Евгений АРОНОВ: "Если в мае тонна муки стоила 3 700 рублей, то сейчас — 5 800"

Дата публикации: 28 июля 2003

30 июня акционеры ОАО „Хлебодар“ на внеочередном собрании проголосовали за передачу полномочий единоличного исполнительного органа предприятия ООО „Управляющая компания “Хлебный мир». Неделей раньше аналогичное решение приняли собственники ОАО «Форнакс». Возглавил компанию, управляющую отныне двумя крупнейшими хлебозаводами Омска, Евгений АРОНОВ, который согласился ответить на ряд вопросов корреспондента «КВ».

— Зачем было создано ООО „Управляющая компания “Хлебный мир»?

— Для осуществления функций единоличного исполнительного органа других обществ, которые решат их передать. На сегодняшний день решили передать такие функции ОАО «Хлебодар» и ОАО «Форнакс». Как предполагается,управление из одного центра снизит издержки и повысит эффективность деятельности. Возможно и объединение заводов.

— До того «Форнакс» и «Хлебодар» конкурировали между собой?

— Естественно. Ведь сегодня по объему реализации своей продукции это два самых крупных хлебозавода в Омской области.

— Но в советское время существовала специализация: 4-й завод («Хлебодар»)выпускал «Урожайный» (серый) хлеб, а 1-й («Форнакс»)специализировался на пшеничном (белом)?

— После приватизации все хлебозаводы стали конкурировать, предлагая магазинам схожый ассортимент.

— Но зачем необходимо объединение? Каждый из заводов, судя по годовой отчетности за 2002-й год, неплохо зарабатывал и самостоятельно.

— Объединение должно более эффективно использовать производственные мощности, учитывать опыт и минимизировать потери, что приводит к лучшемуудовлетворению потребительского спроса через расширение ассортимента выпускаемой продукции, повышение ее качества и стабилизацию цен. Все это позволит больше заработанных средств направлять на развитие производства.

— А на чем можно зарабатывать?

— Например, на координации действий при продвижении продукции на рынок, на специализации производства, на оптимизации доставки. Ведь сегодня «Форнакс» везет свою продукцию в Советский округ, а «Хлебодар» — в Ленинский.

— Кто будет руководителем на каждом из заводов?

— Функции руководителя, которые раньше исполнял на каждом заводе генеральный директор, теперь будет исполнять Управляющая компания. В штате Управляющей компании существуют должности исполнительных директоров заводов, на которые назначены Сергей КАТАШЕВ («Хлебодар») и Владимир КУСОВ («Форнакс»).

— В последние месяцы резко возросли цены на зерно. По какой цене вы покупали муку раньше и почем покупаете сейчас?

— Если в мае цена муки была 3 700-3 900 рублей за тонну, то сейчас отпускная цена на рынке 5 800 рублей за тонну пшеничной муки первого сорта.

— С НДС?

— Да. И это не предел. Цены прогнозируются до 6 тысяч и выше.

— Как вы выходите из этого положения? Цены поднимаете на хлеб?

— Сейчас проводится определенная работа, направленная на стабилизацию обстановки. Надеемся, что усилия, предпринятые Главным управлением сельского хозяйства Омской области совместно с заводами, исключат необходимость роста цен на хлеб.

— Но если резко выросли цены на муку, то у вас существенно снизились оборотные средства.

— Да это так. Пока еще держимся на старых запасах, но они тают.

— Сколько в себестоимости одной буханки хлеба составляет мука?

— Процентов 50-60.

— Но в таком случае вы все равно вынуждены будете поднимать цены на хлеб.

— Ситуация на рынке подобным образом складывается не первый раз. Учитывая социальную значимость изменения цен на хлеб, в поисках путей решения этой проблемы принимало участие руководство области. И совместно находились решения, позволяющие выправить создавшееся положение. Будем оптимистами и в этот раз.

— А что сейчас происходит на рынке? В советское время существовало лишь несколько крупных стационарных хлебозаводов. Потом появилось множество мини-пекарен. Конкуренция обострилась, и хлебозаводы стали получать меньше доходов. Вы, наверное, недозагружены?

— Наоборот, мы стали выпускать даже больше продукции. Так, если до 1997 года на «Хлебодаре» выпускался лишь хлеб «Урожайный», «Бородинский», то сегодня ассортимент пополнился «Пшеничным» хлебом, богатым ассортиментом хлебобулочных изделий, тортами, пирожными, сухарями. При этом объем производства увеличился более чем на 20%, и сегодня на «Хлебодаре» выпускается около 50 т продукции в сутки.

ОАО «Форнакс» также активно развивается и даже заслуженносчитается законодателем в продвижении новинок хлебного ассортимента, «8 злаков», «Мариинский», «Ароматный» предложили омичам именно работники «Форнакса». И это не считая освоенного уже после приватизации «Урожайного», «Бородинского».

— Но ведь должны быть какие-то механизмы: меньшая себестоимость, например, или более интересные предложения для магазинов по скидкам?

— Не все определяется ценой. У крупных заводов по качеству конкурентов нет. Когда пекарни стали выходить на рынок со своей продукцией по низкой цене, магазины кинулись на эту продукцию. Но покупатели в магазинах определяют сами, какой хлеб им выбирать. И большинство покупателей сегодня прекрасно понимают разницу между заводским хлебом и хлебом мини-пекарен и отдают свое предпочтение именно заводской продукции. И торговля, наблюдая спрос, сама стала возвращаться к нам.

— Вы в ответ создали свою торговую сеть?

— «Хлебодар» и «Форнакс» начали выстраивать свою фирменную сеть еще до возникновения пекарен. Первое, о чем я стал думать, когда возглавил десять лет назад хлебозавод, это как раз о создании собственной торговой сети. Потому что тогда магазины как раз плохо рассчитывались, долги были неимоверные. Мы стали арендовать торговые места на рынках, киоски ставить, заключать договоры аренды с департаментом недвижимости. Сегодня мы стараемся перейти от киосков к другим более цивилизованным формам торговли, приобретаем или берем в аренду магазины.

— Сколько продукции вы продаете через собственную сеть?

— До 25% общего объем реализации.

— Насколько необходимым для «Хлебодара» стало приобретение «Лакомки»? Насколько я помню, вы покупали эти здания и сооружения у судебных приставов?

— Да.

— Значит, там не было обременения долгами...

— Мы покупали на торгах, считая, что это имущество ничем не обременено. Сегодня мы судимся с правопреемниками — Мосбизнесбанком, который утверждает, что это имущество находилось у банка в залоге.

— Но все-таки, если отодвинуть в сторону судебные баталии, насколько выгодной стала для вас покупка «Лакомки» чисто экономически?

— Ее производственные площади еще не освоены на 100%. Но покупка эта стала одним из факторов, позволившим «Хлебодару» увеличить свой объем производимой продукции и расширить ассортимент за счет хлебобулочных, кондитерских изделий, сухарной продукции, слоенных изделий. Мы поставили перед собой цель возродить предприятие, продукция которого любима несколькими поколениями омичей.

— Какие дальнейшие планы на загрузку «Лакомки»?

— В планах Управляющей компании «Хлебный Мир» — увеличение объемов производства продукции на территории «Лакомки» за счет освоения новых продуктов, которые сегодня не выпускаются на территории Омской области. Тем более, что это полностью отвечает областной стратегии развития: новые производства, новые рабочие места. Такая задача требует больших финансовых средств и привлечения усилий высококвалифицированных специалистов. Управляющая компания «Хлебный Мир» взяла на себя руководство этим нелегким проектом, и мы уверены, что это ускорит процесс восстановления этого предприятия.

— Чего ждать омичам от «Хлебного Мира»?

— Улучшения качества продукции и новых продуктов, выпускаемых на предприятиях, руководимых ООО УК «Хлебный Мир».

Беседовал Александр ГОРБОВСКИЙ.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/07/29/evgeniy_aronov__esli_v_mae_tonna_muki_stoila_3_700_rubley__to_seychas_-_5_800