Все рубрики
В Омске среда, 17 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 88,2824    € 96,2637

Николай КОРОТКОВ, "Сложно назвать ту отрасль, в которой Альфа-Банк не присутствует"

11 августа 2003 12:00
0
2688

Николай КОРОТКОВ, управляющий Омским филиалом, вице-президент ОАО «Альфа-Банк»:
Альфа-Банк был основан в 1990 году. В нашем регионе он работает с 1999 года, и с самого начала своей деятельности зарекомендовал себя как активный участник финансового рынка. Банк ведет активную кредитную политику, делая акцент на кредитование крупных и средних предприятий производственной сферы. Омский филиал Альфа-Банка ориентирован на Омскую область. За четыре года работы в экономику нашего региона было инвестировано 12 млрд рублей.

В эти дни Омский филиал ОАО «Альфа-Банк» отмечает четырехлетие своей работы на банковском рынке Омска. Филиал продемонстрировал высокие темпы роста, но останавливаться на достигнутом не намерен. Руководство Альфа-Банка признало заслуги управляющего Омским филиалом Николая КОРОТКОВА и назначило его вице-президентом. Николай Алексеевич любезно согласился встретиться с корреспондентом «КВ» и ответить на ряд вопросов.
 

— Николай Алексеевич, вас назначили вице-президентом Альфа-Банка. Следовательно, круг ваших полномочий расширился. Какие дополнительные обязательства легли на ваши плечи?


— Главное, выросла степень ответственности. В Альфа-Банке, как и везде, если поднимается статус сотрудника, увеличивается и нагрузка. Она несет в себе значительную долю функциональности. Некоторые пути принятия решений становятся короче благодаря этому статусу. В центральном офисе в Москве многие вопросы я уже могу решить гораздо быстрее. На мой взгляд, это полезно для Омского филиала в первую очередь, особенно в свете развития того соглашения, которое мы подписали с Омской областью. Сейчас мы находимся в стадии решения заключительных вопросов по ряду проектов. В качестве примера я назову предприятие Омскгидропривод, которое является площадкой для реализации межправительственного соглашения по сборке тракторов МТЗ-80. Стратегическая задача этого проекта состоит в том, чтобы собирать трактора в Омской области и продавать как в местные крестьянские хозяйства, так и в соседние регионы. Привлекательным рынком для такой продукции является Казахстан.

— Как Омский филиал Альфа-Банка взаимодействует с Омскгидроприводом?

— Во-первых, для организации производства несомненно требуется обновление основных фондов, то есть реализация лизинговых схем. Во-вторых, нужна схема продаж. Мы понимаем, что нас интересует положительный торговый баланс Омской области, то есть мы должны производить здесь больше, чем поглотит местный рынок, а излишки вывозить за пределы региона. Нас интересуют рынки сбыта наших клиентов. Имея разветвленную филиальную сеть, в которую включены не только филиалы Альфа-Банка, но и дочерний банк в Казахстане, мы планируем организовать точки дистрибьюции при помощи этих структурных подразделений. Подобная система продаж у нас уже есть.

Мы также будем ориентироваться на рынок Казахстана. Для завоевания на этом рынке прочных позиций необходимо, чтобы в Казахстане Альфа-Банк имел серьезное влияние. Не секрет, что сельское хозяйство южного соседа Омской области тоже испытывает потребность в тракторах третьего тягового класса, к которым относится МТЗ-80. Эти машины универсальны, поэтому могут использоваться для различных целей.

Возвращаясь к преимуществам моего нынешнего статуса вице-президента, могу отметить, что Альфа-Банк принимает участие в разработке проекта по строительству завода, который будет производить алюминиевую банку для нужд пищевой промышленности. Сейчас данный вид продукции ввозится из Москвы, поэтому велики транспортные расходы. Они занимают большую долю в себестоимости конечного продукта. При нашем участии были проведены переговоры с американским поставщиком оборудования. На этих переговорах прорабатывалась схема финансирования. Примерный объем инвестиций — около млн. Опять же целью проекта является развертывание производства алюминиевой банки на территории Омской области, чтобы наш регион стал центром этого бизнеса и чтобы торговля и вся дистрибьюция велись отсюда. Статус вице-президента позволяет расширить возможности в переговорах для решения вопросов такого высокого уровня.

Сотрудничество с администрациями Омской области и города Омска дает нам массу возможностей. Мы всегда в списке приглашенных для рассмотрения планов совместно с комитетом по внешнеэкономическим связям. В этом смысле вопрос статуса очень важен. Впрочем, как и вопрос скорости и качества взаимодействия с центральным офисом Альфа-Банка.

— Связана ли ваша заинтересованность в производстве алюминиевой банки на территории области с Омским филиалом ОАО «Объединенные пивоваренные заводы»?

— Несомненно. Мы внимательно следим за их бизнесом и готовы в нем участвовать. Проект также может быть интересен «Оше» и Омсквинпрому. Нас интересуют Новосибирский регион и Восточная Сибирь. В отношении завода по производству алюминиевой тары мы предоставляем конкретный финансовый инструмент — банковские гарантии американской компании-производителю. Это делается для того, чтобы исключить авансовый платеж и оптимизировать стоимость оборотных средств для будущего производства. На новых для нас рынках мы будем работать через филиальную сеть, чтобы найти своих клиентов. Увеличение объемов продаж партнеров — наша основная цель, и для ее достижения мы используем свои возможности.

— Насколько я понимаю, Омскгидропривод и завод по производству алюминиевой тары не все, что входит в сферу интересов Альфа-Банка?

— Естественно. Альфа-Банк — это многоотраслевой банк. Нам интересно все — от нефтехимии до сельского хозяйства. Причем интерес подкреплен технологическими возможностями как в Омском филиале, так и в центральном офисе. У нас есть отраслевые блоки, ориентированные на связь, энергетику, нефтехимию, нефтедобывающий бизнес, бизнес вооружений. Сложно назвать ту отрасль, где мы не присутствуем. Мы осуществляем сегодня первичный поиск партнеров, налаживаем контакты. Это благо для Омской области, так как мы акцентируем внимание на вопросах производства. Это износ основных фондов и вопрос их обновления, выработка философии продаж наших партнеров. Если у предприятия не будет качественной маркетинговой стратегии, новый состав оборудования ему абсолютно ни к чему. Здесь Альфа-Банк по возможности выступает консультантом по рынкам сбыта, подбору оборудования и оптимизации расчетов при покупке этого оборудования. В этом наша задача.

— В Омске много оборонных предприятий, однако их финансовое положение далеко не идеально. Как вы расцениваете перспективы омской оборонки?

— Мы неплохо знаем омский рынок, в частности, структуру производства ВПК. В общей сложности в ВПК работает порядка млн, которые инвестировал Альфа-Банк. Мы сотрудничаем с Рособоронэкспортом, причем как с его региональным подразделением, так и с центральным. Поэтому у нас есть четкая информация, какие контракты в разработке. Нам выгодно отстаивать интересы омских производителей, включать их в субподрядные отношения с генеральным заказчиком. Как ни крути, разделение труда еще осталось с советских времен, поэтому в выполнении заказов Рособоронэкспорта задействованы предприятия всей России. В этом есть наша коммерческая заинтересованность. Чем больше омских предприятий будет вовлечено в технологический цикл, тем больше кредитов мы сможем выделить.

Поэтому мы стараемся работать на опережение. И, похоже, нам это удается. Если рассматривать объем кредитного портфеля, то сегодня он превышает планку в млн.

— Вы много говорили об интересе Альфа-Банка к сельхозмашиностроению. Обращает ли банк внимание на сельское хозяйство как таковое?

— Сельское хозяйство бывает разное. Взять хотя бы «Омский бекон». Это тоже сельхозпроизводитель, хоть и занимается мясопереработкой. Компания кредитует производителей зерна и кормов для внутреннего потребления. Мы отслеживаем эти цепочки и, понимая логистику всех процессов производства, стараемся предложить схемы кредитования, подходящие для каждого его этапа. Вообще, на наш взгляд Омская область больше, чем ее соседи по региону, заслуживает, чтобы федеральная квота по возмещению двух третей учетной ставки сельхозпроизводителям была увеличена. Если реально аграрии кредитуются под ставку 16 процентов годовых, они получают ежемесячное возмещение из бюджета. Таким образом, реальная стоимость пользования кредитными ресурсами — чуть больше пяти процентов. В конечном счете это положительно сказывается на цене товара. Поэтому мы рекомендуем нашим клиентам в рамках нормального консалтинга, какие шаги нужно осуществить для того, чтобы выйти на «дешевые» деньги легитимным путем.

— Но кредитование не единственный способ дать промышленникам возможность снова встать на ноги. Например, на ярмарке «Агро-Омск-2003» генеральный директор ОАО «Карбышевское» Сергей ВОРОБЧУКОВ говорил о том, что оптимальной схемой технического перевооружения села станет лизинг.

— Полностью разделяю мнение господина ВОРОБЧУКОВА. Лизинг действительно очень перспективен. Покупателям выгодно реализовывать лизинговые схемы с крупным банком, так как высокий статус банка позволяет производителям принять гарантии этого банка. Покупатель в этом случае избегает вносить 15-20-процентную предоплату, которая «съедает» часть оборотных средств. Лизинг оптимизирует структуру затрат и налогообложение. Есть еще один нюанс, важный с точки зрения выживаемости предприятия. Имущество, находящееся на балансе лизинговой компании, не подвержено апелляции третьих лиц, а следовательно, исключено из возможных арбитражных процессов. В структуре Альфа-Банка есть подразделение «Альфа-Лизинг», которое занимается именно вопросами лизинга. Мы рассчитываем поработать с несколькими предприятиями города, набрав солидный портфель заказов. Ориентировочная цифра — млн.

— Второго июня банк подписал соглашения с администрациями города Омска и Омской области. В чем смысл этих документов и какие преимущества они дают обеим сторонам?

— Эти соглашения подводят платформу для тесного сотрудничества с областью. При всем этом мы не ищем для себя никаких преференций. Альфа-Банк участвует во взаимных консультациях с экономистами области и получает информацию в отношении проектов, которые будут разрабатываться. Два проекта я уже назвал. Посредством таких прикладных действий мы и осуществляем сотрудничество.

— Много слышал об амбициозном проекте Альфа-Банка, который направлен на розничные продажи. Расскажите о нем подробнее.

— Этот проект называется «Альфа-Банк-Экспресс». В него заложена новая философия работы с физическими лицами. Это не просто прием вкладов, а международные денежные переводы, скоростное кредитование, прием наличных через банкомат, прием платежей за всевозможные услуги. Все это — на одной площадке автоматизированного банковского комплекса. Омск попал в число приоритетных регионов с точки зрения развития новой философии розничных продаж Альфа-Банка, поэтому через два месяца в одном из районов города мы закончим строительство первого комплекса переходного формата для развития услуги «Альфа-Банк-Экспресс». Повторюсь, это будет пока переходный вариант к автоматизированному банковскому комплексу. В Москве таких отделений уже более двадцати.

— Сколько Альфа-Банк планирует вложить в развитие проекта по всей России?

— Это очень технологичный проект и очень большие деньги — порядка млн в год. Новый формат розничных продаж — сложный технологический продукт, но он задуман на много лет вперед, на будущие потребности наших клиентов и на новую философию наших с ними отношений. Мы понимаем, что на рынке кредитования физических лиц большое оживление, но стараемся не просто там присутствовать, а предложить прогрессивный сервис. Это не пустые амбиции. Они обоснованы рядом шагов, которые предприняты и в Омске в том числе.

— Есть ли какие-либо другие планы на розницу?

— Первое — это расширение сети банкоматов. Есть технический вопрос — отсутствие выделенных каналов связи, однако он решаем. Одним из наших клиентов является Электросвязь Омской области. Мы ее кредитуем, и средства идут в том числе на развитие качества связи. Поэтому с точки зрения розничного бизнеса прогресс тоже есть.

— Николай Алексеевич, с недавних пор вы вице-президент Альфа-Банка. Остается ли у вас свободное время и чем вы любите заниматься вне работы?

— Мой рабочий день составляет в среднем 12 часов, и это я считаю нормальным. Если ты не будешь работать на опережение, то не сможешь развиваться. Свободного времени не много, но я стараюсь провести его с максимальной пользой. Люблю спорт. У нас сплоченная команда в банке, мы частенько играем с клиентами в футбол, волейбол. 2 августа участвовал в марафонском забеге на пять километров. Люблю хорошую музыку, бываю на концертах. Оценил, например, омский органный зал. Я ведь в Омске всего полгода, многого еще не видел. Очень люблю свою семью, но мой круг общения ею не ограничиваются. Контакты, связанные с бизнесом, часто превращаются в дружеские. Сейчас, например, учусь играть в большой теннис. Стараюсь как минимум дважды в неделю по 40 километров ездить на велосипеде — заряд бодрости это дает колоссальный.

— Благодарю за беседу. Успехов!

— Спасибо.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.