Омские художники приготовили «Цветы для Веры»

Дата публикации: 13 мая 2019

Традиционная выставка в Музее К. Белова приурочена к юбилею его создателя. 

Выставки памяти Веры Кондратьевны БЕЛОВОЙ проходят ежегодно в майские дни. Залы музея наполняются цветочными натюрмортами, выполненными художниками, для которых музей, созданный усилиями дочери Кондратия Петровича, стал поистине родным домом, в котором можно встретить друзей, пообщаться за чашкой чая, отведать пирога, испеченного по старинному рецепту, послушать омских поэтов и музыкантов, порисовать в свободное время.

– Нам хотелось, чтобы в 85-летие Веры Кондратьевны в наших небольших залах разместилось 85 работ, – рассказал нынешний директор музея Владимир БЕЛОВ. – Но, к сожалению, не получилось: и работ немножко не хватило, да и места тоже. Так что у нас здесь 67 цветочных натюрмортов. Все знают, что Вера Кондратьевна любила сирень, и обычно к ее дню рождения сирень расцветала. В этом году погода такая, что она не успевает чуть-чуть. Зато на полотнах – море сирени. 

Действительно, это и «Утро сирени» Т. СЕМЧЕНКО, «Сирень для Веры» А. ЕРМОЛАЕВА, «Ветки сирени» Л. ДЕГТЯРЕВОЙ, «Сирень и сиренька» Л. ГОРБАТЕНКО, «Сирень на моем окне» И. КОМЯКОВОЙ и многие другие работы. 

В выставке участвуют как художники-любители (участники клуба «Рисовальные понедельники»), так и известные живописцы. Залы особнячка благоухают букетами. 

Здесь есть «Букет-созвездие» Е. САМОЙЛОВОЙ, «Букет по-голландски» А. САВКИНА, «Весенний букет» Р. НУРИЕВА и «Сиреневый букет» И. САНИНА. 

Среди ярких цветов Зоя МИНЕЕВА изобразила находящуюся в весенней эйфории кошку («Весне навстречу»). 

А Владимир ЧУПИЛКО поприветствовал посетителей выставки нежным «Ромашковым блюзом».

Пришедшие 8 мая на юбилейный вернисаж в который раз вспоминали и историю музея, и саму Веру Кондратьевну.

– Когда Кондратию Петровичу предложили выбрать место, где впоследствии будет его музей, он, ни минуты не сомневаясь, указал на этот дом, – поделилась воспоминаниями декан факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Нина ГЕНОВА. – Он любил изображать его на своих полотнах, как, впрочем, и другие памятники старины. Кондратий Петрович боролся за сохранение архитектурных памятников Омска и не случайно выбрал для своего музея почти разрушенный особняк Ф. ШТУМПФА. Здесь были коммунальные каморки, и, чтобы расселить их, нужно было выделить 15 квартир. Тогдашний градоначальник Юрий ГЛЕБОВ схватился за голову. Но это кажется трудным, когда всё считаешь в настоящем времени, а Кондратий Петрович и Вера Кондратьевна, они думали именно о будущем. Вера Кондратьевна стала душой этого музея. Сколько легло на ее плечи хрупкие забот, проблем, которые надо было решать! Ей хотелось воссоздать здесь атмосферу старого Омска, чтобы это был кусочек его истории. Чтобы была гостиная, как раньше, и были музейные вечера, чаепития с самоваром, с пирогами. Это был подвижнический труд. Нас ругали: пироги – в музее?! Да вы с ума сошли! Всё же было впервые. И нужно было многое преодолеть, чтобы прийти к тому замечательному музею, который мы все сегодня знаем, где живет и душа знаменитого художника Сибири, и душа его продолжателей. И если бы не титанический труд Веры Кондратьевны, вряд ли бы все это состоялось.

А она была всего лишь женщиной, уже немолодой, за плечами которой остался не самый легкий жизненный путь со своими проблемами и тяжелыми утратами. Родители назвали ее Верой. И, возможно, есть некая сакральная связь ее имени с тем, что она смогла возродить памятник старинного зодчества, вдохнуть в него жизнь, сделать одним из духовных центров города. 

Получив образование инженера-гидротехника, Вера Кондратьевна БЕЛОВА большую часть жизни проработала в проектном институте. Эти ее знания пригодились, когда она возглавила реставрацию будущего дома-музея своего отца. 

Именно ей принадлежала идея внутреннего обустройства здания, комплектация его мебелью, предметами интерьера. В январе 1989 года Вера Кондратьевна стала заведующей музеем, а впоследствии его директором.

О Вере Кондратьевне вспоминает ее коллега по проектному институту Людмила ГУРЬЕВСКАЯ:

– С Верой Кондратьевной мы подружились сразу, несмотря на разницу в возрасте. С ней было очень легко общаться, она была спокойная, доброжелательная, никогда ни на кого не повышающая голоса. Почти перед пенсией она резко изменила свою жизнь и пошла строить этот музей. Когда я, по ее приглашению, зашла сюда посмотреть, как идут дела, тут все было разрушено. Стояли леса, сверху свисали какие-то балки. Я спросила: неужели с этим можно что-то сделать? И Вера Кондратьевна ответила: да. Я не знаю точно, как прошла первая часть ее жизни, но вот тут в ней проснулась некая духовность, настоящая, истинная любовь. Потом она еще организовала Славянскую школу, чтобы у детей с ранних лет уже был этот духовный ориентир. Наверное, многие задаются вопросом: для чего я живу, в чем смысл моей жизни? Смысл в том, что остается после тебя. После Веры Кондратьевны остались добрые дела, остался этот музей. И поэтому она не просто была – она есть в нашей жизни. И это самое главное.

Выставка «Цветы для Веры» будет работать в Музее К. Белова до конца мая.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/omskie-hudozhniki-prigotovili-tsvety-dlya-very