Уральцы требуют присоединить к их макрорегиону Омскую область (аналитика)

Дата публикации: 10 марта 2019

Стратегия пространственного развития: когда населения в стране меньше, чем пространства. 

13 февраля Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал распоряжение Правительства РФ N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Стратегия должна определить приоритеты, цели и задачи регионального развития страны, а также меры по их достижению и решению. В составе Стратегии разработаны предложения о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил.

Предыстория

Начало Стратегии дал Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". В его осуществление 20 августа 2015 года было подписано постановление Правительства РФ № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения Стратегии пространственного развития, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации».

Концепция Стратегии пространственного развития 22 мая 2017 года была утверждена заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием КОЗАКОМ и 29 ноября 2017 года представлена Совету Федерации в рамках «правительственного часа». Как заявил тогда КОЗАК, в утверждении концепции участвовали руководители всех регионов РФ. По его словам, были определены основные подходы к формированию Стратегии и приоритеты, этапность в развитии различных территорий: «Как вы понимаете, это очень непростая работа. Спрогнозировать место каждого региона в межрегиональном разделении труда, потребности в инфраструктурном обеспечении территорий – федеральной прежде всего инфраструктуры, – в этом задача стратегии».

По итогам обсуждения Совет Федерации принял постановление «О реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

Главная забота власти на тот момент была сформулирована в этом документе так: «Правительством РФ реализуются меры в сфере межбюджетных отношений, направленные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и стимулирование их к наращиванию собственного экономического потенциала…»

Хорошо забытое старое

Летом 2018 года проект Стратегии пространственного развития был направлен для рассмотрения во все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (этот документ за подписью замминистра экономического развития России имеется в редакции «Коммерческих вестей»).

В нем предусматривалось создание в стране 14 макрорегионов. В частности:

– в Уральский макрорегион должны были войти Курганская, Свердловская и Челябинская области,

– в Западно-Сибирский макрорегион – Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ,

– в Южно-Сибирский макрорегион -Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области,

– в Енисейский макрорегион — Республика Тыва, Республика Хакасия и Красноярский край.

— в Байкальский макрорегион — Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область.

Забавно: в 2006 году широко обсуждалась аналогичная идея под кодовым названием «28 губерний». Предлагалось резко уменьшить количество субъектов Федерации. И в частности, должны были быть созданы:

– Восточно-Уральская губерния: Курганская, Свердловская, Челябинская области;

Обско-Иртышская губерния: Тюменская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО;

Западно-Сибирская губерния: Новосибирская, Омская, Томская области;

Южно-Сибирская губерния: Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская область;

Восточно-Сибирская губерния: Республика Тыва, Хакасия, Красноярский край.

А теперь сравните? Та же идея просто приобрела иные формы. Разработчиком концепции «28 губерний» десять лет назад был Совет по изучению производительных сил (СОПС) – государственное научно-исследовательское учреждение тогдашнего Министерства экономического развития и торговли РФ и Российской академии наук (РАН). Этот же самый СОПС – один из основных разработчиков нынешней Стратегии пространственного развития. Он и перенес некоторые идеи десятилетней давности в принятый правительством документ.

Впрочем идея создания на территории нашей и соседних областей мегарегиона под названием «Южно-Сибирский» – «с инициированием развития Новосибирска в наиболее крупный мегаполис азиатской части страны» – упоминалась еще в знаменитой «Генеральной схеме расселения на территории Российской Федерации», одобренной Правительством РФ 15 декабря 1994 года, качество проработки которой, как утверждают специалисты, было на порядок выше нынешней Стратегии.

Во всяком случае академик Российской академии архитектуры и строительных наук, вице-президент Международной академии архитектуры, руководитель Центра пространственного планирования МАРХИ Андрей БОКОВ так заявил на обсуждении Стратегии пространственного развития в Общественной палате России:

– Проблема в том, что за последние 20 лет в России была полностью утрачена культура формирования подобного рода документов. За это время были уничтожены и институты, и сама профессия. Кроме того, мы постепенно отказываемся от соответствующих документов и необходимости их исполнения, от генпланов, от всех схем планирования. Качество этих документов резко падает, и в этих условиях говорить об организованном пространственном планировании становится все сложнее. Мы все понимаем, что есть реальная политика, которая во многом следует интересам застройщиков, и весь наш Градостроительный кодекс целиком и полностью ориентирован на интересы этого застройщика.

Критика: Совет Федерации

27 июня 2018 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания «О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации».

Как заявила на них спикер верхней палаты Валентина МАТВИЕНКО:

– К основным негативным тенденциям пространственного развития современной России можно отнести усиление роли крупных городов в экономике страны и концентрацию экономической деятельности в центрах экономического роста, которых у нас не так уж и много. Сегодня на территории, составляющей лишь 5 процентов от территории страны, производится свыше 40 процентов суммарного валового регионального продукта. Попутно, как снежный ком, растут транспортные и экологические проблемы, социальные диспропорции, сохраняется низкая миграционная подвижность населения внутри страны (по оценкам экспертов, это всего около 4 процентов).

Заместитель председателя ГК "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" Андрей КЛЕПАЧ, изучив документ, не понял:

– Мы будем прирастать Сибирью либо мы будем ее де-факто терять? Потому что удельный вес всех сибирских округов или регионов, кроме Якутии и Дальнего Востока, падает в ВРП России. Мы переломим эту тенденцию? И что для этого нужно?

Критика: Общественная палата

28 августа слушания по стратегии состоялись в Общественной палате России.

«Беда этого документа, – заметил на них аудитор Счетной палаты Российской Федерации Юрий РОСЛЯК, – состоит в том, что нормального стратегического планирования у нас на сегодня нет». По его словам, положения стратегии имеют декларативный и описательный характер без конкретных расчетов.

«Пространство – это богатство и ценность нашей страны. Основной вопрос: относимся ли мы к нему как к ресурсу для совершения рывка или как к обременению? Здесь лежит очень важный вызов, – считает директор Института опережающих исследований имени Шифферса Юрий ГРОМЫКО. – Такой же вопрос встает и про рекапитализацию пространства: как сделать пространство фактором развития, а не проклятием? Здесь нужна, согласно Гегелю, хитрость разума управленческого, потому что из банальных оптимизаций не вытянешь работы с этой разломанной разделенной громадой».

Критика: регионы

Разделением своего округа на три макрорегиона летом 2018 года возмутился полномочный представитель Президента РФ в СФО Сергей МЕНЯЙЛО. По его мнению, в случае формирования во вверенном ему округе сразу трех макрорегионов «произойдет ослабление интеграции межрегиональных процессов, усилятся проблемы развития сибирских регионов, нарушатся и так достаточно сложные, но единые для всех субъектов округа условия хозяйствования и жизнедеятельности». Правильным решением Сергей МЕНЯЙЛО посчитал создание единого Сибирского макрорегиона, который объединит 12 субъектов РФ.

3 ноября Президент России Владимир ПУТИН ответил МЕНЯЙЛО, подписав  указ, в результате которого третий и четвертый по величине сибирские регионы – Забайкальский край и Республика Бурятия перешли в Дальневосточный федеральный округ (ДФО). Таким образом, СФО уменьшился до десяти субъектов Федерации.

Информационное агентство «URA.RU» летом 2018-го направило запрос по поводу будущих макрорегионов в Минэкономразвития и получило следующий ответ: «Макрорегионы не являются административно-территориальными единицами. Они формируются для активизации межрегионального взаимодействия в области инфраструктурной, инвестиционной и социальной политики».

Не были довольны предстоящим «рассечением» своего федерального округа и уральские регионы: как заявил на встрече с редакторами ведущих уральских СМИ полномочный представитель Президента РФ в УрФО Николай ЦУКАНОВ, «все регионы УрФО дали отрицательное заключение на идею Минэкономразвития РФ о создании макрорегионов» (цитируется по «URA.RU»).

Макрорегионы

В итоговом распоряжении председателя правительства от 13 февраля 2019 года было уже меньше макрорегионов – 12. Среди них:

Уральско-Сибирский, включающий Курганскую область, Свердловскую область, Тюменскую область, Челябинскую область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югру, Ямало-Ненецкий автономный округ;

Южно-Сибирский, включающий Республику Алтай, Алтайский край, Кемеровскую область, Новосибирскую область, Омскую область, Томскую область;

Ангаро-Енисейский, включающий Республику Тыву, Республику Хакасию, Красноярский край, Иркутскую область.

Дальневосточный макрорегион, включающий Республику Бурятия, Республику Саха (Якутия), Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Магаданскую область, Сахалинскую область, Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ.

То есть уральцы в своем недовольстве оказались убедительнее. Торжествующий Николай ЦУКАНОВ предложил 27 февраля включить в состав Урало-Сибирского макрорегиона Пермский край и Омскую область. Он считает, что между регионами УрФО, Пермским краем и Омской областью сложились крепкие экономические, логистические, культурные и образовательные связи: "Это [может быть] единая агломерация, в которой регионы могли бы дополнять друг друга" (Пермский край вошел в Волго-Камский макрорегион).

В самой Стратегии пространственного развития говорится, что основными принципами выделения макрорегионов являются «соседское положение субъектов РФ, схожие природно-климатические и социально-экономические условия для жизни и экономической деятельности, наличие в пределах макрорегиона устойчивых пассажирских перевозок из субъектов РФ в крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации, наличие (или необходимость создания) крупных межрегиональных объектов отраслей социальной сферы федерального значения, способствующих повышению доступности и качества оказания услуг населению, проживающему в пределах макрорегиона, значительный потенциал межрегионального сотрудничества в рамках реализации перспективных экономических специализаций субъектов РФ и достраивания цепочек добавленной стоимости в пределах макрорегионов, в том числе для реализации крупных межрегиональных инвестиционных проектов, наличие (необходимость создания) объектов транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих усиление экономической связанности субъектовРФ, входящих в макрорегион, а также выход к международным рынкам и (или) транспортным коридорам "Запад-Восток" и "Север-Юг"».

Если учесть, в частности, что одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России ОНПЗ получает нефть в основном из ЯНАО и ХМАО, а Омсктрансмаш является дочерним предприятием УралВагонЗавода, в словах ЦУКАНОВА может быть рациональное зерно. Тем более что управляет нынче омским регионом команда из Екатеринбурга.

Специализации

Для каждого региона в Стратегии определены специализации – то, в чем субъект Федерации силен. Как заявил на парламентских слушаниях прошлым летом министр экономического развития Максим ОРЕШКИН:

– И последний момент, которого я коснусь, – это раздел Стратегии, связанный с выделением эффективных экономических специализаций. Конечно же, это никакие не жесткие ограничения для регионов, это общие рекомендации, которые разработаны на основе математического анализа оценки конкурентоспособности тех или иных отраслей. Главная задача – это так настраивать отраслевые меры поддержки, чтобы не поддерживать развитие тех отраслей, которые в тех или иных регионах ни при каких условиях не будут конкурентоспособными. Если мы говорим о сельском хозяйстве, не нужно много денег выделять на развитие сельского хозяйства на северных территориях, когда у нас есть прекрасные территории, дающие более высокий урожай и бо́льшую отдачу от государственной поддержки.

Для Омской области в Стратегии определены следующие перспективные экономические специализации:

– обработка древесины и производство изделий из дерева, кроме мебели (есть и в Новосибирской области);

– производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (есть и в Новосибирской области, кроме производства автотранспортных средств);

– производство кокса и нефтепродуктов;

– производство компьютеров, электронных и оптических изделий (есть и в Новосибирской области);

– производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (есть и в Новосибирской области);

– производство мебели;

– производство напитков (есть и в Новосибирской области);

– производство пищевых продуктов (есть и в Новосибирской области);

– производство прочих готовых изделий (есть и в Новосибирской области);

– производство прочих транспортных средств и оборудования (есть и в Новосибирской области);

– производство резиновых и пластмассовых изделий (есть и в Новосибирской области);

– производство химических веществ и химических продуктов (есть и в Новосибирской области);

– производство электрического оборудования (есть и в Новосибирской области);

– растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях (есть и в Новосибирской области);

– деятельность полиграфическая и копирование носителей информации (есть и в Новосибирской области);

– деятельность в области информации и связи (есть и в Новосибирской области);

– деятельность профессиональная, научная и техническая (есть и в Новосибирской области);

– транспортировка и хранение (есть и в Новосибирской области).

Судя по этим специализациям, действительно уникальными для Омской области являются лишь «производство кокса и нефтепродуктов», то бишь ОНПЗ, и «производство мебели». Что подразумевается под последним уникальным товарным предложением – непонятно. Если учесть, что наш лидер деревообработки «АВА компани» находится в процессе банкротства, а собственник самых известных мебельных торговых центров Омска «Гнездо» и ТК «Кит-интерьер» заявил, что существенно ужимает собственное мебельное производство, так как резко увеличилась конкуренция на этом рынке. В частности, из-за иногородних производителей.

Ранее материал  был  доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 6 марта 2019 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/uraltsy-trebuyut-prisoedinit-k-ih-makroregionu-omskuyu-oblast-analitika