Таланты белой столицы

Дата публикации: 18 февраля 2019

Что сохранила коллекция Антона СОРОКИНА. 

В Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля при участии Историко-краеведческого музея открылась выставка «Ковчег Антона Сорокина». 

Она приурочена к нескольким юбилейным датам: 100-летию белой столицы России (ею, по велению адмирала КОЛЧАКА, наш город был в 1918–1919 гг.), 135-летию омского писателя и художника-любителя Антона СОРОКИНА и 100-летию Третьей весенней выставки Общества художников и любителей изящных искусств Степного края. 

Многие работы с той выставки легли в основу коллекции «короля сибирских писателей». Собственно, в это время она и начала формироваться.

Выставка знакомит с искусством Омска периода Гражданской войны в Сибири. Омск стал тогда своеобразным Вавилоном, куда стекались люди со всей России (в том числе художники, музыканты, артисты). 

А коллекция Антона СОРОКИНА оказалась тем самым ковчегом, сохранившим до наших дней уникальные работы.

Судьба коллекции драматична. В 1935 году она поступила в Западно-Сибирский Краевой музей, но через несколько лет, как не отвечавшая духу нового времени, подлежала уничтожению. Тайно помещенная сотрудниками под половицами одной из пристроек в музейном дворе, она была обнаружена спустя почти полвека. Внешний вид работ говорил об их непростой судьбе: многие листы отсырели, были разорваны и покрыты плесенью. До сих пор ведутся работы по их реставрации и исследованию. 

Архив таит в себе еще много неизведанного и скрытого, и продолжает преподносить сюрпризы.

– Сегодня мы вводим в оборот новое имя и новые работы, – рассказала старший научный сотрудник, хранитель фонда советской и современной живописи ОМИИ им. М.А. Врубеля Людмила БОГОМОЛОВА. – На этой выставке впервые демонстрируются работы Владимира ТРОНОВА. Это очень талантливый, плодовитый художник. Он родом из Тифлиса, но его отец – военный инженер, получив повышение, переехал с семьей в Санкт-Петербург, а после событий 1917 года – в Омск. На тот момент Владимиру ТРОНОВУ было двадцать лет. СОРОКИН неоднократно упоминал о нем в своих письмах. В частности, писал, что приобрел у ТРОНОВА более трехсот работ. И мы понимали, что они должны быть где-то в коллекции, но не знали, как они выглядят. Наши искусствоведы долго искали хоть какие-то сведения. И благодаря их усилиям, мы сейчас можем представить омскому зрителю этого талантливого художника, в 1920-е – 1930-е годы работавшего в разных издательствах и, к сожалению, репрессированного и расстрелянного в 1937 году. Работы разнообразны. ТРОНОВ любил сюжеты мифологические, исторические, уходил в сказку. Очень любил писать на темы русской истории XVII века, это боярская Русь. Не чужда была ему и тема современности. МАМОНТОВ и ТРОНОВ часто бывали в саду «Аквариум», самом посещаемом месте Омска, где был театр, веранда «ракушка», ресторан, и где можно было наблюдать за жизнью горожан.

В этюдах Владимира ТРОНОВА и сейчас можно узнать знакомые места. Например, Никольский собор («Казачья церковь»), изображенный с несколько необычного ракурса.

Также на выставке присутствуют работы ярчайшего омского художника-футуриста Николая МАМОНТОВА, московского журналиста и рисовальщика Алексея ГРОМОВА, киевского графика Владимира ЭТТЕЛЯ, акварели георгиевского кавалера латыша Карла БАЛТГАЙЛИСА на тему фронтовой жизни, произведения самого Антона СОРОКИНА (некоторые из них хорошо известны). 

Благодаря компактным размерам в небольшом зале уместилось 88 живописных и графических работ. Возможно, эти размеры диктовало само время, кочевая жизнь художников. 

И пестрота и воздушность картинок – словно символ мира, застывшего между двумя эпохами.

Выставку «Ковчег Антона Сорокина» можно увидеть до 31 марта.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/talanty-beloy-stolitsy