Все рубрики
В Омске пятница, 19 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0922    € 100,5316

Производители нефтепродуктов готовы играть по правилам

24 июня 2009 14:06
0
1987

Насущные проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов обсудили 9 июня участники круглого стола, организованного независимым ценовым аналитическим агентством Argus Media. Представители Федеральной антимонопольной службы, Минэкономразвития, нефтяных компаний, в том числе и компания ОАО «Газпром нефть», а также независимые эксперты — все считают, что необходим механизм, который бы повысил прозрачность оптового рынка нефтепродуктов. И таким механизмом, по мнению аналитиков и производителей топлива, могла бы стать система долгосрочных индексируемых контрактов, в которых цена поставляемого топлива жестко привязывалась бы к полностью независимому от продавца и покупателя индексу рыночных цен.

Проблема в том, считают участники круглого стола, что на сегодняшний день не существует четких ценовых индикаторов, разделяемых всеми участниками оптового рынка нефтепродуктов, поэтому практически любая цена на бензин, топочный мазут или дизельное топливо может быть признана антимонопольными органами неадекватной. И отрегулировать оптовый рынок помогут только четкие рекомендации государства. По словам директора по развитию Argus Media Михаила ПЕРФИЛОВА, на сегодняшний день на топливном рынке России существует в основном спотовая торговля нефтепродуктами, то есть продаются партии по фиксированной цене в определенный момент времени. На таком рынке слишком часто возникают ценовые искажения: резкие всплески, резкие падения цен. Самый близкий пример — майский ценовой скачок, в котором трудно винить производителей.
— Нам кажется, что майское повышение цен на внутреннем рынке – это достаточно объективная ситуация, — пояснил Михаил ПЕРФИЛОВ. — Уже в начале мая мы стали наблюдать резкий рост цен на бензин в США, который привел к росту цен практически по всему международному рынку. В Европе бензин марки 91R подорожал за месяц более чем на 40%, на что российские заводы отреагировали увеличением экспортных поставок. В целом экспорт моторных бензинов из России вырос в мае на 50% и составил порядка 560 тысяч тонн. В то же время внутренние поставки выросли всего на 7%. Естественно, на внутреннем рынке сложился дефицит бензина. Эта ситуация распространилась и на другие нефтепродукты, на дизтопливо в первую очередь.
По мнению независимого эксперта, выход из этой сложной ситуации только один — нужно создать в России условия для нормального функционирования рынка индексируемых срочных контрактов, чтобы производители топлива могли бы договариваться с потребителями о поставках на будущие периоды по ценам, привязанным к индексам ценовых агентств. Если цена цена товара жестко привязывается к полностью независимому от поставщика ценовому индикатору, то потребитель получает возможность в любой момент самостоятельно рассчитать и проверить ее справедливость.

В мировой практике ценообразование сегодня активно используют как биржевые, так и внебиржевые индексы. Котировки на фьючерсные контракты крупнейших мировых биржевых площадок стали не только инструментом хеджирования ценовых рисков, но и широко используются в качестве инструментов ценообразования. Эти фактически эталонные инструменты для определения цен на сырую нефть и нефтепродукты активно используются при заключении контрактов. В Великобритании налоговая служба с помощью индексов нескольких ценовых агентств формирует среднюю цену на нефть, которая считается базовой в целях налогообложения. Подобная система уже существует в Казахстане. В России этот опыт интересен и государственным органам, и нефтяным компаниям. Вот только есть определенные проблемы и недопонимание, подчеркнул Михаил ПЕРФИЛОВ.

Главным ограничением для внедрения формульного ценообразования, по мнению начальника отдела ценообразования департамента по маркетингу и ценообразованию ОАО «Газпром нефть» Андрея МОТОРИНА, является отсутствие единого общепризнанного ценового индекса на российском рынке нефтепродуктов. Но есть и ряд других ограничений, менее существенных, на его взгляд. Для промышленных потребителей, например, барьером является новизна формульного ценообразования. Небольшие компании — независимые операторы нефтебаз и АЗС — испытывают дискомфорт из-за неопределенности цены сделки в абсолютном выражении, поскольку они, как правило, испытывают дефицит оборотных средств. Ограничением же для участников программ по госзакупкам является отсутствие четких рекомендаций по использованию формульного ценообразования. Кроме того, и покупатель, и продавец лишаются возможности поймать момент, когда цена достигнет, соответственно, локального минимума или локального максимума.

Тем не менее формульное ценообразование, как считает АНДРЕЙ МОТОРИН, дает ряд весьма существенных преимуществ и покупателям, и продавцам. Во-первых, обе стороны могут оптимизировать свое бюджетное планирование. Во-вторых, повышается прозрачность торгово-закупочной деятельности. Покупатель минимизирует риск совершить сделку по очень высокой цене, продавец – по слишком низкой. С таким мнением согласны и чиновники Минэкономразвития, которые тоже считают, что для рынка нефтепродуктов необходимы общепризнанные ценовые индикаторы. Но для начала нужно определить их основные атрибуты. То есть определиться с видами нефтепродуктов, с типом торгов и котировок, с базисами и алгоритмом расчета ценовых индикаторов. Важна и периодичность, с которой будут эмитироваться ценовые индикаторы рынка. Необходимо проанализировать достоинства и недостатки уже существующих индексов, определить порядок применения новых и, конечно, внести необходимые изменения в нормативную базу. Прежде всего в Налоговый кодекс и в антимонопольное законодательство. Так что в ближайшее время, как нетрудно догадаться, рынку еще придется работать в условиях постоянных ценовых скачков и давления со стороны антимонопольных органов.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.