Эльвира КАДЫРОВА: «Война глазами неочевидцев»

Дата публикации: 16 ноября 2020

В Городском музее «Искусство Омска» открылась выставка-конкурс «Омск: здесь и сейчас. Память о памяти. 1945–2020». 

Творческое соревнование омских художников, фотохудожников, дизайнеров и архитекторов проходит в пятнадцатый раз. Выставка-конкурс «Мой город», позже ставшая выставкой «Омск: здесь и сейчас», всегда проводилась среди других мероприятий, приуроченных к празднованию Дня города. Впервые в своей истории она перенесена на ноябрь в связи со сложной эпидемиологической ситуацией.

Каждый раз выставке задается определенная тема. В год 75-летия Победы это – «Память о памяти». В конкурсе приняли участие 54 автора (чуть меньше обычного), представивших 65 произведений. Тему войны и победы каждый из них видит по-своему: кто-то – буквально, кто-то – ассоциативно. Но практически все авторы несут в себе уже только генетическую память, память, основанную на книгах, фильмах, мемуарах. И это является своеобразным культурологическим феноменом, заинтересовавшим организаторов выставки.

– Мы сейчас – поколение потомков победителей; очевидцев практически уже не осталось, – говорит заместитель директора городского музея Анастасия ГАРАЕВА. – И, собственно, все, что у нас есть, – это память, причем в некоторой «вторичной» форме. В процессе жизни она будет передаваться уже нашим потомкам, и они будут нести ее дальше с точки зрения своего личного восприятия. Вот сейчас на конкурс поданы работы, которые не буквально о Великой Отечественной войне, а где-то около этой темы. Есть работы о локальных конфликтах, поскольку это тоже такой травмирующий для нас опыт, и он сравнительно свежий. Задавая тему, мы всегда стараемся, чтобы у авторов была определенная свобода, возможность немного отклониться в ту или иную сторону, высказаться так, как им хочется.

Самыми малочисленными номинациями оказались «Актуальное искусство», «Фотография» и «Дизайн». К сожалению, в этом году не будет номинации «Скульптура», так как в ней не подано ни одной (!) заявки. Не состоится конкурс и в «Архитектуре», поскольку для конкурса необходимо как минимум три участника, их же набралось всего двое.

Зато омские архитекторы массово пошли «налево», неожиданно выступив в других номинациях.

Например, Сакен ХУСАИНОВ – в номинации «Дизайн» со своей книгой «Об арХитектуре и не только».

Сергей АМЕЛИН представил коллаж «Майдан». И после некоторых сомнений, куда его определить – в декоративно-прикладное или актуальное искусство, выбор был сделан в пользу последнего. Тем более, конкурсная ситуация тут тоже была под угрозой.

В номинации «Актуальное искусство» объект «Танк» выставила известный архитектор Ольга СКАЧИЛОВА совместно с дочерью Анастасией. Пожалуй, это самый любопытный экспонат выставки, притягивающий внимание сочетанием изначальной брутальности образа и необычной формой его воплощения. Выполненный из тканевых материалов, объект похож на подушку, кресло или маленький диванчик. Это художественный ответ на вопрос, что может стать с войной, если человечество посмотрит на нее с высоты мыслей философов и писателей, считают авторы. Танк украшен подобными цитатами, и под силой слова он как будто утрачивает свою мощь, становится мягким и безобидным. 

Впрочем, на выставке немало работ с интересным решением. Зрители могут проголосовать за любую из них. Набравшая наибольшее количество голосов получит Приз зрительских симпатий.

Результаты конкурса будут объявлены 11 декабря. Работы-победители, по традиции, поступят в фонды Городского музея «Искусство Омска».

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/voyna-glazami-neochevidtsev