – ошиблись с количеством посетителей. К тому времени в столице уже произошла регуляция мелкой розницы, нужно было срочно организовать, чтобы стоящие в очереди что-то ели-пили. Причем не бесплатно – почему-то все сразу представляют себе полевые кухни... Нет, люди вполне были готовы купить себе стакан чая и бутерброд. Но такой возможности не было! Нам пришлось сгонять со всего города автолавки. Люди оказались накормлены-напоены, предприниматели заработали, и все остались довольны. При первой волне ковида тоже стало очевидно, как не хватает автолавок. Нужно всегда иметь в виду такой мобильный, организованный бизнес – его очень удобно вызывать на мероприятия.

Светлана ОСТРОВСКАЯ, заместитель министра агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области: «Прорабатывается идея располагать фудтраки на популярных маршрутах на крупных парковках во время выходных»

– У нас мобильная торговля занимает 19% от всего сегмента, мы рассматриваем ее в качестве приоритетного направления развития. Прорабатываем вопрос выделения в отдельную сферу регулирования, поскольку сейчас она регламентируется схемой расположения нестационарных объектов. У нас насчитывается 860 мобильных объектов: 510 – торговых, 350 – общественного питания. Фудтраков в области – 8.

Максим ОСТАНИН, заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:

– Мобильная торговля очень актуальна в Новосибирской области, особенно летом. Она решает задачу обеспечить торговыми объектами сельскую местность – у нас 1419 населенных пунктов, из них в 333 стационарная торговля отсутствует. Программа «11-й километр» компенсирует предпринимателям затраты по доставке товаров первой необходимости, начиная с районных центров – в 488 пунктов. Мелкие предприниматели, работая в сельской местности в формате автолавок, стали получать компенсации – понятно, что крупный сетевой ритейл в село не пойдет. В этом году мы изменили подход: если раньше выдавались дважды 300 тыс., то теперь три раза по 500 тыс. За время пандемиии у малого бизнеса изменилось отношение к государственной поддержке. Выросло как количество заявок на участие в программе, так и охват населенных пунктов.

Кирилл ГРИГОРЬЕВ, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области: «Фудтраки – хорошая тестовая история для проверки торгового места, стоит ли там ставить стационарный объект»

– Мобильные объекты – самые дисциплинированные в части безопасности, у нас с ними было меньше всего хлопот за время самоизоляции. Они, будучи в шаговой доступности, стали спасением в этом году с учетом того, что закрывались стационарные торговые точки.

В нормативке у нас закреплено понятие «место под мобильную торговлю». Таких у нас в регионе 1660. В отдаленных сельских пунктах местных сельхозпроизводителей мы размещаем без аукциона, до 40% транспортных затрат компенсируем. Всей нестационарной рознице мы продлили договоры на размещение на 12 месяцев, дали отсрочку платежей на 6 месяцев.

Основная проблема при размещении автолавок и фудтраков – соблюдение ПДД. Согласование мест с правоохранительными органами проходит тяжело. Мы собираемся прописать требования, чтобы сами предприниматели соблюдали меры безопасности – ставили конусы, использовали светоотражающие жилеты и прочее. Еще одна проблема касается населенных пунктов – постоянно работающие двигатели/генераторы. Со смежным министерством мы разрабатываем включение мест под фудтраки в пешеходных зонах и парках, оборудование их приборами учета, их работу от централизованной сети электроснабжения.

Татьяна ЧЕМОДАНОВА, статс-секретарь Центросоюза Российской Федерации: «Пандемия вызвала всплеск интереса к мобильной торговле – особенно в связи с совмещением в автолавке пункта по продаже товаров и банковских услуг, а порой и медицинских офисов»

– В Центросоюз входит 76 регионов с разными климатическими условиями. Случается, товар везут на машинах, потом на гужевом транспорте, потом на лодках... Потребительская кооперация зарождалась в сельской местности, обслуживая отдаленные населенные пункты, где могут жить три-четыре человека. Тенденции не изменились... Подобная торговля, не секрет, убыточна, поэтому региональная поддержка необходима. Автолавками обслуживаются 34 тыс. населенных пунктов.

Пандемия вызвала всплеск интереса к мобильной торговле – особенно в связи с совмещением в одной автолавке пункта по продаже товаров и банковских услуг, а порой и медицинских офисов.

Валерий БЕЛОВ, заместитель министра торговли и услуг Республики Башкортостан: «Вплотную развитием мобильной торговли мы занялись из-за высокой доли сельского населения и отсутствие стационарных магазинов в отдаленных селах и деревнях»

– Вплотную развитием мобильной торговли мы занялись три года назад. На то были две причины – высокая доля сельского населения и отсутствие стационарных магазинов в 1400 отдаленных селах и деревнях, где проживают одинокие пожилые люди без возможности выезда за покупками в соседние города или районные центры. В 2017 году мы на бюджетные деньги закупили 10 автолавок на базе «Газель Next» и передали предпринимателям в ряде муниципальных районов. Охват обслуживания составил 230 населенных пунктов, маршруты выстраивали сами муниципалитеты. Все машины работают и по сей день.

До 50% субсидируется приобретение автолавок сельхозпроизводителям. В 2018-2019 гг. предпринимателями и потребительскими обществами были приобретены 35 автолавок, на 20 из которых были предоставлены региональные субсидии. Для сельской местности становятся актуальны передвижные аптеки и пункты оказания банковских услуг (31 единица). На смену данному формату приходит другой: в 300 сельских магазинах потребители могут снять наличные до пяти тысяч рублей, оплатить коммунальные услуги. Предпринимателю за оказание услуги банк делает возврат суммы транзакции, процент за операцию и предоставляет льготный тариф по эквайрингу.

По примеру Московской области мы планируем упростить порядки регулирования мобильной торговли – создать республиканскую межведомственную комиссию по управлению нестационарной торговли, создать единого республиканского оператора, отвечающего за маршруты и стандарты торгового обслуживания населения.

Необходимы единые и понятные правила для предпринимателей, по которым торговый бизнес мог бы развиваться и дальше. Ждем от федеральных властей принятия соответствующих изменений в закон о торговле.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 ноября 2020 года.



Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.