Торговые улицы как средоточие городской жизни

Дата публикации: 28 ноября 2020

Торг платежом красен. 

12 ноября в рамках VI международного бизнес-форума «Неделя ритейла» состоялась экспертная сессия «Торговые улицы – основы комфортного и богатого города». Как отметил модератор Юрий КАЛАБИН, помощник заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, формат торговых улиц очень недооценен в нашей стране – причем это касается не только туристических центров, но и мелких городов глубинки. Кстати, на одном из заседаний омского градсовета было объявлено о замысле сделать торговой улицу Лермонтова – за образец взята ни много ни мало Пятая авеню нью-йоркского Манхэттена. Однако как следует из нижеприведенных выступлений спикеров, торговая улица – это не обязательно череда киосков цветов, беляшей и сувениров вперемешку с лавочками и урнами. Такой формат актуален и в стихийной форме под форум или фестиваль, а также в историческом месте вроде острога, в котором сидел Достоевский. Почему нет?

Максим МЕЙКСИН, глава Администрации Центрального района Санкт-Петербурга: «Наши предприниматели часто жалуются на излишнее давление, но в Европе законы намного жестче» (на фото вверху)

— Очень не хватает серьезной со стороны государства регуляторики ритейла. Санкт-Петербург лидирует в стране по количеству торговых центров, торговых улиц. Улица Рубинштейна – бренд, там уже более 80 ресторанов. С одной стороны, это хорошо для привлечения покупателей, туристов, там особая атмосфера. У нас в свое время была улица радиоэлектроники – рядом с Загородным проспектом, на котором было много магазинчиков. Конечно, было удобно приезжать туда за деталями, а не искать нужные по всему городу. С другой стороны, повторюсь, не хватает регуляции. Я ведь начинал предпринимателем как раз в торговле. Отлично помню, как в середине девяностых согласовывал режим работы с администрацией округа. Затем эта функция была ликвидирована и все стали открываться, как кто считает нужным. Центр Петербурга – это все-таки историческая застройка. Тут живут люди и в коммунальных квартирах, и в отдельных квартирах. Все первые этажи домов давно переоборудованы под нежилые цели. На Рубинштейна живут 4,5 тыс. человек. Их «праздник» длится 24 часа в сутки, семь дней в неделю – музыка, танцы. Возникают серьезные конфликты. Несколько лет подряд проводился юридический форум, и местные жители все-таки вышли на протесты, чтобы заблокировать эти мероприятия. И по сей день 40% жалоб от населения касаются шума от заведений. Они объединяются в группы и добиваются закрытия ресторанов.

Мы изучали европейский опыт – там гораздо больше вопросов регулируется государством и муниципалитетами, нежели у нас, конфликтов между собственниками жилья и предпринимателями практически нет. В Германии в 11 вечера уже мало куда можно пойти – очень жестко регламентируется работа «встроенных» в жилые дома заведений. Что необходимо уладить у нас? Режим работы ночных клубов, ресторанов, магазинов, которые не находятся в отдельно стоящем нежилом здании. На федеральном уровне нужно закрепить вопросы, связанные с отсутствием лицензии на алкоголь. С региональным штрафом 30 тыс. рублей, окупаемым заведением за одну ночь, государство само себя обманывает, лишаясь доходов с продаж акцизного спиртного. Сейчас подобные нарушения – массовые. Третье – штрафы и их взыскание. Судебная практика такова, что вход на любой объект требует огромного количества процедур. Пока вы попадете в заведение, оно устранит недочеты или окажется закрыто, что вероятнее, сменив юрлицо. Предприниматели очень активно этим пользуются – за последние годы это многократно усилилось. Четвертое – несанкционированная торговля. Не отрегулирован вопрос развозной торговли. Появилась судебная практика, что если у средства, с которого торгуют, есть колеса, то это объект развозной торговли. В итоге у нас улицы забиты предпринимателями, которые не платят налоги, адаптируясь под эти требования. На них тоже поступают жалобы от людей. Еще один важный вопрос – противодействие табакокурению. Когда в ресторане не оборудована специальная комната, люди выходят курить на улицу – и в час, и в три ночи. Это нагрузка шумовая и дымовая на местных жителей. Наши предприниматели часто жалуются на излишнее давление, но в Европе законы намного жестче. В той же Германии нельзя открыть заведение определенной направленности, если не получено разрешение от жильцов этого дома.

Пешеходная Малая Конюшенная должна была стать торговой улицей, но оказалось, что мы не учли одну вещь: местные здания – памятники архитектуры, сделать отдельные входы для магазинов или заведений общепита оказалось невозможным... Мне кажется, что использование памятников архитектуры тоже нуждается в регулировании.

Кирилл ГРИГОРЬЕВ, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области: «В местах, куда специально не поедут паломники, туристы, сначала работает власть, создает точки притяжения для бизнеса»

— Если у территории есть точка притяжения, как у Сергиева Посада лавра, например, то бизнес, конечно, сам начинает «качать». В местах, куда специально не поедут паломники, туристы, сначала работает власть, создает точки притяжения для бизнеса. Порядка трех миллионов москвичей переехало в область на время пандемии, есть города, в которых население за лето с 30 тыс. увеличилось чуть ли не до 300. И нам нужно показать приезжим, где ресторан, где ярмарка и так далее. Привозим звезд, чтобы рекламировать территории. Днем человек посидел на даче, а вечером пошел в парк, погулял по набережной...

В Клине проводится фестиваль Чайковского, под это мы создаем общепитовские места, чтобы гостям захотелось еще раз к нам приехать. Ведем реконструкцию вокруг Малаховского озера (создано в 1714 году по приказу Петра I в 14 км от Москвы), на котором проводились съемки «Джентльменов удачи» (имеется в виду сцена с поиском золотого шлема Александра Македонского. – Прим. авт.). Это отличная вишенка на торте! Озеро красивое, рядом парк, но люди едут его посмотреть в том числе под кино-легенду. Мы организуем там зону отдыха, в том числе с торговлей. Люди, едущие на дачу, смогут заезжать сюда, чтобы погулять. В подобные истории мы сейчас активно погружаемся, у нас расписан план на ближайшие несколько лет.

Никита КУЗНЕЦОВ, директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России: «Как бы кому ни казалось это обидным, город – это не космос, не наука, а торговля»

— В скором времени Правительство РФ утвердит стратегию развития торговли страны, там целый раздел посвящен торговым улицам. Торговая улица – средоточие жизни города. Как бы кому ни казалось это обидным, город – это не космос, не наука, а торговля. Города возникают и существуют вокруг торговли, это основная функция города. Недавно введеная нами, Минпромторгом, номинация «Торговая улица» в конкурсе «Торговля России» очень популярна. В этом году победила улица из Рыбинска, там все вывески оформлены в старорусской транскрипции.

Что касается ограничений по времени работы заведений, то мне кажется, центр города не только для жителей, но и для отдыха. В городе должны быть места, работающие круглосуточно. Если я живу в Бутово, но хочу вечером погулять на Патриарших прудах, у меня должна быть такая возможность, ведь эти места не принадлежат местным, верно? Возьмите пешеходную Рамбла в Барселоне, куда стекаются туристы. Справедливо ли возмущение жителей, что им кто-то мешает спать?

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 18 ноября 2020 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/torgovye-ulitsy-kak-sredotochie-gorodskoy-zhizni