В Пятом театре раскрыли тайну омского метро

Дата публикации: 19 марта 2019

Прокатиться в подземке, заодно посмеяться над местными стереотипами, задуматься о наболевших проблемах города и увидеть известных  «омичей» можно на премьерном спектакле «Про город».

Пятый театр 15 марта представил премьерный спектакль «Про город», посвященный  Омску. В зрительном зале, как говорится, яблоку негде было упасть — дополнительных стульев не всем хватило, и некоторым ярым театралам пришлось смотреть новую постановку, стоя, благо она шла чуть больше часа. 

Поставил спектакль режиссер Денис ШИБАЕВ, сценарий написала молодой омский драматург, победитель и лауреат различных литературных конкурсов Серафима ОРЛОВА. В новом спектакле задействована почти вся труппа театра. 

Постановка строится на поездке в омском метро, а точнее по единственной ветке из семи станций, каждая из которых отражает жизнь нашего города, связанные с ним мемы, проблемы, стереотипы и как ни странно надежды. «Поездка» на всем ее пути сопровождается известной всем горожанам песней «Я люблю наши омские улицы...».

На первой станции «Колчаковской» раскрывается главная городская тайна — кто виноват в том, что омское метро не построили. А все дело в том, что колчаковцы со своим адмиралом проводят диверсионную операцию и не дают строителям работать, разрушая уже построенные части метро из пулемета. К слову, живут они в подземелье уже больше 100 лет, а не стареют, потому что пьют воду из подземных источников.

Главный их враг сантехник Степаныч, который после диверсий колчаковцев чинит  метро. Но выглядит он не добродушным мужчиной в каске — привычном для омичей образе. Создатели спектакля представили скрытую от глаз горожан нижнюю часть скульптуры, борющуюся с вредителями-колчаковцами. 

Здесь же произносится довольно остросоциальный диалог о войне «нижней» и «верхней» России, которая никогда не кончится.

На следующей станции «Космический проспект» показана самая трагичная история в  спектакле. Местного наркомана не удается спасти, и ему таким способом удается  «покинуть» Омск. На тот свет его сопровождают Достоевский и американский астронавт. Последняя фраза в этой сцене звучит так: «В космосе нет живых, только мертвые». И она связана отнюдь не со вселенной.

Третья станция на единственной ветке — «Экологическая», и мы ее «проезжаем», не останавливаясь, под бурный хохот зрителей. И, действительно, говорить здесь не о чем. 

Следующая остановка посвящена известному омскому музыканту, основателю группы «Гражданская оборона» Егору Летову. Он оказывается в психиатрической больнице с ожившими городскими памятники. Мягко сказать странная компания —  двое великих писателей Достоевских, Любочка Гасфорт, Колчак, сантехник Степаныч  и Егор Летов — заражаются идеей «Спасти Россию!», да чего уж там — «Спасти мир!». 

Для этого, считают они, нужно поставить на ноги Степаныча, и им это удается благодаря песне Летова, которую они дружно, под смех публики, и написали.

Есть в спектакле место и любимому омичами хоккейному клубу «Авангард». Правда, представлена сцена пессимистично, хотя для нашего города кажется реалистичной. Болельщик приходит к уже разрушенной «Арене-Омск» и болеет за свою команду, как будто она действительно там играет.

Поддержки в семье этот человек не находит, но в городе осталось множество таких же болельщиков как он. И даже санитары из психушки, вызванные его забрать, присоединяются к просмотру с ним «матча». Большую дыру в их груди, появившейся после переезда «Авангарда» в Балашиху, ничем не закрыть.  

Обыграна в новой постановке театра и избитая тема отсидевшего на омской каторге Федора Михайловича Достоевского. Но с каким вкусом и иронией это сделано. Каторга представлена школой, где формируются гении. Колоритная учительница перечисляет великих выпускников. «Сколько ярких имен дала Омская каторга!», — восклицает она, особенно выделяя гения мировой литературы Достоевского. Ведь именно каторга дала писателю неисчерпаемый кладезь тем, которые подходят под разные статьи уголовного кодекса. Молодым, энергичным, творческих, ищущим себя людям предлагают воспользоваться услугами «школы» и стать не менее известными выпускниками.

Последняя станция «Аэропорт». Здесь представлен Омск будущего — футуристический город, откуда никто не хочет уезжать. Омичи здесь ходят в античной одежде. Но раз в год жители приносят в «жертву» одного омича. Ему дают гордое звание «Недовольный» и  он должен покинуть это райское место. Иначе, если из города не будут уезжать, он перестанет развиваться. Вот такой парадокс. 

Прощание с «Недовольным», ставшим таким против его воли, как будто его хоронят. Даже жену его, как бы случайно, называют вдовой. Но чтобы успокоить изгоя, ему дают великую миссию — научить других жить так же хорошо как в Омске!

Завершается спектакль обращением к зрителям, посвященному любви к городу, которое написал еще Паустовский. 

Яркая игра актеров не оставила зрителей равнодушными. По окончании спектакля громкими аплодисментами со сцены долго не отпускали артистов, режиссера и сценариста.  


 
Стоит отметить, что на эту постановку иногородних друзей и родственников навряд ли пригласишь, ведь они многого не смогут понять. Это постановка для избранных, коими могут себя считать омичи.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ, Минкульт



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/v-pyatom-teatre-raskryli-taynu-omskogo-metro-