Все рубрики
В Омске воскресенье, 29 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 75,8599    € 90,4629

Японская гравюра: тет-а-тет с шедеврами

27 октября 2020 10:39
0
1030

В Омск привезли уникальную частную коллекцию. 

На прошлой неделе в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась выставка «Мастера эпохи Эдо». На ней представлено 65 японских гравюр укие-э (XVIII–XIX вв.) из собрания коллекционера Олега МАЛАХОВА (Челябинск).

Эпохой Эдо в Японии называли время правления самурайского клана Токугава. Для этого периода была характерна стабильность во всех сферах жизни и расцвет культуры.

Выставка впервые дает омскому зрителю возможность познакомиться с традиционной японской ксилографией того времени, выполненной в стиле укие-э (дословно: картины плывущего, изменчивого мира). Именно в эпоху Эдо гравюра приобрела статус самостоятельного искусства.

– Вся эта выставка уникальна, потому что здесь собраны лучшие имена японских художников, которые работали в стиле укие-э, – говорит куратор проекта Галина СЕВАСТЬЯНОВА. – Прежде всего, это, конечно, ХОКУСАЙ, имя которого известно всем. Также это и ХИРОСИГЭ, СЯРАКУ, КУНИЕСИ, которые, может быть, чуть менее известны, но тоже великие мастера. На выставке представлены все ведущие жанры стиля укие-э – стиля городской культуры, который зарождался в XVII веке и уже во второй половине XVIII века выдает свои шедевры. Надо знать, что жизнь человека третьего и четвертого сословия в Японии была подчинена строгим правилам, нарушение которых каралось сурово. Но в XVII веке наступила новая эпоха, когда купцы, ремесленники начали заниматься коммерцией. У них появляются деньги, появляются свободы и, по аналогии с Китаем, возникает идея свободных зон, так называемых «зеленых кварталов». И темы, к которым обращаются художники укие-э, взяты именно оттуда: это чайные дома, куртизанки, гейши, актеры, сумоисты. Все это опоэтизировалось, и под карандашом или кистью талантливых мастеров становилось частью национальной эстетики.

Действительно, сейчас мы видим только красоту. Красоту нарядных японок, свиданий под снегопадом, театральных постановок, самурайских доспехов, яркой жизни кварталов старого Токио (Эдо). Интересно, что наиболее поздние работы, такие как, например, «Виды побережья Йокогама» Утагавы САДАХИДЭ (1873), дают уже почти промышленную картину. 

Для гравюр использована бумага ручной выделки, знаменитая японская бумага васи, являющаяся одним из объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, и минеральные либо растительные красители. Именно они создают удивительные цветовые переходы.

Коллекция Олега МАЛАХОВА, представленная в Омске, собиралась им в течение тридцати пяти лет. Олег Петрович по образованию инженер-строитель, занимался и бизнесом, на данный момент он коллекционер, создатель «Музея личных коллекций». В его собрании есть иконы, старопечатные книги, а с недавних пор появился раздел культовых артефактов народов Африки.

– Коллекционирование для меня не увлечение – это процесс разговора с небом, – утверждает МАЛАХОВ. – Мои коллекции объединены тем, что в них все вещи сакральные, с внутренним тайным смыслом. И этот смысл определяет некую реальность. Мы живем в другой, бытовой, а это – небо. И когда ты общаешься с этими вещами, у тебя происходит определенное погружение. 

Подходящую атмосферу сейчас помогает создать помещение. Выставка расположена в цокольном этаже музея, где когда-то давно находилось кафе «21 век». После ремонта здесь оборудованы дополнительные выставочные залы. Экспозиция тонет в таинственном полумраке, высвечены лишь шедевры, с которыми можно побыть один на один. 

– Это идеальное помещение для графики, которая не любит естественный свет, не выдерживает большого пространства, а здесь все соразмерно данному виду искусства. Когда появилось это помещение, мы постарались использовать ситуацию и считаем, что она помогла нам создать тот образ выставки, который мы хотели, – делится Галина СЕВАСТЬЯНОВА.

Выставка «Мастера эпохи Эдо» будет работать до 31 января 2021 года.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий

Святослав КОНОВАЛОВ, историк: «В центре города сносится часть памятника, и никто не несет ответственности?!»

О портике Ольгинского приюта, который потерял свои пропорции после восстановления, и других проблемах сохранения исторической среды в Омске

29 ноября 11:33
2
415

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.