Все рубрики
В Омске пятница, 7 Августа
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 73,0397    € 86,6178

Не будите летних ос

23 января 2020 16:14
0
1186

Омский академический театр драмы показал первую премьеру нового года. 

Философскую комедию Ивана ВЫРЫПАЕВА «Летние осы кусают нас даже в ноябре» поставил на Камерной сцене имени Татьяны Ожиговой режиссер из Польши Войтек УРБАНЬСКИ. Кандидатуру постановщика предложил сам автор пьесы.

Имя Ивана ВЫРЫПАЕВА хорошо известно сегодня как в России, так и за ее пределами. Сибиряк (иркутянин) по рождению, он все больше пишет для западных театров. Спектакли по его произведениям идут в Германии, Франции, Великобритании, Польше, Болгарии, Канаде, США. Там ВЫРЫПАЕВ воспринимается русским автором, хотя в угоду заграничным театрам делает своих героев европейцами, чаще всего скандинавами. Пьеса «Летние осы…» – не исключение.

На расстоянии вытянутой руки от зрителя – трое и телефон. С помощью него герои Владислава ПУЗЫРНИКОВА (Роберт), Михаила ОКУНЕВА (Дональд) и Ольги БЕЛИКОВОЙ (Сара) будут пытаться выяснить истину или скрыть ее еще больше, расспрашивая родственников и знакомых о том, где же был брат Роберта Маркус в прошлый понедельник – в гостях у Дональда или у Сары, и разбираться, кто же тот мужчина, который посещал супругу Роберта в его отсутствие. История начинается с пустяка и традиционно разворачивается в доставание скелетов из шкафов, обвинения, самооговоры и духовный каннибализм.

Впрочем, столь ли традиционно? Поначалу происходящее напоминает старую телевизионную постановку «Опасный поворот, или Не будите спящую собаку!» по пьесе Дж. Б. ПРИСТЛИ. Там тоже выяснение маленького несоответствия вылилось в острый детектив и психологическую драму. Здесь же, помимо всего этого, присутствуют элементы и черной комедии, и театра абсурда, и целый мешок философствований. Конечно, главная интрига держит зрителя в напряжении весь спектакль. Всем хочется понять, кто же лжет, а кто говорит правду, и где действительно был Маркус в прошлый понедельник. Или, может быть, есть какая-то параллельная вселенная, позволяющая человеку быть в двух местах одновременно?

Но все-таки нельзя не заметить, что история банального адюльтера (настоящего или вымышленного) выпускает на свет иных демонов. Она завершается как будто бы миром, но герои ее уже точно никогда не будут прежними. Потому что им пришлось рассказать о своих страхах, о шокирующих тайнах, которые долго скрывались, о том, что они очень одиноки в этом мире. Пришлось задуматься о вечных истинах и (простите за тавтологию) истинности этих истин.

Пьеса-шарада порождает лабиринт с множеством ложных выходов, на которые жестом стюардессы указывает Сара во время выразительных пластических сцен. Может быть, и не стоило будить «летних ос», но ведь в конце концов запрятанные глубоко проблемы все равно настигают нас, иногда в самый неожиданный момент. 

Интересно, что на каком-то этапе и зрители втягиваются в это обсуждение мироустройства, иногда чуточку нелепое, иногда – провокационное и, может быть, где-то узнают себя. Недаром у пьесы «Летние осы кусают нас даже в ноябре», написанной в 2012 году, достаточно успешная сценическая судьба. Кстати, в России ее часто ставят режиссеры-иностранцы, что, наверное, помогает сгладить некоторые стереотипы, неизбежно возникающие, когда писатель (драматург) вторгается в область чужого менталитета.

Омский спектакль стоит посмотреть уже из-за прекрасных актерских работ. Но, пожалуй, немаловажно и то, что зрителю дается возможность узнать что-то о себе и окружающих, не подвергаясь рискованным экспериментам. Ведь за него это уже сделали вымышленные персонажи.

Фото © Омский академический театр драмы



Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.