Все рубрики
В Омске четверг, 25 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,5058    € 98,9118

Сергей ТОЛКАЧЕВ: "Общая сумма долгов у Омска — около 3 миллиардов рублей"

18 декабря 2002 15:58
0
2935

3 декабря мэрия передала в горсовет подготовленный ею проект городского бюджета на 2003 год. Предполагается, что объем его доходов соcтавит 3млрд 478 млн рублей, что на 530 млн рублей больше, чем в 2002 году. Объем расходов запланирован в размере 3 млрд 433 млн рублей. Подробно о том, каким будет бюджет следующего года, корреспонденту «КВ» рассказал в эксклюзивном интервью директор департамента финансов и экономики администрации города Омска Сергей ТОЛКАЧЕВ.

— В чем особенности бюджета 2003 года?

— В первую очередь, в том, что бюджет сформирован профицитным. 45 млн рублей профицита пойдут на погашение валютной задолженности перед ING-BANK за кредиты, взятые на покупку автобусов «Karosa». Других хороших источников сокращения долговых обязательств у нас нет. Кроме, пожалуй, средств, полученных от приватизации, которые тоже будут направлены на погашение этой задолженности. Остальные источники, например остатки на счетах после исполнения бюджета очередного года, дают совсем небольшие доходы. Всего в следующем году мы планируем вернуть чехам порядка 60-70 млн рублей.

Что касается валютной задолженности перед Международным банком реконструкции и развития, то пока конкретных решений по реструктуризации этих долгов не принято. Когда решения примут, надо будет закладывать дополнительные средства. Но лишних денег у нас нет. Если профицит сделать еще больше, чем сейчас, то бюджет просто развалится.

Вообще президент России объявил следующий год годом расчета по долгам. То есть погашение государственного и муниципальных долгов должно стать основой бюджетов всех уровней. В настоящее время у Омска общая сумма долгов составляет около 3,1 млрд рублей. Основная часть задолженности — валютная.

— В 2003 году заработная плата бюджетникам будет выплачиваться из городского или областного бюджета? Губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ обещал, что ее централизуют в областном бюджете.

— Пока зарплата не централизована в областном бюджете, а городской сформирован с учетом ее выплаты. Кстати, вторая особенность бюджета города на 2003 год в том, что основной финансовый документ города сбалансирован по выплате зарплаты бюджетникам. То есть вся необходимая сумма в бюджет заложена. Причем с учетом очередного повышения с октября следующего года заработной платы на 33%. Это дополнительно 105 млн рублей. На зарплату будет уходить 62% от общего объема расходов бюджета.

— Что значит «зарплата пока не централизована в областном бюджете»?

— Основная причина, по которой зарплата врачам и учителям заложена в городской бюджет, в том, что не работает горсовет. А именно депутаты этого представительного органа власти должны дать свое согласие на централизацию средств. Мэрия дала свое согласие. Хотя перекладывать свои обязанности на плечи других не совсем правильно. Да и бюджет миллионного города станет уж совсем маленьким.

— Как повлияли изменения в налоговом законодательстве на порядок формирования бюджета?

— Он практически остался прежним: в стране сложилась такая практика, что для муниципалитетов нормативы отчислений по федеральным и региональным налогам минимальные. По некоторым налогам нормативы на 2003 год даже снизились. Например, по налогу на прибыль. В 2002 году в городской бюджет зачисляется 3,6% средств от налогооблагаемой прибыли, в следующем будет 2%. В результате по этому налогу в бюджет поступит примерно на 16,3% средств меньше, чем в 2002 году.

Около 4 млн рублей потеряет бюджет из-за того, что в федеральном бюджете централизованы акцизы на табак. Судя по тенденции централизации налогов, мне кажется, что, в конце концов, все акцизы уйдут в федеральный бюджет. Почти 90 млн рублей составят потери бюджета по единому налогу на вмененный доход и по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения. Порядка 13 млн рублей бюджет города потеряет от предоставления налоговых льгот: по земельному налогу для муниципальных водоснабжающих и теплоэнергетических предприятий, по местным налогам и сборам для государственных и муниципальных образовательных учреждений. Кроме того, льготы будут предоставлены держателям инвестиционных проектов. Правда, в настоящее время решение принято только по ООО «Полистирол».

— Тем не менее общий объем доходов городского бюджета возрастет по сравнению с нынешним годом. За счет чего это произойдет?

— Например, за счет увеличения объемов налоговых поступлений по подоходному налогу. В 1,8 раза возрастет ставка земельного налога, а также увеличатся ставки акцизов на алкогольную продукцию. Что касается подоходного налога, то по нему мы могли бы получить и больше доходов. Но сейчас все больше людей обращаются в налоговые органы с тем, чтобы им возместили этот налог, покрыв расходы на обучение и лечение.

Рост общего объема доходов городского бюджета вызван также перераспределением нормативов регулирующих налогов между субъектом федерации и муниципалитетами в сторону увеличения для муниципальных образований. Например, для городского бюджета возрастет доля отчислений по единому налогу на вмененный доход.

— В бюджете учтены доходы от продажи земли?

— Отдельной строкой эти доходы не прописаны, потому что резкого увеличения объемов продажи земли и не ожидается.

— Каким образом происходит и будет осуществляться финансирование округов? Ведь городской бюджет постепенно переводится на казначейскую систему исполнения.

— У округов, как составных частей муниципалитета, были свои, в рамках городского, бюджеты. То есть свои доходы и расходы. За округами закреплялись определенные функции — обеспечение деятельности учреждений образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ и так далее. Как и в советские времена, средства между округами распределялись в зависимости от того, большой округ или нет, сколько в нем школ, больниц, предприятий и так далее.

Сегодня такая децентрализация может привести к тому, что в одном округе нагрузка чрезмерная, например в Центральном округе, в другом — совсем небольшая. Поэтому и было решено, что у округов не будет своих бюджетов, все будут жить по городскому бюджету, предоставляя сметы расходов. Округа стали распорядителями бюджетных средств, но при планировании бюджета Омска финансовый орган мэрии станет определять им сметы расходов исходя из их заявок. Раньше нам просто направляли письма и просили какую-то сумму денег.

Другой вопрос: сколько будет функций у округов и какие? К настоящему времени у них у всех уже забрали функции по контролю за исполнением расходных статей бюджета по образованию, здравоохранению, молодежной политике. Этим будут заниматься соответственно управления образования, здравоохранения и молодежной политики. У округов осталось только жилищно-коммунальное хозяйство. Кроме того, они, как и раньше, осуществляют контроль за проведением мероприятий по жизнеобеспечению и благоустройству округов, руководят работой и организуют ее, готовят, как я уже говорил, сметы расходов, то есть решают финансовые вопросы. Словом, исполняют возложенные на них функции.

— Если я правильно поняла, то округа уже работают по казначейской системе исполнения бюджета. Какие еще структуры переведены, а какие нет на эту систему?

— Помимо округов переведены управление делами мэра, департаменты недвижимости и городского хозяйства. Управления образования, здравоохранения и молодежной политики перейдут на казначейскую систему исполнения бюджета в начале следующего года.

— Что планируется делать для того, чтобы увеличить доходы бюджета?

— У нас есть комиссия, созданная при департаменте экономической политики, которая занимается вопросами увеличения собираемости налогов, то есть недоимками. В нее входят представители правоохранительных, налоговых органов а также приставы. Кроме того, мы заключили соглашения с УМНС РФ по Омской области, а недавно и с налоговой полицией для того, чтобы активизировать работу по сборам налогов. Вплотную неплательщиками занимается прокуратура.

Взаимодействуем с предприятиями. Они довольно серьезный источник пополнения ресурсов. Если своевременно выплачивается заработная плата, если она увеличивается, то происходит рост объемов подоходного налога. Более того, многие предприятия вполне могут брать шефство над школами, больницами и оказывать им финансовую и материальную поддержку.

Что касается неналоговых доходов, то возможностей по увеличению их поступления намного больше. Прежде всего — это наше взаимодействие с департаментом недвижимости по решению данного вопроса. Надо выявлять, и департамент этим занимается, объекты неэффективного использования муниципальной собственности. Например, те, где низкая арендная плата или она вообще по каким-то причинам не платится, либо те объекты, которые выгоднее продать сегодня, нежели завтра сдавать в аренду.

Кроме того, в настоящее время департамент экономической политики разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности работы по собираемости различных лицензионных и регистрационных сборов.

— Спасибо за интервью.







 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.