Сергей КАПКО взыскал с РФ за незаконное уголовное преследование

Дата публикации: 21 сентября 2019

«Полипластик ЗапСиб» теперь пытается получить свои деньги в арбитражном процессе. 

25 июля Омский областной суд оставил в силе решение Кировского районного суда  от 8 мая 2019 года, которым в пользу Сергея КАПКО (на фото) с Министерства финансов РФ  в счет возмещения имущественного вреда, причиненного в связи с незаконным уголовным преследованием,  взыскано 242 191 рубль 52 копейки.

Обвинение

Напомним, что Сергей Васильевич был обвинен  по ч. 4 ст. 159 УК РФ в совершении мошенничества путем обмана и злоупотребления доверием, с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере. По версии следствия и гособвинения, в 2012 году гендиректор ООО «СибАкваСтрой» заключил контракт на поставку полиэтиленовой продукции. Однако руководитель организации «не намеревался исполнить взятые обязательства на сумму 27,7 млн рублей в полном объеме и после получения продукции оплатил лишь половину установленной суммы, несмотря на наличие на расчетном счете ООО «СибАкваСтрой» денежных средств». Как посчитали следователи, обвиняемый распорядился остальными деньгами в сумме 12,7 млн рублей по собственному усмотрению

29 августа 2018 года Кировский суд переквалифицировал обвинение с ч. 4 на ч. 5 статьи 159 – мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, и оправдал  подсудимого за отсутствием в его действиях состава преступления, С этим приговором согласился 25 октября 2018 года и областной суд.

В ходе разбирательства в апелляционной инстанции представитель потерпевшего не согласился с приговором, заявив, что Сергей КАПКО «злоупотребляя доверием, ввел потерпевшего в заблуждение относительно своей платежеспособности», так как сообщил генеральному директору ООО «Полипластик ЗапСиб» о наличии у компании достаточных финансовых активов для оплаты договора поставки: при этом он  «умолчал о заключении им договора купли-продажи всей техники организации по заниженной стоимости… Кроме того, после появления на расчетном счете ООО «СибАкваСтрой» достаточных денежных средств для расчета с потерпевшим КАПКО  направил эти средства на расчетные счета своих аффилированных компаний, фактическое руководство которыми он осуществлял. После чего намеренно нарастил кредиторскую задолженность перед ООО «СК «СибВКстрой» и начал процедуру банкротства».

Оправдание

Как было установлено в суде, ООО «СибАкваСтрой», генеральным директором которого КАПКО являлся в разные периоды времени с 2008 года, осуществляло строительную деятельность, имело в штате до 300 сотрудников, занимавшихся реализацией строительных проектов, до 2014 года получало прибыль от своей деятельности. Таким образом, КАПКО как до заключения договора поставки с ООО «Полипластик ЗапСиб», так и после осуществлял предпринимательскую деятельность: «по смыслу закона мошенничество, совершенное в сфере предпринимательской деятельности, сопряженное с неисполнением договорных обязательств в сфере этой деятельности, характеризуется наличием прямого умысла у стороны договора на завладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием контрагента, реализованного через неисполнение определенных положениями договора обязательств, и возникшего у этой стороны до заключения договора».

О наличии умысла на хищение до заключения договора могут свидетельствовать заведомое отсутствие у лица реальной возможности исполнить обязательство в соответствии с условиями договора, использование лицом при заключении договора поддельных документов, в том числе документов, удостоверяющих личность, уставных документов, гарантийных писем, справок, сокрытие лицом информации о наличии задолженностей и залогов имущества.

Однако о  возможности «СибАкваСтроя» исполнить взятые на себя договором обязательства по оплате поставленного товара свидетельствует размер оборотных средств организации в 2012 году – более миллиарда рублей, многократно превышающий сумму обязательства по договору поставки, а также размер дебиторской задолженности и стоимость основных средств, которых в совокупности было достаточно для погашения кредиторской задолженности.

На протяжении предшествующих сделке 5 лет между ООО «СибАкваСтрой» и ООО «Полипластик ЗапСиб» существовали успешные коммерческие отношения. За год сумма договорных обязательств между организациями многократно превышала размер обязательств по данному договору поставки.

Как установлено из свидетельских показаний, транспортные средства, находящиеся на балансе организации, в 2012 году  не продавались, договоры купли-продажи техники были составлены в 2015 году с датой их продажи в день заключения договора поставки с целью вывода этой техники из судебных процессов по банкротству, чтобы она не была реализована для погашения долгов организации. О мнимости указанных сделок указал также в судебном решении Восьмой арбитражный апелляционный суд.

КАПКО продолжал гашение долга, с декабря 2012-го по январь 2013-го перечислив по договору более 7 миллионов рублей, в последующем произведя новацию договора поставки в договор займа, на менее выгодных условиях перечисления не прекращал до августа 2013 года, в общей сумме перечислив более 50% от стоимости поставленной продукции. Это не позволяет сделать вывод о формировании у него умысла на хищение до заключения договора поставки.

Последующее направление  денег на расчеты с другими аффилированными фирмами, которые после сокращения сотрудников в январе-феврале 2013 года выполняли подрядные работы по всем обязательствам ООО «СибАкваСтрой», сформированным до принятия решения о ликвидации компании, не свидетельствует об умысле на хищение, поскольку действительное наличие финансово-хозяйственных отношений между этими организациями материалами дела не опровергнуто. Поэтому оплата выполненных работ этими фирмами не противоречит закону.

Доводы обвинения о наращивании  искусственной задолженности с целью банкротства суд оставил без рассмотрения, поскольку данные обстоятельства не имеют значения для установления вины КАПКО в преднамеренном неисполнении договорных обязательств.

Исходя из всех этих совокупных фактов,  суд оправдал Сергея Васильевича. Его адвокатом на протяжении всего этого времени был Борис МЕТЕЛЕВ.

Возмещение

Через некоторое время Сергей КАПКО подал иск в суд о возмещении имущественного вреда, причиненного в связи с незаконным уголовным преследованием, посчитав, что  срок предварительного расследования составил 9 месяцев 13 суток, срок рассмотрения в суде первой инстанции – 3 месяца, срок рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции – 23 дня. Суды признали справедливость его заявления и вынесли решение о взыскании  с Министерства финансов РФ  за счёт средств казны РФ  242 191 рубля 52 копейки. Параллельно Сергей КАПКО подал иск о возмещении морального вреда, запросив компенсацию в размере одного миллиона рублей.

Кировский райсуд 27 марта 2019 года, учтя степень и характер причиненных истцу нравственных страданий, период незаконного уголовного преследования, категорию тяжести преступления, применении меры пресечения не связанной с лишением свободы» пришел  к выводу, что «заявленный размер компенсации морального вреда подлежит снижению исходя из принципов разумности и справедливости, с учетом конкретных обстоятельств» и определил их в объеме  30 000 рублей.

Арбитраж

Впрочем после завершения дел уголовных все события переместились в арбитражную плоскость. 29 августа 2019 года Арбитражный суд Омской области  назначил заседание о рассмотрении заявления конкурсного управляющего ООО «СибАкваСтрой»  Светланы БЕЛОВОЙ о привлечении Сергея  КАПКО   к субсидиарной ответственности по обязательствам должника. А 15 августа 8ААС постановил рассмотреть по существу заявление ООО «Полипластик ЗапСиб»  о взыскании убытков с арбитражных управляющих –  предшественников БЕЛОВОЙ –  Андрея СЕРАНА, Сергея МАКОВЕЕВА и Олеси ШИЛОВОЙ.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 августа 2019 года. 



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/sergey-kapko-vzyskal-s-rf-za-nezakonnoe-ugolovnoe-presledovanie