Все рубрики
В Омске четверг, 18 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,3242    € 100,2787

Омские строители задолжали бюджету РФ более 8 млрд. рублей (полный текст)

27 апреля 2019 07:22
1
1936

При этом представители налоговой уверены, что строительство – один из самых прибыльных видов деятельности.

В УФНС России по Омской области 28 февраля  публичные слушания по контрольно-надзорной деятельности в строительной отрасли, на которых присутствовали сотрудники налоговой инспекции, чиновники, руководители профильных организаций.

Строители региона в цифрах

Инспектор отдела налогообложения юридических лиц Дмитрий СМЕТАНЮК рассказал, что сегодня в Омской области платят налоги более 7 тысяч строительных компаний. Из них всего 2,4 процента рискуют брать государственные контракты. Именно эта доля строителей в 2018 году обеспечила почти четверть поступлений налогов и сборов отрасли.

В целом отрасль в прошлом году выплатила бюджету РФ 5 млрд. рублей налогов, что на 21 процент, или 880 млн. рублей, больше 2017 года. Увеличились и страховые взносы – на 24 процента, или 467 млн. рублей. При этом у исполнителей контрактов, как заметил Дмитрий СМЕТАНЮК, наблюдается более скромная динамика: налоговые поступления составили 1 млрд. рублей, что только на 10 процентов (92 млн. рублей) больше прошлого отчетного периода. Интересно, что половину от всех поступлений со стороны исполнителей контрактов обеспечили четыре крупнейших организации – ООО «Стройсервис», АО «Омскавтодор», АО «ДРСУ-3» и АО «ДРСУ-6».

Дмитрий СМЕТАНЮК обратил внимание на то, что доля строителей составляет 2,9 процента от поступлений в консолидированный бюджет РФ и 3,8 – от поступлений в бюджет региона. 69 процентов плательщиков отрасли применяют общую систему налогообложения, поэтому на долю НДС и налога на прибыль приходится больше половины всех поступлений. Значительную часть в структуре начислений занимает и НДФЛ, за 9 месяцев 2018 года было начислено 1,1 млрд. рублей, в том числе 143 млн. рублей – у исполнителей госконтрактов.

Сегодня в отрасли строительства региона занято почти 49 тыс. человек, т. е. около 5 процентов всех работников региона. Несмотря на увеличение налогов и сборов, численность кадрового состава по сравнению с 2017 годом не изменилась. До 6420 человек выросло количество физлиц, получивших доход у работодателей, заключающих госконтракты. При этом если в целом за 9 месяцев прошлого года заработная плата в строительной отрасли увеличилась на 12 процентов, то у работников госконтрактных компаний расчетное значение оплаты труда не выросло. По данным Омскстата, среднемесячная зарплата за 11 месяцев 2018 года в строительной отрасли составляла 36 тыс. 393 рубля.

Налоговая нагрузка в строительстве за 2017 год оценивается в 7,1 процента, что меньше 2016 года на 0,9 процента. При этом нагрузка на омский бизнес в целом – 10,2 процента.

Должен, не спорю…

Дмитрий СМЕТАНЮК пояснил, что строительная отрасль региона имеет рекордную задолженность по обязательным платежам в бюджеты РФ. На 1 января 2019 года она составила 8 млрд. 314 млн. рублей, что больше трети всей задолженности по региону. С прошлого года этот показатель снизился незначительно – всего на 0,9 процента. Для сравнения спикер привел процент задолженности по другим отраслям: в обрабатывающем производстве – 28,3 процента, в торговле – 7,3, в операциях с недвижимостью – 2,2. Удельный вес исполнителей госконтрактов в сумме задолженности составляет 0,8 процента (66,9 млн. рублей), однако за последний год она выросла на 2,8 процента.

В начале 2019 года в процедуре банкротства находились 79 должников строительной отрасли. Их доля – 8,9 процента от общего числа процедур банкротства в регионе и 24,8 процента от количества юрлиц, признанных банкротами. Сумма задолженности у строительных предприятий, включенных в реестр кредиторов, составляет 4,5 млрд. рублей, или 43 процента суммы по реестру всех должников. К уровню 2017 года число банкротов-строителей значительно не изменилось. Лидирующее место занимает НПО «Мостовик», его долг перед бюджетом 3,8 млрд. рублей, т.е. почти 85 процентов суммы всей задолженности.

Самая прибыльная сфера

– Большинство организаций – исполнителей контрактов – не имеют в собственности основные средства, хотя для выполнения определенных видов работ собственными силами они необходимы. Так, всего 27 процентов исполнителей владеют объектами капитального строительства, транспортом или спецтехникой, – пояснил Дмитрий СМЕТАНЮК.

Об этом говорила и начальник отдела анализа и планирования налоговых проверок УФНС по Омской области Елена РОГОЗНАЯ. Она подчеркнула, что для развития бизнеса в строительной отрасли необходимо обеспечить компанию специализированной техникой и подобрать персонал. «На самом деле строительство и ремонт дорог – это один из самых дорогих, но самых прибыльных видов деятельности. Это серьезный и очень емкий бизнес, в который не просто попасть. Речь идет о стоимости оборудования, которое необходимо для организации такого бизнеса. Помимо этого, в организациях строительного бизнеса нужно иметь определенные знания и в штате должны быть люди со специальным образованием», – пояснила Елена РОГОЗНАЯ.

Нечестные схемы

Елена РОГОЗНАЯ привела примеры анализа финансово-хозяйственной деятельности трех налогоплательщиков из сферы строительства и ремонта дорог. В первом примере она обрисовала компанию, которая на рынке работает четыре года, в штате имеет четыре человека, техникой и другими ресурсами не располагает, платежей за аренду техники не производила. При этом организация стала победителем торгов (!) и заключила контракты на проведение ремонтных работ на сумму более 55 млн. рублей. После анализа ее деятельности выяснилось: часть бюджетных средств – около 20 процентов от стоимости контрактов – перечислены организациям, которые реально занимаются строительством дорог и имеют для этого ресурсы, остальные – компаниям с сомнительной финансово-хозяйственной деятельностью. В дальнейшем эти средства через фирмы-однодневки были обналичены. Сумма налогов организации за 2018 год составила 600 тыс. рублей, налоговая нагрузка на бизнес – 0,4 процента.

Во втором примере в центре внимания оказалась непрофильная компания. Некая организация, связанная с перевозкой грузов, созданная в 2003 году, но ведущая деятельность с 2014-го, в 2016 году приобрела 42 единицы транспортной техники по перевозке грузов (иной не имеет). Работают в ней 28 человек. В 2016-2017 годах компания выигрывает торги и заключает контракты на ремонт дорог на сумму более 200 млн. рублей. В ходе предпроверочного анализа налоговая обнаружила нарушение налогового законодательства и обналичивание денежных средств, полученных на ремонт дорог, через фирмы-однодневки.  Предполагаемая сумма налогового разрыва – более 10 млн. рублей. Этот налогоплательщик попал в план выездных налоговых проверок. Как, впрочем, и следующий.

В третьем примере Елена РОГОЗНАЯ обрисовала крупную компанию по строительству дорог, которая на рынке более 10 лет. Ее активы позволяют обеспечивать серьезные госконтракты. Однако налоговые инспекторы и здесь увидели слабое место: при анализе хозяйственной деятельности установили взаимоотношения с контрагентами, имеющими высокие налоговые риски.

Самая распространенная схема в строительной сфере связана с использованием фирм-однодневок. Она простая: подрядчик перекладывает работы на субподрядчиков для увеличения расходов, в действительности выполняет все сам. Об этом рассказала Юлия ЦУРПАЛ, и. о. начальника отдела камерального контроля. «Установить субподрядчиков, которые не способны выполнить работы и используются налогоплательщиком в целях уменьшения налоговой обязанности, нам помогает программный комплекс – автоматизированная система контроля за налогом на добавленную стоимость АСК НДС-2. Программа в автоматическом режиме сопоставляет сведения об операциях, позволяет видеть организации, которые неправомерно применили налоговый вычет. Уникальность системы состоит в том, что она позволяет установить реальный размер налогового разрыва, т.е. налога, который в бюджет не поступил. Работаем с системой мы с 2015 года», – пояснила Юлия ЦУРПАЛ.

Система за секунду способна построить все связи анализируемого налогоплательщика, затем самостоятельно присваивает схеме роль – однодневка, трансфер, выгодоприобретатель, показывает, в каком звене произошел разрыв. «Нам остается провести незначительный комплекс мероприятий для установления, в чьих интересах совершены операции и сформирован формальный документооборот для получения необоснованной налоговой выплаты», – заметила в заключение руководитель отдела камерального контроля.

К выездной проверке налоговой готовы?

Елена РОГОЗНАЯ обратила внимание на то, что сегодня выездная налоговая проверка стала крайней мерой реагирования на риски нарушения налогового законодательства: в 2018 году количество запланированных проверок на 47 процентов снизилось (по сравнению с 2017 годом).

«Как ни печально, но анализ показывает, что налогоплательщики строительной отрасли чаще всего в целях оптимизации налоговой нагрузки используют агрессивные методы налогового планирования, – заметила Елена РОГОЗНАЯ и добавила:– Результаты выездных налоговых проверок такие выводы подтверждают. За 2017-18 годы в план выездных налоговых проверок попали 64 налогоплательщика, осуществляющих деятельность в строительной отрасли, это 25 процентов от общего числа запланированных проверок. Предполагаемая сумма доначислений – более 750 млн. рублей». Она пояснила, что основанием для выездных проверок УФНС в том числе служат факты привлечения в финансово-хозяйственную деятельность контрагентов с высокими налоговыми рисками.

Начальник контрольного отдела Татьяна СКИПИНА предупредила, что налоговая видит, когда какая-то из строительных компаний делает попытку агрессивного налогового планирования. По результатам проверок предприятий строительной отрасли в 2018 году были дополнительно начислены 238,7 млн. рублей.

Ранее репортаж полностью был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 марта 2019 года



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Патриот 27 апреля 2019 в 17:01:
Правильно! Мочите средний бизнес, а потом, когда эта прослойка вымрет, молитесь на цены на ресурсы, потому что больше деньги в бюджет будет взять негде. Ну, кроме населения, конечно же, придумывая новые мусорные реформы. Стратеги, чо!
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.