Все рубрики
В Омске суббота, 20 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,4409    € 99,5797

Магазин на колесах

3 января 2021 14:01
0
3133

Как в села и деревни малый бизнес приезжает в буквальном смысле. 

В конце прошлого года  в рамках VI международного бизнес-форума «Неделя ритейла» состоялась экспертная сессия «Мобильная торговля и фудтраки в регионах. Последний опыт». Своими наработками по теме поделились чиновники из разных точек страны.

Никита КУЗНЕЦОВ, директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России: «При первой волне ковида стало очевидно, как не хватает автолавок»

– Регулирование мобильной торговли на федеральном уровне отсутствует. Но знаете, чем хороша эта ситуация? Власти регионов, в первую очередь муниципалитетов, вправе делать так, как считают нужным, устанавливать лояльные правила с учетом местных условий.

Мобильная торговля как постоянно действующая профессиональная инфрастуктура важна в критических ситуациях. Приведу пример. Несколько лет назад в Москву привозили какую-то святыню в Храм Христа Спасителя, но капитально – в несколько десятков раз – ошиблись с количеством посетителей. К тому времени в столице уже произошла регуляция мелкой розницы, нужно было срочно организовать, чтобы стоящие в очереди что-то ели-пили. Причем не бесплатно – почему-то все сразу представляют себе полевые кухни... Нет, люди вполне были готовы купить себе стакан чая и бутерброд. Но такой возможности не было! Нам пришлось сгонять со всего города автолавки. Люди оказались накормлены-напоены, предприниматели заработали, и все остались довольны. При первой волне ковида тоже стало очевидно, как не хватает автолавок. Нужно всегда иметь в виду такой мобильный, организованный бизнес – его очень удобно вызывать на мероприятия.

Светлана ОСТРОВСКАЯ, заместитель министра агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области: «Прорабатывается идея располагать фудтраки на популярных маршрутах на крупных парковках во время выходных»

– У нас мобильная торговля занимает 19% от всего сегмента, мы рассматриваем ее в качестве приоритетного направления развития. Прорабатываем вопрос выделения в отдельную сферу регулирования, поскольку сейчас она регламентируется схемой расположения нестационарных объектов. У нас насчитывается 860 мобильных объектов: 510 – торговых, 350 – общественного питания. Фудтраков в области – 8.

Максим ОСТАНИН, заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:

– Мобильная торговля очень актуальна в Новосибирской области, особенно летом. Она решает задачу обеспечить торговыми объектами сельскую местность – у нас 1419 населенных пунктов, из них в 333 стационарная торговля отсутствует. Программа «11-й километр» компенсирует предпринимателям затраты по доставке товаров первой необходимости, начиная с районных центров – в 488 пунктов. Мелкие предприниматели, работая в сельской местности в формате автолавок, стали получать компенсации – понятно, что крупный сетевой ритейл в село не пойдет. В этом году мы изменили подход: если раньше выдавались дважды 300 тыс., то теперь три раза по 500 тыс. За время пандемиии у малого бизнеса изменилось отношение к государственной поддержке. Выросло как количество заявок на участие в программе, так и охват населенных пунктов.

Кирилл ГРИГОРЬЕВ, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области: «Фудтраки – хорошая тестовая история для проверки торгового места, стоит ли там ставить стационарный объект»

– Мобильные объекты – самые дисциплинированные в части безопасности, у нас с ними было меньше всего хлопот за время самоизоляции. Они, будучи в шаговой доступности, стали спасением в этом году с учетом того, что закрывались стационарные торговые точки.

В нормативке у нас закреплено понятие «место под мобильную торговлю». Таких у нас в регионе 1660. В отдаленных сельских пунктах местных сельхозпроизводителей мы размещаем без аукциона, до 40% транспортных затрат компенсируем. Всей нестационарной рознице мы продлили договоры на размещение на 12 месяцев, дали отсрочку платежей на 6 месяцев.

Основная проблема при размещении автолавок и фудтраков – соблюдение ПДД. Согласование мест с правоохранительными органами проходит тяжело. Мы собираемся прописать требования, чтобы сами предприниматели соблюдали меры безопасности – ставили конусы, использовали светоотражающие жилеты и прочее. Еще одна проблема касается населенных пунктов – постоянно работающие двигатели/генераторы. Со смежным министерством мы разрабатываем включение мест под фудтраки в пешеходных зонах и парках, оборудование их приборами учета, их работу от централизованной сети электроснабжения.

Татьяна ЧЕМОДАНОВА, статс-секретарь Центросоюза Российской Федерации: «Пандемия вызвала всплеск интереса к мобильной торговле – особенно в связи с совмещением в автолавке пункта по продаже товаров и банковских услуг, а порой и медицинских офисов»

– В Центросоюз входит 76 регионов с разными климатическими условиями. Случается, товар везут на машинах, потом на гужевом транспорте, потом на лодках... Потребительская кооперация зарождалась в сельской местности, обслуживая отдаленные населенные пункты, где могут жить три-четыре человека. Тенденции не изменились... Подобная торговля, не секрет, убыточна, поэтому региональная поддержка необходима. Автолавками обслуживаются 34 тыс. населенных пунктов.

Пандемия вызвала всплеск интереса к мобильной торговле – особенно в связи с совмещением в одной автолавке пункта по продаже товаров и банковских услуг, а порой и медицинских офисов.

Валерий БЕЛОВ, заместитель министра торговли и услуг Республики Башкортостан: «Вплотную развитием мобильной торговли мы занялись из-за высокой доли сельского населения и отсутствие стационарных магазинов в отдаленных селах и деревнях»

– Вплотную развитием мобильной торговли мы занялись три года назад. На то были две причины – высокая доля сельского населения и отсутствие стационарных магазинов в 1400 отдаленных селах и деревнях, где проживают одинокие пожилые люди без возможности выезда за покупками в соседние города или районные центры. В 2017 году мы на бюджетные деньги закупили 10 автолавок на базе «Газель Next» и передали предпринимателям в ряде муниципальных районов. Охват обслуживания составил 230 населенных пунктов, маршруты выстраивали сами муниципалитеты. Все машины работают и по сей день.

До 50% субсидируется приобретение автолавок сельхозпроизводителям. В 2018-2019 гг. предпринимателями и потребительскими обществами были приобретены 35 автолавок, на 20 из которых были предоставлены региональные субсидии. Для сельской местности становятся актуальны передвижные аптеки и пункты оказания банковских услуг (31 единица). На смену данному формату приходит другой: в 300 сельских магазинах потребители могут снять наличные до пяти тысяч рублей, оплатить коммунальные услуги. Предпринимателю за оказание услуги банк делает возврат суммы транзакции, процент за операцию и предоставляет льготный тариф по эквайрингу.

По примеру Московской области мы планируем упростить порядки регулирования мобильной торговли – создать республиканскую межведомственную комиссию по управлению нестационарной торговли, создать единого республиканского оператора, отвечающего за маршруты и стандарты торгового обслуживания населения.

Необходимы единые и понятные правила для предпринимателей, по которым торговый бизнес мог бы развиваться и дальше. Ждем от федеральных властей принятия соответствующих изменений в закон о торговле.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 ноября 2020 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.