Признаки коррупциофондости

Дата публикации: 18 апреля 2019

Фонд капитального ремонта: 50 оттенков серого. 

На прошедшей неделе в Региональном фонде капитального ремонта многоквартирных домов Омской области были назначены новые замы. При этом, если судить по официальному сайту, исчезла должность главного инженера. Напомним, что 1 апреля  из  Регионального фонда уволились сразу три омича-руководителя фонда: заместитель директора по финансово-экономическим вопросам Николай ЯКУШЕВ и заместитель директора по реализации региональной программы Кирилл МАСАН, а также главный инженер Дмитрий ПЕСТРЯКОВ.

Новые замы

Вместо уволившихся  полноценным замом стал приехавший из Екатеринбурга Александр БОЯРСКИХ. Причем без уточнения – зам по каким вопросам. Просто заместитель, надо полагать, замещающий руководителя Марину СТЕПАНОВУ (на фото в середине) при ее отсутствии. Ранее он работал вместе с нею в Фонде капитального ремонта Свердловской области руководителем сектора производственно-технического отдела.

А вот омичка Наталья КОНДРАТЕНКО, немало лет проработавшая в омском фонде начальником финансово-экономического отдела, была назначена лишь и.о. заместителя по финансово-экономическим вопросам.

Впрочем, исполняющей обязанности считается пока и сама руководитель омского фонда Марина СТЕПАНОВА, но – по другой причине: процесс ее согласования в столице пока еще не завершен. В конце марта — начале апреля  она дала интервью подконтрольным правительству Омской области СМИ: «Омской правде» и 12 каналу, где рассказала о ряде нововведений.  

Некоторые из ее предложений представляются вполне логичными. Например, требование к  подрядчику  предоставить обеспечение  исполнения гарантийных обязательств (60 месяцев) по договору в объеме 1% от стоимости фактически выполненных работ. Своеобразная подушка безопасности в случае исчезновения или банкротства строительной компании. Через пять лет эти деньги должны вернуться подрядчику.

Во всяком случае, такой пункт есть в проекте договора с подрядчиками в Региональном Фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, где СТЕПАНОВА трудилась три года руководителем правового департамента.

Субчики

После месячного перерыва на сайте омского РФКР начались электронные аукционы. Правда, новый директор почему-то поменял в качестве организатора торгов «Сбербанк АСТ» на «РТС Тендер», которые долго ходили раньше вокруг фонда.

Существенным образом изменился и типовой проект договора на капитальный ремонт (см. приложенный внизу файл). В предыдущем варианте несколько лет жестко было забито, что «исполнитель выполняет работы по настоящему Договору своими силами и средствами, с использованием своих материалов». Таким образом, региональный фонд избавлялся от фирм-прокладок без имущества с одним работником, которые выигрывали торги, а потом, забрав себе за посредничество процентов 10-15, отдавали работы на субподряд.

Марина СТЕПАНОВА изменила проект договора, дав право «выполнить весь комплекс работ и услуг, являющихся предметом настоящего Договора, собственными силами или с привлечением третьих лиц (субподрядных организаций)» (пункт 5.1.27).

Таким образом, возможность появления прокладок появилась.

Для сравнения: в типовом проекте договора фонда Свердловской области по этому поводу два пункта противоречат друг другу. В пункте 1.1 сказано, что «По настоящему договору Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство своими силами и средствами за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить комплекс работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, согласно Адресному перечню в соответствии со сметной документацией». А согласно пункту 6.1.27 подрядчик может «выполнить весь комплекс работ и услуг, являющихся предметом договора, собственными силами или с привлечением третьих лиц (субподрядных организаций)».

Гигантомания

Как известно, в Омской области дома целиком – от и до – капитально не ремонтируют. Работы размазаны на несколько лет: в один год ремонтируют крышу, в другой – меняют лифты. Для указанных примеров необходимы разные специализации и в один лот то и другое обычно не объединяются. Спецквалификация требуется, например, при замене внутридомовых инженерных систем,  и это раньше торговалось отдельным лотом. А вот если делать укрупненные лоты, объединяя различные виды работ, необходимость положения о субподрядчиках становится понятной.

Марина СТЕПАНОВА уже заявила в интервью «Омской правде», что «лоты укрупняем и «смешиваем» в них различные виды конструктивов, подлежащих капремонту». В настоящее время проходит аукцион «выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов» с начальной ценой 72,2 млн руб., где как раз объединены разные виды работ.

Но здесь возникает вопрос: зачем укрупнять? Около 80% участников омского капитального ремонта являются малыми или микропредприятиями с первым уровнем ответственности члена СРО. То есть с разрешенным объемом работ по тендерам до 60 млн рублей. Оно и понятно: в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в этом случае надо будет заплатить 200 тысяч рублей, когда как при втором уровне ответственности -  2,5 млн руб.

В марте уралец Александр БОЯРСКИХ уже повстречался с представителями двух уральских фирм, интересовавшихся возможностью поучаствовать в капитальном ремонте омских домов

Укрупнение лотов в объемы свыше 60 млн руб. как раз отсекает эти 80 с лишним процентов омских строителей. Откроем сайт  все того же Свердловского регионального фонда и обнаруживаем, что там в настоящее время идут аукционы на капитальный ремонт (не на оценку технического состояния!) на следующие суммы: 2,5 млн. руб., 6 млн, 1,6 млн, 2,7 млн, 751 тыс. руб. и так далее. Есть, конечно, в архиве отдельные лоты свыше 60 млн руб. (примерное соотношение — один на двадцать), но они, как правило, не в самом Екатеринбурге, а, скажем, в Верхней Пышме или в Карпинске или еще где за пределами областного центра.

При этом СТЕПАНОВА заявила в том же интервью: «Из той основной массы объектов капитального ремонта, а с 2014 года он сделан почти в двух тысячах многоквартирных домов, жалоб  было немного». Если омские строители работают качественно (жалоб немного), то зачем их отсекать от этого рынка?

Сказка о 12 месяцах

Дальше больше. Пункт 2.5 нового типового омского проекта договора говорит, что «авансовый платеж по договору не предусмотрен», но в пункте 2.6 сказано: «заказчик вправе произвести промежуточную оплату по Договору за фактически выполненные работы на Объекте на основании подписанного комиссией Акта о приемке в эксплуатацию Объекта и счета, выставленного Подрядчиком в размере 30% от стоимости работ по Объекту, указанному в адресном перечне многоквартирных домов».

Это как понять? Заказчик вправе произвести… То есть может заплатить эти 30%, а может и нет. Без всяких на то критериев! Только на основании субъективного решения! Глаза голубые – оплатим, руки потные – нет?

Но последним гвоздем в крышку гроба стал пункт 2.10: «оплата выполненных по настоящему Договору работ производится Заказчиком в размере фактических расходов с учетом системы налогообложения, применяемой Подрядчиком,  в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты выставления Подрядчиком счета и предоставления Заказчику документов».

Что значит,  в течение 12 месяцев? Кто-то получит через месяц, кто-то через три, а кто-то – через 11 месяцев 29 дней?!

На протяжении ряда лет этот пункт в Омске формулировался иначе: «оплата выполненных работ по каждому Объекту производится Заказчикомв течение 90 рабочих дней с момента подписания Сторонами Акта приемочной комиссии, Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3».

Было 90 дней, стало 12 месяцев!!! При том, что у фонда не скупое бюджетное финансирование, а миллиарды на счетах.
Неужели и в Свердловском региональном фонде капитального ремонта такие же драконовские условия?

Нет!

Пункт 2.10 стандартного проекта договора в Екатеринбурге: «Оплата отдельных этапов (видов) выполненных работ, установленных Графиком производства работ, производится на основании подписанных Заказчиком Акта КС-2 и Справки КС-3 в 30 (тридцати) дневный срок с даты подписания Заказчиком указанных документов».

А вот свердловский пункт 2.11: «Окончательный расчет по Объекту производится на основании предоставленных Подрядчиком и подписанных со стороны Заказчика Акта КС-2, Справки КС-3, Акта сдачи-приемки выполненных работ по капитальному ремонту по Объекту, в 30 (тридцати) дневный срок с даты подписания Заказчиком указанных документов».

И тут все становится понятно. Все эти новые омские пункты дают возможность давать зарабатывать одним, и отодвигать от кормушки других. Никакого другого рационального объяснения я не вижу.

Прошу Управлению по антимонопольной политике и прокуратуру  Омской области  рассмотреть данный материал, как заявление о возможных коррупционных факторах в региональном фонде капитального ремонта многоквартирных домов Омской области.

Фото с сайта https://ok.ru/group/54044872147151 (страница в "Одноклассниках" Омского фонда капитального ремонта)

Ранее было опубликовано в газете "Коммерческие вести".



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/priznaki-korruptsiofondosti