Омские строители задолжали бюджету РФ более 8 млрд. рублей (полный текст)

Дата публикации: 27 апреля 2019

При этом представители налоговой уверены, что строительство – один из самых прибыльных видов деятельности.

В УФНС России по Омской области 28 февраля  публичные слушания по контрольно-надзорной деятельности в строительной отрасли, на которых присутствовали сотрудники налоговой инспекции, чиновники, руководители профильных организаций.

Строители региона в цифрах

Инспектор отдела налогообложения юридических лиц Дмитрий СМЕТАНЮК рассказал, что сегодня в Омской области платят налоги более 7 тысяч строительных компаний. Из них всего 2,4 процента рискуют брать государственные контракты. Именно эта доля строителей в 2018 году обеспечила почти четверть поступлений налогов и сборов отрасли.

В целом отрасль в прошлом году выплатила бюджету РФ 5 млрд. рублей налогов, что на 21 процент, или 880 млн. рублей, больше 2017 года. Увеличились и страховые взносы – на 24 процента, или 467 млн. рублей. При этом у исполнителей контрактов, как заметил Дмитрий СМЕТАНЮК, наблюдается более скромная динамика: налоговые поступления составили 1 млрд. рублей, что только на 10 процентов (92 млн. рублей) больше прошлого отчетного периода. Интересно, что половину от всех поступлений со стороны исполнителей контрактов обеспечили четыре крупнейших организации – ООО «Стройсервис», АО «Омскавтодор», АО «ДРСУ-3» и АО «ДРСУ-6».

Дмитрий СМЕТАНЮК обратил внимание на то, что доля строителей составляет 2,9 процента от поступлений в консолидированный бюджет РФ и 3,8 – от поступлений в бюджет региона. 69 процентов плательщиков отрасли применяют общую систему налогообложения, поэтому на долю НДС и налога на прибыль приходится больше половины всех поступлений. Значительную часть в структуре начислений занимает и НДФЛ, за 9 месяцев 2018 года было начислено 1,1 млрд. рублей, в том числе 143 млн. рублей – у исполнителей госконтрактов.

Сегодня в отрасли строительства региона занято почти 49 тыс. человек, т. е. около 5 процентов всех работников региона. Несмотря на увеличение налогов и сборов, численность кадрового состава по сравнению с 2017 годом не изменилась. До 6420 человек выросло количество физлиц, получивших доход у работодателей, заключающих госконтракты. При этом если в целом за 9 месяцев прошлого года заработная плата в строительной отрасли увеличилась на 12 процентов, то у работников госконтрактных компаний расчетное значение оплаты труда не выросло. По данным Омскстата, среднемесячная зарплата за 11 месяцев 2018 года в строительной отрасли составляла 36 тыс. 393 рубля.

Налоговая нагрузка в строительстве за 2017 год оценивается в 7,1 процента, что меньше 2016 года на 0,9 процента. При этом нагрузка на омский бизнес в целом – 10,2 процента.

Должен, не спорю…

Дмитрий СМЕТАНЮК пояснил, что строительная отрасль региона имеет рекордную задолженность по обязательным платежам в бюджеты РФ. На 1 января 2019 года она составила 8 млрд. 314 млн. рублей, что больше трети всей задолженности по региону. С прошлого года этот показатель снизился незначительно – всего на 0,9 процента. Для сравнения спикер привел процент задолженности по другим отраслям: в обрабатывающем производстве – 28,3 процента, в торговле – 7,3, в операциях с недвижимостью – 2,2. Удельный вес исполнителей госконтрактов в сумме задолженности составляет 0,8 процента (66,9 млн. рублей), однако за последний год она выросла на 2,8 процента.

В начале 2019 года в процедуре банкротства находились 79 должников строительной отрасли. Их доля – 8,9 процента от общего числа процедур банкротства в регионе и 24,8 процента от количества юрлиц, признанных банкротами. Сумма задолженности у строительных предприятий, включенных в реестр кредиторов, составляет 4,5 млрд. рублей, или 43 процента суммы по реестру всех должников. К уровню 2017 года число банкротов-строителей значительно не изменилось. Лидирующее место занимает НПО «Мостовик», его долг перед бюджетом 3,8 млрд. рублей, т.е. почти 85 процентов суммы всей задолженности.

Самая прибыльная сфера

– Большинство организаций – исполнителей контрактов – не имеют в собственности основные средства, хотя для выполнения определенных видов работ собственными силами они необходимы. Так, всего 27 процентов исполнителей владеют объектами капитального строительства, транспортом или спецтехникой, – пояснил Дмитрий СМЕТАНЮК.

Об этом говорила и начальник отдела анализа и планирования налоговых проверок УФНС по Омской области Елена РОГОЗНАЯ. Она подчеркнула, что для развития бизнеса в строительной отрасли необходимо обеспечить компанию специализированной техникой и подобрать персонал. «На самом деле строительство и ремонт дорог – это один из самых дорогих, но самых прибыльных видов деятельности. Это серьезный и очень емкий бизнес, в который не просто попасть. Речь идет о стоимости оборудования, которое необходимо для организации такого бизнеса. Помимо этого, в организациях строительного бизнеса нужно иметь определенные знания и в штате должны быть люди со специальным образованием», – пояснила Елена РОГОЗНАЯ.

Нечестные схемы

Елена РОГОЗНАЯ привела примеры анализа финансово-хозяйственной деятельности трех налогоплательщиков из сферы строительства и ремонта дорог. В первом примере она обрисовала компанию, которая на рынке работает четыре года, в штате имеет четыре человека, техникой и другими ресурсами не располагает, платежей за аренду техники не производила. При этом организация стала победителем торгов (!) и заключила контракты на проведение ремонтных работ на сумму более 55 млн. рублей. После анализа ее деятельности выяснилось: часть бюджетных средств – около 20 процентов от стоимости контрактов – перечислены организациям, которые реально занимаются строительством дорог и имеют для этого ресурсы, остальные – компаниям с сомнительной финансово-хозяйственной деятельностью. В дальнейшем эти средства через фирмы-однодневки были обналичены. Сумма налогов организации за 2018 год составила 600 тыс. рублей, налоговая нагрузка на бизнес – 0,4 процента.

Во втором примере в центре внимания оказалась непрофильная компания. Некая организация, связанная с перевозкой грузов, созданная в 2003 году, но ведущая деятельность с 2014-го, в 2016 году приобрела 42 единицы транспортной техники по перевозке грузов (иной не имеет). Работают в ней 28 человек. В 2016-2017 годах компания выигрывает торги и заключает контракты на ремонт дорог на сумму более 200 млн. рублей. В ходе предпроверочного анализа налоговая обнаружила нарушение налогового законодательства и обналичивание денежных средств, полученных на ремонт дорог, через фирмы-однодневки.  Предполагаемая сумма налогового разрыва – более 10 млн. рублей. Этот налогоплательщик попал в план выездных налоговых проверок. Как, впрочем, и следующий.

В третьем примере Елена РОГОЗНАЯ обрисовала крупную компанию по строительству дорог, которая на рынке более 10 лет. Ее активы позволяют обеспечивать серьезные госконтракты. Однако налоговые инспекторы и здесь увидели слабое место: при анализе хозяйственной деятельности установили взаимоотношения с контрагентами, имеющими высокие налоговые риски.

Самая распространенная схема в строительной сфере связана с использованием фирм-однодневок. Она простая: подрядчик перекладывает работы на субподрядчиков для увеличения расходов, в действительности выполняет все сам. Об этом рассказала Юлия ЦУРПАЛ, и. о. начальника отдела камерального контроля. «Установить субподрядчиков, которые не способны выполнить работы и используются налогоплательщиком в целях уменьшения налоговой обязанности, нам помогает программный комплекс – автоматизированная система контроля за налогом на добавленную стоимость АСК НДС-2. Программа в автоматическом режиме сопоставляет сведения об операциях, позволяет видеть организации, которые неправомерно применили налоговый вычет. Уникальность системы состоит в том, что она позволяет установить реальный размер налогового разрыва, т.е. налога, который в бюджет не поступил. Работаем с системой мы с 2015 года», – пояснила Юлия ЦУРПАЛ.

Система за секунду способна построить все связи анализируемого налогоплательщика, затем самостоятельно присваивает схеме роль – однодневка, трансфер, выгодоприобретатель, показывает, в каком звене произошел разрыв. «Нам остается провести незначительный комплекс мероприятий для установления, в чьих интересах совершены операции и сформирован формальный документооборот для получения необоснованной налоговой выплаты», – заметила в заключение руководитель отдела камерального контроля.

К выездной проверке налоговой готовы?

Елена РОГОЗНАЯ обратила внимание на то, что сегодня выездная налоговая проверка стала крайней мерой реагирования на риски нарушения налогового законодательства: в 2018 году количество запланированных проверок на 47 процентов снизилось (по сравнению с 2017 годом).

«Как ни печально, но анализ показывает, что налогоплательщики строительной отрасли чаще всего в целях оптимизации налоговой нагрузки используют агрессивные методы налогового планирования, – заметила Елена РОГОЗНАЯ и добавила:– Результаты выездных налоговых проверок такие выводы подтверждают. За 2017-18 годы в план выездных налоговых проверок попали 64 налогоплательщика, осуществляющих деятельность в строительной отрасли, это 25 процентов от общего числа запланированных проверок. Предполагаемая сумма доначислений – более 750 млн. рублей». Она пояснила, что основанием для выездных проверок УФНС в том числе служат факты привлечения в финансово-хозяйственную деятельность контрагентов с высокими налоговыми рисками.

Начальник контрольного отдела Татьяна СКИПИНА предупредила, что налоговая видит, когда какая-то из строительных компаний делает попытку агрессивного налогового планирования. По результатам проверок предприятий строительной отрасли в 2018 году были дополнительно начислены 238,7 млн. рублей.

Ранее репортаж полностью был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 марта 2019 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/omskie-stroiteli-zadolzhali-byudzhetu-rf-bolee-8-mlrd-rubley-polnyy-tekst