Все рубрики
В Омске четверг, 25 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,5058    € 98,9118

В Омской драме «Дракон» «откусил» ползала

3 июля 2019 16:19
3
6090

Новый спектакль театра можно смотреть только в камерной обстановке. 

На минувшей неделе Омский академический театр драмы показал премьеру спектакля «Дракон» по пьесе Евгения ШВАРЦА в постановке московского режиссера Марата ГАЦАЛОВА. Популярная некогда пьеса, блистательный текст которой разошелся на цитаты (особенно после фильма Марка ЗАХАРОВА), в последнее время стала реже появляться на театральных подмостках. Но, как показал нынешний опыт, она не утратила своей актуальности и современного звучания.

В некоем городке уже 400 лет живет дракон. Он съедает тонны овощей и тысячи домашних животных, каждый год забирает к себе в пещеру одну девушку, где она умирает от омерзения, зато защищает город от других, может быть, более страшных агрессоров. Ведь «лучший способ избавиться от дракона – иметь собственного». Жители уже так привыкли к своему Дра-Дра, который иногда играет в демократию и заходит к любому из них «без чинов», то есть в человеческом обличии, что искренне не хотят, чтобы их спасали. Однако появляется благородный рыцарь Ланцелот и рушит привычные устои добровольных рабов.

Пьеса была написана Евгением ШВАРЦЕМ в разгар Великой Отечественной войны, в эвакуационном Душанбе. Бдительная цензура быстро запретила ее, смекнув, что, несмотря на немецкие имена героев, здесь аллюзии не на фашистскую Германию, и Дракон – не Гитлер. Фашизм – явление экстремальное. А «Дракон» – пьеса о повседневном, если хотите – «домашнем» зле. Социальная драма и даже притча, поданная под соусом сказки, где есть говорящий кот, ковер-самолет и шапка-невидимка, воспринимается как история о притеснении и оболванивании народа своими правителями. Годы идут – мало что изменяется.

Дракон, каким играет его Владислав ПУЗЫРНИКОВ, узнаваем, очень узнаваем. Он и скупую слезу пустить может, дескать, расчувствовался, и речи говорит, из которых ясно, что он тут не повелитель, или, упаси бог, диктатор, а для всех отец родной. И хоть знает, что все у него схвачено, поскольку души людские мастерски им покалечены, а такие всегда послушны, чего-то стал в последнее время побаиваться. Вот и указ о том, что условия поединка выбирает вызвавший его на бой, что сам же подписал, будучи «сентиментальным мальчишкой», нарушить готов. Убийц к Ланцелоту подсылает, тазиком, «исполняющим обязанности шлема», и бумажной справкой вместо копья героя снабжать заставляет. Утешается, что отработает на нем новую военную стратегию. Но драться все-таки придется, а вот победить – уже нет.

Режиссер Марат ГАЦАЛОВ предлагает совершенно необычное постановочное решение. Спектакль играется перед сценой, в проходах первых рядов. Актеры находятся в этом пространстве, словно шахтеры в забое. Освещения практически нет, темноту разбавляет лишь свет налобных фонариков. Он искажает лица, делая их похожими на странные маски. Темнота и уродство – модель жизни, в которой живут люди, подвергшиеся вивисекции души. Наверное, поэтому и юная Эльза, дочь архивариуса Шарлеманя, очередная жертва Дракона – здесь маленькая старушка, грустный клоун (роль исполняет Валерия ПРОКОП). А ее бывший жених, теперь личный секретарь Дракона Генрих (Александр ГОНЧАРУК), поощренный должностью за «моральный ущерб», похож на разбойника в своей красной рубахе. Видимо, ему в качестве привилегии еще и дозволено одеваться по-цыгански, несмотря на то, что цыгане – «враги государственности». Мир вывернут наизнанку, перевернут с ног на голову.

Спектакль выглядит камерным и очень интимным. Ты вдруг оказываешься допущенным в этот узкий круг, объективно узкий, потому что трудно представить, что что-то можно разглядеть уже с середины зала и тем более из лож. Наверное, театру стоило бы сделать спектакль ограниченным по количеству зрителей, как это случилось само собой на его сдаче. Там же, по форс-мажорным обстоятельствам, роль ребенка, который прямодушно задает неудобные вопросы («От кого дракон удирает по всему небу?» – «Он не удирает, он маневрирует». – «А почему он поджал хвост?» – «Хвост поджат по заранее обдуманному плану»), вместо семилетней девочки исполнила помощник режиссера Нина АВРАМЕНКО. И это настолько органично вписалось в структуру спектакля, в его условности и перевертыши, что подобную неожиданную находку тоже хотелось бы закрепить.

Как всегда, ярок, даже, пожалуй, чрезвычайно, Валерий АЛЕКСЕЕВ в роли Бургомистра, а впоследствии – президента вольного города. Ужимок-примочек хватит на десяток персонажей. Дурковавшему всю жизнь чинуше повезло: власть сама свалилась в руки, подарив возможность изобразить победителя дракона, пока народ еще не опомнился. И стал он практически тем же драконом, только больше манипулирующим словом «демократия». Не зря предупреждает восточная мудрость: убивший дракона сам становится драконом. А на самозванцев это распространяется еще в большей степени, поскольку цели у них не праведные.

Что можно сказать о Ланцелоте Олега ТЕПЛОУХОВА? Он слишком однообразен, в герое не происходит каких-то градаций. Роль существует практически на уровне читки. Вообще в спектакле выигрывает массовка. Наверное, потому что он  о них – людях, которые переживают очередные метаморфозы власти, становятся пассивными носителями ее идей или бунтарями-одиночками, молчаливыми мучениками или тихими предателями. Чтобы избавиться от дракона, надо убить его в себе, вымести все следы. Именно для этого поведет людей к свету – из темного зала на наконец-то высветившуюся сцену – Ланцелот. Только ведь века уйдут на ювелирную работу – вычистить от драконьих экскрементов человеческое сознание. И не родится ли за это время новый дракон? Грустно, но мы часто становимся теми, с кем боролись. Очень как-то все это заразно.

Фото © Омский академический театр драмы



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Светлана 19 декабря 2020 в 23:00:
Неподготовленному зрителю спектакль не зайдет: темно, долго, нудно, не зрелищно. Современные находки, типа сотовый телефон, маты, реп лично меня не радуют, а только ощущаются как мусор. НО!!!! Когда почитаешь рецензии, покопаешься в сути, а скорее в деталях, то возникает желание пересмотреть спектакль! Потому что этот спектакль богат на детали, и каждую нужно разглядеть и разгадать.
Юлия 12 ноября 2019 в 23:58:
Сейчас посмотрели. Прекрасно почти все, не понял только почему роль эльфы играет старушка. Потрясающе играет, но задумка не понятна.
Андрей 5 июля 2019 в 12:39:
Спасибо за грамотную и умную рецензию. Спектакль понравился, необычное режиссерское решение, увлекательная игра актеров. Согласен. Что роль Ланселота в прочтении Теплоуховым, на мой взгляд самая неудачная, не тянет на спасителя народа, да и н нового дракона. Не шедевр, но явный успех, после злополучного Дон Жуана.
Показать все комментарии (3)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.