Прокуратура сделала выводы по омскому минздраву в связи с коронавирусом

Дата публикации: 28 августа 2020

Правоохранители описали нарушения закона и поставили вопрос о привлечении к ответственности. 

«Коммерческие вести» недели три назад знакомили своих читателей с результатами проверки омского министерства здравоохранения. Проверка Росздравнадзора касалась  соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья.  Проверка не была проведена формально. Несмотря на вопросы к акту, он все же зафиксировал те проблемные места в омском здравоохранении, которые, впрочем, уже давно стали секретом Полишинеля.  

По процедуре акт после подписания отправляется нескольким адресатам. И, помимо областного правительства, он обязан был попасть в прокуратуру Омской области.  И судя по тому, что сейчас вы читаете этот материал, он туда попал и был рассмотрен внимательнейшим образом.

Прокуратура – не медики, она — надзор за исполнением закона, потому выводы были сделаны в соответствующем  ключе.  И у читателей «Коммерческих вестей» появилась возможность с ними познакомиться.  Представляем вам краткое содержание  документа, именуемого «Представление об устранении нарушений федерального законодательства». Бумага адресована Ирине СОЛДАТОВОЙ, министру здравоохранения Омской области. Подписал документ заместитель прокурора  Омской области Владислав ШЕВЧЕНКО.

Для тех, кто мало знаком с тем, как прокуратура может реагировать  в рамках своих полномочий, и какие документы рождаются в результате – несколько слов ликбеза. Прокурор может выносить протест – таким образом оспаривается противоречащий закону нормативный правовой акт. Представление же  – такой документ, который  предписывает организации, которой он адресован, прекратить нарушать законодательство.  При этом ничто не мешает прокуратуре параллельно  при наличии оснований изготовить постановление (другой тип документа) о возбуждении производства об административном нарушении.  Или передать информацию в следственный комитет (по подведомственности), если речь может идти о возбуждении дела в рамках УК РФ в отношении должностного лица.

У редакции нет информации, какие действия производит прокуратура на сегодняшний день в отношении минздрава. Вполне возможно, больше никаких. Описываемое представление датировано 17 августа, то есть было изготовлено более 10 дней назад.

Для начала нужно заметить, что акт проверки минздрава – далеко не вся фактура, на которую опиралась прокуратура при рассмотрении ситуации в омском здравоохранении.  По всей видимости, сотрудники прокуратуры выходили с проверкой на разные учреждения здравоохранения. Станцию скорой помощи они посетили точно.

Итак, если кратко изложить суть претензий минздраву от надзорного органа, то выглядят они следующим образом.

Часть первая, формальная, на здоровье граждан не влияющая.

Есть вещи, которые просто должны быть сделаны. Большей частью они касаются своевременного раскрытия информации. Почему это так важно, особенно в период эпидемий, «Коммерческие вести» высказались здесь. И прокуратура обязательно проверяет формальную сторону вопроса организации деятельности органа власти субъекта РФ.  Несмотря на то, что к оказанию медицинской помощи гражданам она не имеет прямого отношения. В этой части выявлено следующее.

1. Нарушаются сроки предоставления отчетности в региональный сегмент информаресурса по COVID-19. Это касается некоторых лечебных заведений.

2. При ревизии нормативных правовых актов Министерства, размещенных в системе «Консультант Плюс», выявлены противоречия  действующему законодательству. 

3. Не соблюдается порядок и сроки предоставления информации о деятельности органа, в частности, с января этого года нет информации о работе с обращениями граждан, а она предоставляется раз в квартал.

Часть вторая, оказывающая влияние на здоровье граждан.

Сюда можно отнести действия и решения, которые привели к возможным и уже имеющим место быть проблемам с оказанием медпомощи гражданам.

4. Нарушены права граждан в сфере охраны здоровья,  в частности,  в части  оказания специализированной, в т.ч. высокотехнологичной  медицинской помощи.  Речь идет о неправомерности перепрофилирования лечебных учреждений, оказывающих такую помощь, под коечный фонд для лечения ковида. Речь большей часть в документе идет об Омской областной клинической больнице, КМХЦ, МСЧ-4.

— При этом Министерством здравоохранения РФ в письме от 15.05.2020 № 30-4/326 органам исполнительной власти субъектов РФ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции указано на недопустимость развертывания дополнительного коечного фонда для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией в ущерб коечному фонду, предназначенному для оказания медицинской помощи пациентам с иными видами заболеваний.

Таким образом, данные факты приводят к ограничению прав граждан на своевременное оказание специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи.

5. Нарушен Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

— В силу подп. «а» п. 7 приложения № 1 к Порядку «Правила осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» решение о необходимости медицинской эвакуации с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации) принимает медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады.

…Кроме этого, время ожидания пациентами с подозрением на COVID-19 приезда скорой медицинской помощи увеличилось с 38 минут в апреле текущего года до 140 минут в июле 2020 года.

Иными словами, решение о госпитализации принимал не старший медик в выездной бригаде. Потому как ниже

…При этом госпитализация пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию, находящихся в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, осуществляется по согласованию с руководством Министерства. В отдельных случаях время ожидания вопроса  согласования госпитализации пациента составляет более 2 часов.

Вместе с тем, нормативно правовыми актами такое согласование не предусмотрено.

Данные факты приводят к тому, что бригады скорой медицинской помощи длительное время (несколько часов) находятся с одним и тем же пациентом, в связи с этим вызовы, поступающие в это время, не могут быть обслужены.

Это говорит о том, что маршрутизация для службы скорой помощи отсутствовала. А как раз кого, с чем и куда везти в организационном плане решает минздрав. А потому бригады скорой помощи не могли своевременно госпитализировать больных в связи с неопределенностью лечебного заведения для приема больного. Не в лес и поле же его вывозить.

Часть третья, уже оказавшая негативное влияние на здоровье граждан.

В этой части собраны факты, выявленные в ходе надзорной проверки, и они вопиющи. Часть их, возможно, будут расследованы в рамках уголовного законодательства. В документе указано на несоблюдение на территории Омской области приказа Минздрава РФ   по профилактике и снижению рисков распространения COVID-19 и последствиях такого несоблюдения. «Коммерческие вести» указывали на это неоднократно в своих материалах, например,  здесь  и здесь.  Официально эти цифры и факты нигде не звучали как нашедшие подтверждение. Теперь звучат.

— Проведенной проверкой установлены многочисленные факты отказа гражданам с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в госпитализации при наличии оснований в медицинские учреждения.

Так, количество лиц, доставленных бригадами скорой медицинской помощи БУЗОО «ССМП» на мультиспиральную компьютерную томографию легких с 01.07.2020-26.07.2020, составило более 3 600 человек, из которых более чем 470 гражданам отказано в госпитализации, из них 80 — с тяжелой степенью поражения легких (остальные со средней степенью).

Только вдумайтесь. Меньше чем за месяц отказано в госпитализации при наличии для нее оснований 470 пациентам. 80 из них имели тяжелую степень поражения легких. Если исходить из положения, что один – это случай, два – тенденция, а три – уже закономерность, то что такое 470? Неужели кто-то будет способен впоследствии предполагать, если будет еще более серьезный разбор полетов, что это конкретный врач или фельдшер в бригаде скорой принял решение, что пациенту не нужна госпитализация?

Дальше без комментариев приводим цитаты из представления. Фамилии пациентов удалены. Оставлен формат «(пациент) ФИО».

… — Например,  22.07.2020, несмотря на имеющиеся подозрения на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, наличие признаков пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких 50%-75%, отказано (пациенту) Б.И.В. в госпитализации в медицинское учреждение.

Аналогичным образом отказано в госпитализации 01.07.2020 (пациентам) П.О.А., Б. Н.В., 05.07.2020 (пациенту) П.Ч., имеющим поражение легких 25%-50% и многим другим.

Лишь 03.07.2020 (пациент) А.К.Р., 24.11.1958 г.р., страдающая сахарным диабетом, с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, пневмонией, после неоднократных отказов 30.06.2020, 02.07.2020, 03.07.2020 в госпитализации, была доставлена в тяжелом состоянии бригадой скорой медицинской помощи в БУЗОО «Городская больница № 11», где 05.07.2020 скончалась.

Кроме этого, в средствах массовой информации неоднократно сообщалось о необоснованном отказе пациентам в госпитализации.

Так, при проведении проверки по публикации «Отправили умирать домой: омичке с 50% поражения легких отказывают в госпитализации из-за отсутствия мест» установлено, что, несмотря на наличие у (пациента) А.Н.В. уплотненной легочной ткани в обоих легких 50%; температуры тела до фебрильных цифр; сухого кашля, отдышки, последней было отказа в госпитализации в медицинское учреждение.

Только при повторном вызове бригады скорой медицинской помощи и повторном проведении (пациенту) А.Н.В. компьютерной томографии, которая диагностировал уже 75% уплотненной легочной ткани в обоих легких, она была госпитализирована в БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области».

Отсутствие отлаженного взаимодействия при маршрутизации пациентов, в том числе пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией в учреждения здравоохранения Омской области ведет к возникновению риска для жизни и здоровья граждан.

Прокурор требует прекратить нарушать закон и привлечь виновных к ответственности

Резолютивная часть документа для прокурора проста и понятна (далее даем скан документа):

Но редакции «Коммерческих вестей» она пока не очень понятна. Непонятно, каким образом, например, будет найден виновный. Нет, понятно, что министр не похожа на унтер-офицерскую вдову, и сама себя сечь точно не будет. Но кого? Непредоставление вовремя отчетности в информресурс по COVID-19 – это одно. А зафиксированный отказ в госпитализации 470 человек – совсем другое.  Это система. И зафиксирована смерть человека в этой системе. Нет, скорее, из-за этой системы. Но, как мы уже выяснили, прокуратура может реагировать по-разному. А пока можно сказать, что она объективно находится на страже соблюдения прав омичей на гарантированное оказание медицинской помощи.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/prokuratura-sdelala-vyvody-po-omskomu-minzdravu