В Омске показывают картины с тысячелетней историей

Дата публикации: 15 февраля 2021

Их автор – наш современник. 

В Музее просвещения открылась выставка новосибирского художника Эдуарда ЛОГИНОВА «Незримое». Она проходит в рамках проекта «От находок к открытиям» и дополнена богатым археологическим материалом из музейного фонда. В окружении подлинных артефактов картины с изображением петроглифов (древних наскальных рисунков) выглядят вполне аутентично.

«Звездный дом», «Небесная колесница», «Верхний мир», «В погоне за солнечным козерогом» – названия работ словно пришли из древних мифов. Автор картин говорит, что действительно стал изучать их, чтобы лучше понимать то, что видит в едва уловимых очертаниях на скалах.

Например, один из алтайских мифов гласит, что Солнце перемещается по небу на рогах марала. А древние хакасы верили, что когда семь собак с железными когтями сорвутся с железных цепей, прикованных к золотому столбу, настанет конец света. Волк, бык, баран, горный олень – все это не случайные животные в мифологии северных народов Сибири, и у каждого свое предназначение, своя роль в мироздании.

Эдуард ЛОГИНОВ – профессиональный художник. Сейчас он работает в технике археографики – переносит наскальные рисунки на пропитанную желатином ткань (хлопчатобумажную или льняную, обязательно тонкую, но прочную). Увлажненная, она как бы «наклеивается» на скалу, а, высыхая, «уносит» на себе отпечаток рисунка, который потом дорабатывается в мастерской, превращаясь в авторскую картину. Естественно, что при этом сохраняется подлинный размер древнего изображения. Цветовая гамма подбирается тоже приближенная к оригиналу.

В 1970-е годы подобная техника была придумана художником и археологом Владимиром КАПЕЛЬКО. Но там использовалась микалентная бумага, и в результате получалось что-то близкое к графике. ЛОГИНОВ же практикует живописный метод, используя масло и акрил.

Художник считает главным достижением человечества искусство и убежден, что творчество в период верхнего палеолита было развито лучше, чем в последующие исторические периоды каменного века. Являясь заядлым туристом, он часто бывал в горах Алтая и присматривался к древним наскальным рисункам. Вплотную заняться их исследованием и художественной переработкой помог случай или, как говорит сам ЛОГИНОВ, – мистика.

– Задумка была давно, а времени не было, я тогда активно занимался оформлением коттеджей, – рассказывает Эдуард. – И вот где-то в 2015 году на 23 февраля мы с друзьями поехали на Бабырган. Это священная гора в Северном Алтае, где с давних времен проводились шаманские ритуалы. Забрались туда. Я сижу, хорошо так, снег вокруг, погода замечательная. И я даже не попросил вслух, а просто подумал: ну когда же я найду время, чтобы бросить все и нормально заняться творчеством?! И вот, когда мы спускались с горы, я зацепился за какую-то ветку, в результате у меня повреждение мениска, разрыв связок. Меня привезли в город, работать не могу – сижу, пригорюнившись. А потом сел писать картины. И уже к осени – я снова в горы, еще с костылем. Сделал этот рюкзак с колесиком, на котором вожу ткань в рулоне и все необходимые материалы. Поехал, начал делать вот эти работы. В общем, что хотел – то и получил. Гора-то священная. Недаром древние люди верили, что горы имеют душу и разум, поэтому относились к ним с уважением.

С тех пор Эдуард ЛОГИНОВ сделал своей целью популяризацию истории развития искусства и культуры сибирских народов, привлечение внимания к сохранению наследия древних мастеров. Он совершает свои одиночные экспедиции, таща за собой тот самый рюкзак весом в 60 килограммов, чтобы принести нам отголоски сакральных идей, отраженных в петроглифах. На его картинах изящное кружево линий камня прорастает видимыми образами, такими узнаваемыми и такими таинственными.

Сегодня совершить духовное путешествие от изведанного к незримому могут и омичи. Выставка будет работать до 31 марта.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/v-omske-pokazyvayut-kartiny-s-tysyacheletney-istoriey