Все мы немножко айны. Каждый из нас — по-своему айн

Дата публикации: 27 апреля 2018

«Айны. Загадочный мир. Бёдзан Хирасава — Дамир Муратов»,— выставка под таким названием открылась в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. 

В состав экспозиции вошло 12 акварелей знаменитого японского художника 19 века Бёдзана ХИРАСАВЫ и графические работы из серии «ОкеАйн, или Следы в Океане» известного представителя современного искусства — омского живописца, графика Дамира МУРАТОВА. Археологический блок выставки знакомит зрителей с древним наследием Сибири — представленные артефакты приглашают провести параллель с древней культурой айнов. 

Директор музея имени М.А. Врубеля Фарида БУРЕЕВА подчеркнула, что нынешняя выставка-совместный проект Министерства культуры Омской области и музея, осуществлённый в рамках Года Японии в России и, говоря о концепции проекта, пояснила, что выставка при всей её многоплановости прежде всего призвана показать связь культур Японии и Сибири, связь времён.

Акварели, обозначенные как работы неизвестного японского художника, поступили в музей в 1984 году из Ленинграда, из коллекции советского геоботаника, академика Евгения ЛАВРЕНКО. Более 20 лет листы оставались неатрибутированными. И только в 2000-х годах в результате совместной работы российских и японских учёных – историков, археологов, этнографов, искусствоведов — было установлено авторство японского художника Бёдзана Хирасавы (1822–1876). Художник 25 лет без малого прожил на острове Хоккайдо среди айнов и в своём творчестве запечатлел жизнь этого народа во всех её проявлениях.

Хирасава — уникальный художник-документалист. Его работы имеют этнографическую ценность. По мнению специалистов, его пейзажи отличаются топографической точностью, удивляют точностью воспроизведения сцен обычной жизни айнов ( рыбалка, охота, собирательство, соблюдение ритуалов ) и реалистичным подробным отражением народных легенд в своих рисунках. Его работы были востребованы, их охотно покупали европейцы в память об экзотической стране, о путешествии. Именно поэтому его работ так мало в Японии — они разлетелись по всему миру.

Куратор проекта, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции русской и зарубежной графики Галина СЕВОСТЬЯНОВА пояснила:

  — Всего в мире известно около 60 работ Хирасава. Все они находятся в разных странах, в музейных и частных коллекциях. В Японии в музейных собраниях имеется всего 4 работы, а в Британском музее — 3 работы. Самая значительная коллекция из известных на сегодняшний день — уникальная серия 12 акварельных рисунков — хранится в фондах нашего музея. Эта коллекция имеет мировую значимость.

Секреты старинных шедевров вдохновили Дамира МУРАТОВА на создание серии собственных работ на темы, навеянные историей загадочных айнов. Серия получилась ироничная и добрая. Лейтмотив — образ ног. Ноги как символ движения и устойчивости, как символ того, что этот древний малочисленный народ оставил в истории самобытый след.

Заведующая отделом реставрации графики и ткани Татьяна МАСЮК сообщила, что 8 акварелей ХИРАСАВЫ были написаны на бумаге низкого качества, не предназначенной для рисунков, но тем не менее были в хорошей сохранности. А 4 листа неожиданно оказались европейского качества и даже имели водяные знаки с маркой производства и датой выпуска — 1862 год, — их художник использовал для фигуратива с чёткой деталировкой. Интересно, что часть работ написана традиционными азиатскими красками, а часть — европейскими. 

Жемчужина коллекции — «документальный» пейзаж «Ловля трубача в Хироо» (1860-е гг., бумага, тушь, акварель, гуашь, белила). По сведениям, предоставленными Синко АГИЗАРОЙ, профессором университета Чибо, «на рисунке изображены айны, добывающие острогой трубача — съедобного моллюска. В качестве лодок они использовали долблёные однодеревки, которые при входе в море снабжались дощатыми надставными бортами. На берегу виден посёлок — котан: жилые дома, склады, сушила для вяленья рыбы и хранения ежедневного улова. Традиционным жилищем айнов служил каркасный дом без свай с камышовыми стенами и кровлей. За каждым посёлком был закреплён определённый участок реки и леса, где жители и добывали себе всё необходимое для жизни. Водопад, запечатлённый художником, находится близ Хироо в южной части Хоккайдо и носит название Фунбэ. В 19 веке айны обычно добирались от Хакодатэ в Хироо на лодках, хотя уже были проложены дороги. Местность, изображенная на рисунке, сохранила свои топографические особенности до настоящего времени».

Данный сюжет в изобразительном искусстве, по мнению японских учёных, зафиксирован впервые.

По словам заместителя директора по научной работе Ирины СИМОНОВОЙ, «айны – древнейший и загадочный народ».

— Их называют «Спустившиеся с небес» или «Бородачи Тихого океана». По старинной легенде, айны попали на Хоккайдо прямо из Страны облаков — спустились с небес по деревянному столбу. Айны совершенно не похожи на остальные народы Дальнего Востока. У них большие голубые глаза, европейские черты лица, густые волосы, у мужчин – бороды. С 8 тысячетелия до н. э. они заселили территорию Японии, Сахалина, Курильские острова, юг Камчатки и низовья Амура. Существует множество версий и научных гипотез об их происхождении

В экспозиции представлены литые пряжки, подвесы, нашивки и другие украшения с изображениями медведя, относящиеся к эпохе средневековья (XII–XIV века) и происходящие с территории Омской области, на которых Ирина СИМОНОВА акцентировала внимание зрителей, пояснив:

— У айнов праздник в честь медведя был одним из главных элементов культуры. Во время охоты добывали маленького медвежонка и три года он жил рядом с людьми в заботе и почтении, а затем его торжественно убивали. Принесённый в жертву медведь считался посланцем к могущественным духам, которые, таким образом полагалось задобрить.

У сибирских народов Медведь — один из главных героев животного эпоса, сказок, былин, заговоров Он считался священным предком человека, имел божественное происхождение и поэтому выступал посредником между миром божеств, людьми и природой — влиял на благополучие людей. Медведей называли «лесными людьми». Ханты и манси считали имя этого зверя священным и говорили о нем иносказательно.

Медвежий праздник был широко распространен среди многих народов Сибири и Дальнего Востока – нивхов, нанайцев, орочей, удэ, обских угров и др. У хантов и манси принесение в жертву медведя всегда сопровождалось его задабриванием. О древности культа Медведя говорят научные данные археологии. 

Всё это косвенно подтверждает гипотезу о культурных связях айнов с древним населением сибири. 

Юная посетительница выставки девятилетняя Алиса ПЕЦЕВИЧ ученица 3 класса школы №77, пришла в музей вместе со своей семьёй. В интервью нашему корреспонденту Алиса рассказала, что японская культура — её давнее увлечение. Началось всё случайно: однажды в Сочи девочка увидела стилизованный японский сад. Его необычная, дивная красота стала причиной любви к Японии и увлечения культурой этой страны. В поиске информации Алисе помогает мама.

На открытии выставки в качестве почётных гостей присутствовали заместитель министра культуры Омской области Анна СТАТВА и председатель правления Фонда развития Музея имени М. А. Врубеля Борис КОНИКОВ, во многом благодаря которому 10 лет назад состоялся масштабный проект «Омская сенсация».

В рамках программы Благотворительного фонда В. Потанина «Первая публикация» увидела свет книга-альбом «Омская сенсация». В 2017 году экземпляр был подарен генеральному директору Государственного Эрмитажа Михаилу ПИОТРОВСКОМУ во время его визита в Омск.

Вечер завершила демонстрация традиционной японской чайной церемонии от партнеров музея — магазина «Чайная пара».

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/vse-my-nemnozhko-ayny-kazhdyy-iz-nas-po-svoemu-ayn