Все рубрики
В Омске понедельник, 16 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 64,4711    € 71,5307

Омский компьютерщик раскрутил бизнес в Таиланде (полный текст)

24 августа 2019 11:34
0
1335

Компания омича попала в крупнейший в Таиланде акселератор стартапов Dtac Acceelerate и выиграла приз за лучшие показатели роста. 

В 2016 году омич Вадим ЕРЕМЕЕВ совместно со шведом Самиром ЧЕРРО создал и запустил в Таиланде сервис «GoWabi», помогающий бронировать услуги в салонах красоты и здоровья. Уже в 2017 году компания GoWabi Limited привлекла инвестиции от американского венчурного фонда 500 Startups, за счет чего начала работать в семи провинциях Таиланда. В 2018 году, обойдя более 500 конкурсантов, компания попала в крупнейший в Таиланде акселератор стартапов Dtac Acceelerate и выиграла приз за лучшие показатели роста. В конце прошлого года стартап заинтересовал частного инвестора из Дании, в итоге рыночная стоимость GoWabi Limited увеличилась до 3 млн. долларов. Об этом пишет азиатская пресса. Обозреватель «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО связалась с Вадимом ЕРЕМЕЕВЫМ и узнала, что нужно для успешного стартапа в Таиланде.

– Вадим, как появилась идея вашего с Самиром ЧЕРРО сервиса?

– Мы с Самиром познакомились в Сингапуре, где я работал четыре года программистом. Он там занимался продажами, потом переехал в Таиланд, но мы поддерживали контакты, т.к. я прилетал туда отдыхать. И у меня часто возникала проблема: иногда хотелось заранее забронировать СПА, чтобы не терять время и знать, сколько это будет стоить, но таких платформ не было. Так появилась идея сделать сайт по бронированию мест. У Самира были похожие идеи. Он изучал рынок, видел перспективы. В итоге мы скооперировались и начали проект.

– Как вы попали в Юго-Восточную Азию, Вадим? Расскажите немного о себе.

– Я учился в Омском техническом университете, получил профессию программиста. Пару лет поработал, а в 2009 году переехал в Сингапур. Это был мой первый выезд за границу. Два года прожил там, работал программистом в разных компаниях, набирался опыта. В 2011-м вернулся в Омск, поскольку не планировал долго жить в Азии. Но в 2014-м решил вернуться в Сингапур, а в 2016-м переехал в Таиланд. В нашем тандеме я занимался разработкой платформы. Поскольку нас было только двое, мы поделили все бизнес-функции. Приходилось и вникать в маркетинг, и вести службу поддержки.

– Вы взяли за основу салоны красоты. В Омске были подобные стартапы, но чаще всего они включали и другие бытовые учреждения, например автосервисы. У вас линейка будет расширяться?

– Мы изначально взяли категорию салонов красоты и здоровья, потому что в Таиланде они представляют очень большой рынок. Сюда приезжают туристы со всего мира, чтобы сделать массаж, да и население – 70 млн. человек – пользуется салонами красоты. Сначала мы решили сфокусироваться на этом рынке, но сейчас смотрим в сторону медицинского туризма. Люди прилетают в Таиланд, чтобы сделать пластическую операцию, подлечиться, получить стоматологические услуги.

– Что сегодня представляет собой компания?

– Мы – крупнейшая платформа в Таиланде на этом рынке. У нас есть конкуренты, но, по нашим данным, мы значительно их превосходим по количеству бронирований в месяц, по выручке. Активно развиваемся. Сейчас у нас в основном все операции в Бангкоке – 90-95 процентов, активно работаем в других городах.

– Выходить за пределы Таиланда пытаетесь?

– Да, сейчас изучаем соседние страны со схожими экономическими условиями, где у людей не возникает проблем для расчета онлайн, смотрим, насколько перспективно запустить наш сервис на Филиппинах, в Сингапуре, в Гонконге. Но пока не определились.

– Что вы думаете о российском рынке подобных услуг?

– Россия в этом плане далеко.

– Территориально?

– И территориально, и экономически. В сторону России пока не смотрели. В планах экзит, а это или продажа компании, или выход на биржу, и Россия не вписывается в этот план. Наша модель будет работать в России, там люди тоже пользуются салонами, но экономические условия тяжелее, нужно будет делать адаптацию.

– В чем специфика развития вашего стартапа в Таиланде? Почему он так быстро вырос в крупный и успешный проект?

– Хороший вопрос. Во-первых, дело в том, что Таиланд славится своими массажами, СПА. Эта индустрия здесь давно хорошо развита, сформированы большие туристические потоки. И сами тайцы 2-3 раза в неделю ходят на массаж. Бизнес был в офлайне, но не было интернет-приложения. Во-вторых, мы нашли инвесторов. Скорость роста нашего проекта напрямую зависит от количества денег, которые в него вложены. Нам повезло: сейчас Таиланд активно развивает свою цифровую экономику, и все большие компании, банки, телекоммуникационные организации стремятся принять в этом участие и активно инвестировать в проекты. Они дают деньги. Здесь существует масса разных акселераторов, есть хорошая поддержка со стороны частного бизнеса и государства. Поэтому наш проект быстро развивается. В Москве индустрия здоровья тоже развита. Что касается Омска, не слышал, чтобы люди ходили в массажные салоны хотя бы раз в месяц.

– Судя по публикациям азиатской прессы, у вас в инвесторах и американский венчурный фонд, и датчанин. Как вам – иностранцу в чужой стране – удалось заинтересовать инвесторов? Экономика Таиланда так устроена или это ваши личные связи?

– У нас была очень интенсивная работа с инвесторами. На то, чтобы им понравиться, уходит много времени. Первые инвестиции мы получили примерно через семь месяцев после запуска. До этого проект развивали на свои деньги. С инвесторами надо на всех мероприятиях встречаться, показывать разные заманчивые графики, строить картинку будущего, где они увидят себя с заработанной суммой денег. Как иностранцам, нам, конечно, было сложно, потому что мы по-тайски не говорим. Но у нас был хороший региональный опыт: когда работали в Сингапуре, поняли, как онлайн-бизнес работает в Азии. И у нас был готовый продукт, который мы показывали.

– Ваша платформа называется «GoWabi». Гугл-переводчик утверждает, что это язык йоруба и выражение означает: «Идти вперед». Это так?

– Интересно гугл перевел! Вообще, это название мы взяли из японской культуры. Тайцы восхищаются Японией и всем, что с ней связано, поэтому мы решили, что японозвучное название позволит нам создать более качественный имидж компании. Wabi – это принятие того, что красота несовершенна, а глагол Go – стремление. GoWabi – принятие несовершенства, какое оно есть, и стремление сделать его лучше. Вокруг этого термина сформирована целая философия!

– Вадим, в чем состоит работа сайта?

– Наша платформа соединяет владельцев салонов и клиентов. Бизнес предоставляет скидки на определенные часы, когда у них мало людей. Может продавать купоны через нашу платформу. Мы им предоставляем бесплатную статистику, делаем онлайн-маркетинг. У вновь открывшегося салона в Бангкоке тысячи конкурентов, мы обеспечиваем ему рекламу и поток клиентов буквально в считаные дни. Посетителям удобно пользоваться приложением, поскольку оно есть для айфонов, андроидов, можно сделать бронирование на сайте. Для клиентов работает система лояльности, когда они накапливают баллы и каждое десятое бронирование идет бесплатно. Бангкок – многонациональный город, тем, кто использует наше приложение, не приходится изъясняться на ломаном тайском, учить английский. Пара кликов – и заказ сделан. Онлайн-оплата исключает шансы, что в салоне обсчитают или начислят дополнительные проценты.

– Вам платят владельцы бизнеса?

– Да, мы получаем проценты с каждого бронирования. С некоторыми салонами работаем за фиксированную оплату. Кроме того, мы продаем рекламные позиции на главной странице.

– Стоимость вашего бизнеса сейчас оценивается в 3 млн. долларов. Это экономическая эффективность или объективная стоимость, за которую вы сегодня можете продать проект?

– И то, и другое. Это оценка, которую нам дали инвесторы, когда в последний раз вкладывали в нас деньги, исходя из показателей роста компании, ее потенциала, состояния рынка и т.д.

– Сколько сотрудников в вашей компании?

– 25, и еще пять-шесть – временные стажеры. Сначала я работал со своим братом, но потом он начал заниматься другим делом. Сейчас с нами удаленно работает команда из Иркутска, мы отдаем им задачи на аутсорсинг. В компании все разработчики приехали из разных стран: один из США, другой из Бразилии, девушка – из Мьянмы.

– Ведете политические споры?

– Обсуждаем новости, но придерживаемся единых взглядов на происходящее. Мой коллега – американец – постарше, ему за 50 лет, он в молодости активно интересовался Советским Союзом, знает историю, интересно слушать, как они смотрели на нашу перестройку. То, что мы разные, нас еще больше сближает.

– Обычно у нас и американцев полярные взгляды на современную геополитику, то же присоединение Крыма…

– Да, они считают, что с Крымом произошло нарушение международных прав. Они также представляют, что вся эта украинская история произошла из-за того, что американцы туда деньги вливали, обучали украинцев, как отколоться от России.

– Вадим, читала, что вы связаны и с туристическим бизнесом Юго-Восточной Азии. Что это за проект?

– Мы работаем с турагентствами. У нас есть API (от ред. –  Программный интерфейс приложения для синхронизации контента с сайтом клиента), с помощью которого партнеры могут размещать бронирования на нашей платформе. Скажем, клиент на Букинге бронирует массаж в Бангкоке и через API-бронирование приходит на нашу платформу. Таким образом мы работаем с платформами в Китае, Японии, на Тайване, сейчас смотрим в сторону Европы, пытаемся найти там партнеров.

– Вы считаете себя мигрантом? Навсегда уехали из России или планируете вернуться?

– Если честно, собираюсь вернуться. Для меня азиатская история – это опыт и новые возможности. Но хочется все-таки жить в своей стране, среди людей, которые говорят по-русски. Не знаю, будет ли это Омск или другой город.

– Что нужно изменить в Омске, чтобы успешные люди не уезжали из него или возвращались?

– Что касается моей сферы, то нужны инвестиции. Если в городе не создан благоприятный инвестклимат, то никакие стартапы рождаться не будут. На свои деньги, как правило, люди могут сделать базовый проект, но построить компанию не получится. Нужны инвесторы, активные люди. В Омске в этом плане, насколько я отслеживаю, проходят только узкие встречи – рассказывают про технические аспекты создания компаний, как писать качественный код, тестировать продукт, делятся каким-то опытом. Но с такими мероприятиями я бы точно ничего не открыл. Конечно, и со стороны государства должна быть помощь, а оно, по-моему, не очень поддерживает предпринимательство. За шаг влево, шаг вправо начинают штрафовать. В Таиланде государство неэффективное, но при этом сделано для людей. Я три года здесь работаю, и за это время нас никто не проверял, налоговые инспекторы не пытают. Здесь много китайских инвесторов. А в России (я читал в СМИ дело Майкла Калви) иностранных инвесторов в СИЗО посадили, потому что у них спор с владельцами случился. Такие истории не вызывают желания вести в России бизнес.

– Вы давно были в Омске?

– В ноябре прошлого года. Стараюсь раз в год навещать родителей. Отдохнуть.

– Вам комфортно жить в Таиланде?

– Да, мне здесь очень нравится. Тайская культура человечная, тайцы вежливые, внимательные люди. У меня девушка – тайка. У них вкусная еда. Я ее постоянно ем – она хорошо сбалансирована. Страна курортная: несколько часов – и ты в Паттайе или на Пхукете. Такой отдых можно позволить себе раз в несколько недель. Здесь очень доступные цены, даже в сравнении с Сингапуром – на жилье, еду. Единственная проблема – это пробки. Бангкок, где я живу, очень загазованный город, в нем много машин и перемещаться не очень удобно.

– Судя по доносящимся сигналам автомобилей, вы сейчас едете по городу?

– Я сижу в кафе у дороги, поэтому вы слышите, как гудят машины. Сам стараюсь передвигаться на метро, это наиболее эффективно. Если поблизости нет станции, пользуюсь сервисом по вызову мототакси. Они достаточно быстро и недорого доставят до места. На машине можно передвигаться только ночью.

Ранее в полном виде интервью можно было прочитать только в печатной версии газеты «Коммерческие вести»  был опубликован 10 июля 2019 года. 

Loading...




Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.