Позже «КВ» поинтересовались у участников делового завтрака, как они относятся к подобным способам решения конфликтов в бизнесе? К удивлению корреспондента «КВ», большинство управленцев признали подобные публичные ссоры недопустимыми и очень неприятными, но отказались открыто заявить об этом на страницах газеты. А руководитель одной из компаний, работающих на рынке IT-технологий, и вовсе заявил (естественно, не для печати!), что в бизнесе любые методы хороши. По его мнению, если оппонент не понимает по-хорошему, и вовсе неважно мужчина это или женщина, то вполне допустимы более жесткие аргументы. Президент Лиги профессиональных управленцев Илья ВАСИЛЬЧУК дипломатично ограничился фразой:
— Я считаю, что для профессионального управленца, безусловно, важна деловая этика и умение решать конфликты цивилизованно, например через суд.
Более многословной оказалась директор тренинговой компании «XXI век» Марина МОРАШ, которая считает, что никакой прокол в бизнесе не стоит потери человеческих отношений. По ее мнению, «можно не работать с человеком как с деловым партнером, но переходить с ним на личности...».
— Я была просто ошеломлена самим фактом, что взрослый мужчина повел себя так грубо по отношению к барышне, да еще на глазах у публики. О самом ресторане «Бевитор» я до этой неприятной сцены была только положительного и высокого мнения — часто обедала там, рекомендовала друзьям как комфортное заведение с хорошим обслуживанием, но теперь я не смогу чувствовать себя в безопасности в стенах этого заведения. Если в этом ресторане позволяют себе выталкивать женщину за дверь, то я буду обходить его стороной. Кроме того, мне было неприятно столь пренебрежительное отношение руководства ресторана к чувствам и ощущениям своих клиентов — мне и большинству присутствующих испортили настроение, приятное впечатление от делового завтрака, зарядили нас негативом на целый день. Согласитесь, что в ресторан люди приходят совсем за другими ощущениями, — поделилась МОРАШ.
По ее мнению, времена, когда у потребителя не было выбора и он довольствовался тем сервисом и условиями, которые ему диктовал поставщик услуг, давно прошли. Сегодня успеха в бизнесе добивается лишь тот, кто предлагает клиенту не просто качественную услугу (это само собой разумеющееся), но еще и приятные ощущения, заботу о чувствах и комфорте клиента.
На прошлой встрече управленцев доцент кафедры философии и социальной коммуникации Омского государственного технического университета Галина ТАТАРИНОВА назвала клубы предпринимателей «островками, на которых формируются новые традиции и определенная культура бизнеса». Но видимо, в Омске эти островки еще очень малы, а и их влияние столь незначительно, что даже члены этих клубов готовы пока лишь только рассуждать о культуре бизнеса, но не повышать ее уровень на практике.
Михаил КУРЦАЕВ, директор ООО «Бакалея-Сервис», владелец ресторана «Бевитор»:
— ВОЙТЮК Елена Павловна с 2005 года работала у моих бизнес-партнеров – индивидуальных предпринимателей Евгения ЛАТЫША и Игоря ВАНЬКОВА — заместителем директора по рекламе, маркетингу и PR. По роду своей деятельности имела доступ к финансам компании – заказывала и оплачивала рекламу, имела дело с наличными. Уволилась от ЛАТЫША со скандалом. ВОЙТЮК получала в подотчет деньги для изготовления и размещения рекламы, за которые в полном объеме не отчиталась. При ее увольнении была выявлена недостача на сумму 100 000 рублей. Кроме того, после увольнения ВОЙТЮК не передала находящийся у нее в подотчете цифровой фотоаппарат. Уволили ее за прогул.
В отношении ВОЙТЮК возбуждены два уголовных дела, которые в настоящее время расследуются. Первое УВД по Октябрьскому административному округу Омска возбудило 17 июля 2007 года по заявлению ЛАТЫША. В мае 2007 года ВОЙТЮК предоставила в Октябрьский районный суд Омска подложные справки о своей зарплате. На основании указанных справок 10 мая 2007 года Октябрьский суд вынес решение в пользу ВОЙТЮК о выплате ей предпринимателем ЛАТЫШЕМ суммы в размере 121600 рублей. Второе дело — 31 июля 2007 года по заявлению того же ЛАТЫША по факту хищения денежных средств в сумме 100 000 рублей.
Я полагаю, что приход ВОЙТЮК в ресторан «Бевитор» — это просто попытка спровоцировать меня на скандал, чтобы таким образом прославить себя. Недаром же она выбрала для стычки именно деловое мероприятие, где было много предпринимателей и журналистов. Она прекрасно знала, что я часто в это время бываю в «Бевиторе» и, как правило, выхожу к гостям в зал, а значит, в любом случае замечу ее. Она добилась своего – в прессе написали о скандале никому не известной ВОЙТЮК с известным в городе предпринимателем КУРЦАЕВЫМ. Я признаю, что поддался на ее провокацию, но очень трудно было в такой ситуации сдержать свои эмоции. К тому же сначала я несколько раз просил ее добровольно покинуть зал ресторана, а только потом мне все же пришлось проводить ее до двери.
Попытки учинить со мной или с моими партнерами скандал с ее стороны уже были, например, она дважды писала на нас заявления в прокуратуру, утверждая, что якобы мои люди преследуют ее и ее дочь, поджидают у подъезда, угрожают ее жизни. По данным фактам проводились проверки, меня и моих сотрудников вызывали на допросы, но в итоге в возбуждении уголовного дела было отказано. ВОЙТЮК просто нужен PR, она хочет быть на виду.
Елена ВОЙТЮК, главный редактор журнала «Город»:
— С февраля 2004 года я работала заместителем директора по рекламе, маркетингу и PR у индивидуального предпринимателя ЛАТЫША, который является партнером КУРЦАЕВА, а его предприятие входит в холдинг ООО «Бакалея-Сервис». Моя зарплата состояла из двух частей: официальной и так называемой серой надбавки. Так как в последнее время выплату указанной надбавки работодатель стал мне задерживать, я 22 декабря 2006 года подала заявление об увольнении, которое было зарегистрировано в службе персонала ЛАТЫША. 9 января 2007 года я должна была передать дела новому работнику, принимаемому на мое место. Все документы мною были переданы, о чем составлялся акт.
Только 15 января меня ознакомили с приказом об увольнении, где я узнала, что уволена за прогул, но за какой именно, из приказа не было понятно. Трудовую книжку мне отказались выдать, несмотря на то, что я дважды писала об этом заявление работодателю. Зарплату за декабрь 2006 года и расчет получила лишь 5 апреля 2007 года. 26 декабря никакого прогула я не совершала. У меня был разъездной характер работы, за мной был закреплен личный водитель, я не обязана была целый день находиться в своем рабочем кабинете и отмечать свой приход и уход в каком-либо журнале. 10 мая Октябрьский районный суд Омска вынес решение в мою пользу и обязал ЛАТЫША изменить формулировку основания и дату увольнения в трудовой книжке – на 10 мая 2007 года по пункту 3 ст. 77 ТК РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника). А также суд взыскал с ответчика в мою пользу оплату времени вынужденного прогула с 26 декабря 2006 года по 10 мая 2007 года – 109 580 рублей, оплату морального вреда и затраты на представителя.
КУРЦАЕВУ не понравилась моя попытка отстоять свои права. Он заявил мне, что от него сотрудники самостоятельно не увольняются и, что только он сам лично может кого-то уволить. Он звонил и угрожал, что мне никогда нигде не работать в Омске, что он повесит на меня недостачу. Я написала на него заявление в милицию – после общения с участковым КУРЦАЕВ перестал беспокоить меня лично, но угрозы продолжались от работников службы безопасности. 31 июля 2007 года по заявлению индивидуальных предпринимателей Евгения ЛАТЫША и Игоря ВАНЬКОВА (партнеры КУРЦАЕВА) УВД по Октябрьскому округу возбудило против меня уголовное дело на основании того, что якобы я присвоила себе вверенные мне в подотчет деньги предприятий в размере 100 000 рублей. Но 11 января 2008 года данное уголовное преследование в отношении меня было прекращено. А 4 июня 2008 года мировой судья судебного участка № 74 САО Омска отказал в требованиях индивидуальному предпринимателю ВАНЬКОВУ, с которым у меня были трудовые отношения с 1 февраля 2005 года по 29 апреля 2005 года, -взыскать с меня 50 000 рублей неосновательного обогащения.
Я считаю, что КУРЦАЕВА просто бесит тот факт, что я выиграла несколько судов у его партнеров, отстояла свои права, отсудила деньги, поэтому он и набросился на меня в ресторане «Bevitore» на деловом мероприятии. Собираюсь подать на него в суд и привлечь к ответственности за то, что он позволил себе оскорблять меня на публике и распускать руки.