Все рубрики
В Омске четверг, 29 Октября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 77,5520    € 91,2632

Странные гости семейства Смит, или Истина где-то посередине

21 ноября 2019 16:41
1
1746

«Пятый театр» пригласил омских зрителей на вечер абсурда. 

На прошлой неделе драматический «Пятый театр» показал очередную премьеру – «Лысая певица и что-то еще» по двум пьесам известного франко-румынского драматурга Эжена ИОНЕСКО.

ИОНЕСКО считается одним из основателей театра абсурда. Новое направление в драматургии возникло в середине прошлого века и относится к поставангарду. Драматурги, а за ними и режиссеры, кажется, бросили вызов не только официальному искусству, но и здравому смыслу. Их произведения практически лишены логики, последовательности и зачастую самого сюжета. 

Для своего спектакля, жанр которого он определил как «вечер абсурда», режиссер Дмитрий ЛИМБОС (Москва) взял две пьесы Эжена ИОНЕСКО – «Лысая певица» (название в свое время возникло в результате оговорки) и «Этюд на четверых». К написанию «Лысой певицы» ИОНЕСКО подтолкнула бессмысленность очевидного, когда он учил английский язык. Дмитрий ЛИМБОС говорит о бессмысленности слова вообще. Оно обесценено. Оно ничего не стоит. Многочисленные разговоры ни о чем, знакомые каждому из нас, то, что мы называем «бла-бла-бла»», – это видимость общения, за которым пустота.

Герои спектакля несут алогичную белиберду, дурноватыми голосами и ужимками напоминая персонажей «Гриффинов» или «Симпсонов». Миссис Смит (Виктория ВЕЛИЧКО) рассуждает о том, что масло в бакалее на углу гораздо лучше, чем в бакалее напротив, и точно с такой же интонацией говорит о похоронах некоего Бобби Уотсона, который умер два года назад, а похороны были полтора года назад: «Он так хорошо сохранился, это был красивейший труп во всей Великобритании!» Мистер Смит (Егор ЛЯБАКИН) важно ей поддакивает, читая газету.

Не расставаясь с миской, в которой она постоянно что-то взбалтывает, миссис Смит попутно заваривает чайный пакетик прямо в… мистере Смите. А тот в качестве благодарности ласково отправляет супругу в легкий нокдаун. Героиня Виктории ВЕЛИЧКО, со своим щебетанием и походкой с пятки на носок, наводит на мысль о современной гейше. Наверное, тут работает вторая задумка режиссера-постановщика – высказаться на тему гендерного неравенства в современном обществе. Недаром, когда к Смитам приходят гости, после слов: «Прошу к столу. Дамы, организуйте!» – женщины неожиданно поднимают тяжелый диван. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что гендерные перекосы у нас бывают и в другую сторону.

Гости – мистер и миссис Мартин (Станислав ЛЯШЕНКО, Анна СОТНИКОВА). Заторможенная парочка «знакомится» в ожидании хозяев. Вдруг оказывается, что они приехали из Манчестера в один день, в одном поезде и даже в одном купе. Теперь они живут в одной квартире и часто встречаются в одной постели, а значит (гениальная догадка!), они муж и жена. Как это странно и удивительно!

Впрочем, Элизабет и Дональд Мартин все-таки не настоящие, просвещает нас служанка Смитов Мэри (Алена ФЕДОРОВА). Поскольку у ребенка Дональда правый глаз белый, а левый красный, а у ребенка Элизабет – наоборот. Алена ФЕДОРОВА, кстати, играет не только Мэри в первой части спектакля и Прекрасную даму – во второй. Она еще и некий персонаж, соединяющий действие, проводник по миру абсурда. Ее выбеленное лицо под копной черных волос похоже и на грим мима, и на маску античного театра.

Еще один странный гость – капитан пожарной команды (Вячеслав БОЛДЫРЕВ), одновременно круть какой мужественный и по-детски застенчивый. Он приходит узнать, не горит ли что-нибудь в квартире, поскольку очень хочется проявить героизм, а тушить нечего. Увы, ничего не горит, но ради такого дела перед пожарным зажигают спичку.

Во втором акте теми же актерами играется пьеса ИОНЕСКО «Этюд на четверых». Трое мужчин в арендованном ресторане ожидают Прекрасную даму. Их споры переходят в «дебаты», а после – в банальный махач. Когда же приходит дама, они буквально разрывают ее на части. Руки, ноги, голова оказываются лежащими на столе. Трюк, хоть и страшноватенький, но эффектный.

Дмитрий ЛИМБОС говорит, что поставил молодежный спектакль. Это действительно так, поскольку в нем играют молодые актеры. И они используют весь свой физический аппарат, совершая иногда немыслимые пластические выверты. Тщетно пытаясь понять смысл слов, все больше начинаешь заглядываться на этот «сурдоперевод». Возможно, как сказал один из персонажей, истина где-то посередине. Именно там, между текстом и жестом, смысл происходящего.

«Я с вами полностью согласна. Это…» – говорит в финале зрителям дама с белым лицом. И каждый волен закончить фразу сам. Мнения зрителей, как обычно, разделились: от «полный бред» до «молодежь так мило хулиганит». Но, в принципе, абсурд абсурдом, а мы словно телевизор посмотрели. Вот же, все это мы видели в новостях буквально вчера. И страшную расчлененку на любовной почве, и начальника пожарной команды, готового поджигать ради того, чтобы тушить, и перерастающие в драку дебаты, на которых оппоненты кричат друг другу: «Вы говорили-говорили, и ничего не сказали!» Вся наша жизнь – большой театр абсурда. Не такой уж оригинальный вывод.

И, напомню, пьеса ИОНЕСКО «Лысая певица» была написана в 1948 году, «Этюд на четверых» – в 1963-м. При чем здесь все-таки певица и почему же она лысая, спросите вы? Ответ в спектакле звучит, и он вполне в законах жанра: потому что потому.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Комментарии через Фейсбук

GAL 21 февраля 2020 в 14:57:
Лысая певица и что-то ещё — трата времени
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.