Актеры фильма «Тобол» побывали на одном из первых показов.
Фильм Игоря ЗАЙЦЕВА и Петра ЗЕЛЕНОВА вышел в прокат на прошлой неделе. А в начале нынешней киноленту показали журналистам, после чего с ними встретились генеральный продюсер картины Олег УРУШЕВ, исполнитель роли полковника Бухгольца народный артист России Александр ЛАЗАРЕВ-младший и исполнительница роли Маши Ремезовой Юлия МАКАРОВА.
«Тобол» – с одной стороны, историческая эпопея. С другой – в фильме много красивого вымысла, точнее, домысла. Особенно в том, что касается лирических сцен.
Сюжет вкратце таков. Молодой офицер новой гвардии Петра I Иван Демарин (Илья МАЛАНИН) по заданию царя оказывается в глубине Сибири в пограничном Тобольске. Здесь Иван встречает свою первую любовь и вместе со своим полком оказывается втянутым в заговор местных князей, и охотящихся за золотом Яркенда, и пытающихся повлиять на политическую ситуацию в стране. К тому же небольшому отряду предстоит вступить в бой с полчищами воинственных джунгар. Поэтому в картине много впечатляющих боевых сцен: вот уж поистине – смешались кони, люди.
– Ни одно животное на съемках не пострадало, – заверил на встрече с журналистами Олег УРУШЕВ. – В том числе и собака. (Убийство несчастной дворняжки стало отправной точкой одного из главных конфликтов. – Авт.). Она вообще прекрасная актриса, любимица всей съемочной группы. И то, что вы видите в кадре, конечно, не кровь, а клюквенный сок.
Основные съемки проходили в Тобольске, где выстроили целый деревянный город. А вот вместо Тобола в фильме фигурирует Иртыш. В зимних сценах актерам пришлось померзнуть, поскольку исторические костюмы, хоть и были максимально приближены к реальным, оказались не особенно теплыми.
Омичей наиболее интересует образ Ивана Бухгольца, в результате того самого похода за яркентским золотом основавшего Омск.
– В начале фильма это такой вельможа, почивающий на лаврах, – рассказал исполнитель роли Александр ЛАЗАРЕВ. – Он вполне доволен жизнью, и вдруг – приказ царя: отправиться в экспедицию в далекую Сибирь. И в течение фильма происходит трансформация героя – от сладкого вельможи к боевому полковнику со шрамами. Это очень интересно. Насколько он похож на исторический персонаж? Не знаю. Мы все-таки занимаемся художественным кино, и есть доля вымысла, и есть большая доля твоего собственного «я». Меня вот учили в Школе-студии МХАТ, что любая роль основывается на трех китах: видение, фантазия, ощущение. Конечно, если бы мы снимали историческую хронику, то нужно было бы соблюдать и портретное сходство, и другие вещи. А здесь – твоя личная фантазия: то, каким ты видишь этого человека, наверное, все-таки важнее.
В фильме есть сцены, которых не было в романе Александра ИВАНОВА, признаются авторы. Некоторые дописывались буквально в последний момент. Например, эпизод, где крестильная свеча становится поминальной для молодого рекрута. Эта сцена – одна из самых эмоциональных в картине. Изначально не было и поцелуя Маши и Демарина перед его отправкой в Яркенд. Об этом даже ведутся горячие споры: могла ли девушка XVIII века первой поцеловать парня?
– Для меня здесь многое было непривычно и неожиданно, – призналась актриса Юлия МАКАРОВА. – Во-первых, к своему стыду, я не знала этой истории – истории освоения Сибири – так масштабно. Во-вторых, вот эти отношения между отцом и дочерью, между девушкой и молодым человеком того времени. И Игорь Григорьевич ЗАЙЦЕВ мне много подсказывал, понимая, что я где-то неопытна, где-то недостаточно начитана. Ну, вот как-то справлялись.
Интересно, что сначала был написан сценарий для большого сериала (он выйдет на экраны в 2020 году), потом роман, а уж потом сценарий фильма. Так что, зрителям еще долго предстоит сравнивать одно, второе и третье.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ (с разрешения администрации)