ЭР-Телеком взорвал рынок, но его самого при этом немного контузило

Дата публикации: 30 сентября 2009

Несмотря на то, что по официальным данным (а точнее – по данным областного министерства промышленной политики, транспорта и связи) количество интернет-пользвателей в регионе давно уже превысило 300 000, в реальности омский рынок еще далек от насыщения. Еще не редкость в нашем городе многоэтажки, не попавшие в зону внимания ни одного провайдера. Есть и такие, где имеется только проводной телефон от Сибирьтелекома (а значит, в большинстве случаев и сибирьтелекомовский же ADSL-Интернет под маркой Webstream).

Немало и таких домов, где стоит одна-единственная трубостойка «ЭР-Телекома» (Дом.ру), Омских кабельных сетей (Я.ру), Мультикабельных сетей (Multinex), ЗапСибТрансТелекома (++К) или не работающей пока в нашем городе Инвестэлектросвязи (Билайн). Во всех этих случаях выбор, стоящий перед потенциальным абонентом, очень простой – либо у вас есть Интернет, либо его нет. Настоящие муки выбора начинаются тогда, когда в подъезде соседствуют 3-4 трубостойки да еще и домашний телефон имеется. В этом случае уже имеет смысл сравнивать все плюсы и минусы каждого из поставщиков услуги. Именно этим и занялись «КВ». Для чистоты эксперимента мы не стали запрашивать комментарии у пресс-служб провайдеров, а пошли тем же путем, которым обычно идут рядовые абоненты – официальные сайты компаний, отзывы на форумах, общение со службой поддержки и опрос знакомых. Что у нас получилось – читайте сами.

Качество+Сервис=?

Предложения по доступу в Интернет, как, впрочем, и любые другие услуги, отличаются друг от друга по двум основным критериям – цена и качество. Понятие «качество» в данном случае складывается из таких составляющих, как качество собственно услуги (стабильность соединения, частота перебоев, соотношение реальной и заявленной скорости) и качество сервиса (скорость отработки заявки на подключение, вежливость и аккуратность монтажников, доступность и уровень квалификации службы поддержки, оперативность устранения аварий на сети и т. п.).

Сразу оговоримся, что сравнение провайдеров по таким показателям, как качество и сервис – дело неблагодарное. Слишком многое зависит от случайностей. По результатам блиц-опроса, проведенного корреспондентом «КВ» среди знакомых абонентов всех основных провайдеров, количество довольных и недовольных у каждого из них делится примерно поровну. Один из них, например, взял себе тариф со скоростью 5 Мбит/сек и теперь очень об этом жалеет, так как скорость еще ни разу не поднималась выше полутора-двух Мбит/сек. Другому с завидной регулярностью выносит мозг служба поддержки, при каждом сбое заставляя его перезагружать компьютер и дергать туда-сюда сетевой кабель – при том что сам он программист и звонит в техподдержку только тогда, когда наблюдаются проблемы на стороне провайдера.

Тем не менее, если поизучать отзывы абонентов на «Омском форуме», можно без труда выявить некие общие закономерности. Так, например, «ЭР-Телеком» чаще всего упрекают в несоответствии реальной скорости и заявленной. По всей видимости, провайдер, запустив новую линейку тарифов, не подрассчитал загрузку канала, и в результате весь сентябрь многие его абоненты вместо обещанных 2-3-5 Мбит/сек видели скорость от 0 до 1 Мбит/сек. Как шутят на форуме, «ЭР-Телеком» взорвал рынок новыми тарифами, но его самого при этом немного контузило. Падение скорости признавал и сам провайдер – исправление ситуации было обещано вначале с 3 сентября, затем с 7-го, потом и вовсе с 21-го. Однако на момент сдачи материала в печать (утром 24 сентября) изменилось только одно: исчезла возможность отмены порога на новых тарифах. По всей видимости, так провайдер пытается бороться с теми, кто круглосуточно качает файлы из Интернета, забивая внешний канал.

У абонентов «Омских кабельных сетей» (ОКС) основные претензии сводятся к невозможности дозвониться в техподдержку (автор этих строк действительно не смог дозвониться в будний день, но в субботу вечером это удалось без особых проблем, после 5-6 минут ожидания). Плюс у ряда абонентов возникают сложности с доступом к отдельным сайтам (на форуме это связывают с введением нового пула IP-адресов – также с новых адресов не удается попасть в дружественные локальные сети).

Главное, за что ругают Webstream, – нежелание снижать тарифы. На очередной виток снижения цен Webstream ответил одним-единственным тарифом – 999 кбит/сек за 600 рублей (на «Омском форуме» также обсуждается тариф для новичков – 1 Мбит за 440 рублей, но на официальном сайте провайдера об этом ни слова). Кроме того, абоненты этого Сибирьтелекома в последнее время жалуются на падение скорости и нестабильность подключения. А буквально на прошлой неделе и вовсе появилась информация о том, что всех «качков», которые скачивали большой объем трафика в предыдущие месяцы, пересадили на отдельный канал с резким снижением скорости, причем независимо от потребления трафика в текущем месяце. Проверить эту информацию не удалось, но представитель Сибирьтелекома на форуме подтвердил, что компания уперлась в максимальную пропускную способность и действительно избавляется от «качков» всеми доступными способами.

ТТК – один из немногих провайдеров, в чей адрес практически не звучит негатива. Возможно, это связано с тем, что ТТК начал работать с абонентами-физлицами совсем недавно, да и по охвату сети компания значительно уступает другим провайдерам. Абоненты ТТК жалуются разве что на занижение исходящей скорости. В техподдержке оператора действительно подтвердили, что исходящая скорость чуть ниже, чем входящая, но совсем немного – примерно на 10%. В то же время в службах поддержки других провайдеров вообще не смогли дать внятного ответа насчет того, как обстоят дела с исходящей скоростью у них.

«Мультикабельным сетям» (МКС) на «Омском форуме» достается больше всего. Как пишут форумчане, судя по всему, имеющие непосредственное отношение к самому провайдеру, в связи с кризисом был очень сильно сокращен штат техников и монтажников. Что не замедлило сказаться на качестве услуг – до техподдержки весьма проблематично дозвониться, а устранение аварий, по словам абонентов, занимает куда больше времени, чем раньше. Впрочем справедливости ради стоит отметить, что Multinex – единственный крупный провайдер, который на фоне всеобщего введения лимитов на тарифах, наоборот, отменил ограничения по скачанному трафику.

No limits

К слову, о лимитах – сегодня тарифы, предлагаемые омскими провайдерами, можно четко разделить на две группы – полные безлимиты и условные. Первая группа тарифов предполагает, что скорость у абонента будет оставаться одинаковой независимо от того, сколько гигабайт информации он вытащит из Сети (за исключением, разумеется, аварий на сети и прочих форс-мажоров). «Лимитные безлимиты» позволяют скачать не более какого-то определенного объема, после чего скорость «режется» провайдером до 128-256 кбит/сек. Открывать web-странички, работать с почтой и т. п. на такой скорости еще можно без проблем, а вот скачать что-нибудь тяжелое уже вряд ли получится.

Какой тариф брать – лимитный или безлимитный? Здесь уже решать только вам. С одной стороны, лимитов, предлагаемых провайдерами (от 40 Гб на скорости 2 Мбит/сек у Дом.ру до 80 Гб на 999 кбит/сек у Webstream) с лихвой хватит на то, чтобы целыми днями заниматься web-серфингом и скачивать время от времени пару-тройку фильмов или свежий альбом любимой группы. С другой стороны, если качать 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, этих лимитов хватит на 2-3 дня (на скорости 2 Мбит/сек 40 Гб выкачиваются за неполных двое суток).

В этом плане наиболее привлекательны ТТК и Multinex, у которых лимитов нет в принципе. Немного другим путем пошли ОКС, у которых изначально существует два варианта тарифов – с лимитом и без лимита. У Webstream и Дом.ру отменить лимиты не получится – у последнего до недавнего времени был бонус, отменяющий лимит за 150 рублей, но в середине сентября его отменили. Представители компании говорят, что он должен вернуться с октября, но вероятнее всего отменить лимит полностью уже не получится – можно будет лишь добавить сколько-то гигабайт трафика сверху. На лимитных тарифах ОКС такая возможность тоже есть, и стоить это будет 50 рублей за каждые 10 Гб. Более подробное сравнение лимитных и безлимитных тарифов приведено в таблице.

Выбирая оптимальную скорость, стоит опять-таки задать себе вопрос: «Что нужно мне в сети?». 1-2 Мбит/сек – уже вполне достаточно не только для комфортного серфинга и скачивания небольших файлов, но и для просмотра он-лайн-видео или прослушивания интернет-радио. А вот DVD-фильм в высоком разрешении (весом 4,5 Гб) на такой скорости будет скачиваться уже не меньше 5 часов. Так что если вы фанат творений Феллини и Кустурицы, лучше брать тариф со скоростью 3-5 Мбит/сек. Во всех остальных случаях такая скорость вряд ли будет оправданной. Если же вы относитесь к числу любителей он-лайн-игр, стоит обратить внимание и на такой показатель, как пинг – время отклика запрашиваемого сервера. Правда, если скорость провайдеры готовы гарантировать хотя бы с пометкой «до», то о пинге речи вообще никто не ведет. Но, как показывает практика, чем выше скорость и меньше загрузка канала, тем лучше пинг.

Сравнивая тарифы с разной скоростью, можно отметить любопытный момент: – тарифы с помегабайтной оплатой трафика, существовавшие у провайдеров задолго до появления безлимитов, так и остались на том же уровне, что и полгода-год назад. И теперь тариф с включенным трафиком 2 Гб у «Дом.ру», например, стоит столько же, сколько и условно-безлимитный тариф, но уже с включенными 40 Гб трафика. При этом скорость на тарифах с помегабайтной оплатой провайдером не ограничивается. Так что получается, что DVD-фильм в хорошем качестве вы скачаете махом, вот только стоить он вам будет почти 3 тысячи полновесных рублей (450 рублей – за включенные 2 Гб, а затем – по 1 рублю за каждый мегабайт).

По всей видимости, провайдерам невыгодно развивать такие тарифы так же, как и отошедшие уже в историю тарифы со скоростью до 1Мбит/сек. Соответственно, если вам нужен доступ в Сеть дешево и сердито, для вас есть только одно предложение – тариф «Локальный» от ОКС. Фильмы, музыку и прочие программы можно скачивать из локальной сети с вполне себе пристойной скоростью 5 Мбит/сек. А на то, чтобы почитать новости да проверить почту через внешний канал, дается 128 Кбит/сек – для серфинга по сети в принципе достаточно. Каких-либо ограничений по трафику на тарифе не заявлено, а стоит это удовольствие всего 199 рублей в месяц. Как говорится, дешевле только даром.

Сад подводных камней

И вот вы решили, какой тариф выбрать, определились с провайдером, осталось только поднять телефонную трубку и вызвать монтажника для подключения… Не спешите. Буквально несколько слов о том, что обычно пишется в договорах самым мелким шрифтом – и можете звонить.

Начнем с подключения. Обычно в стоимость подключения входит в себя прокладка кабеля до компьютера, обжим кабеля и первичная настройка компьютера (у Webstream в стоимость подключения входит также стоимость ADSL-модема, без которого работа в Интернете невозможна). Если вы хотите, чтобы кабель уложили в кабель-канал плинтуса, настроили wi-fi или раздали вам Интернет на несколько компьютеров через роутер – будьте готовы раскошелиться отдельно. Далее. Практически все провайдеры подключают бесплатно абонентов, которые переходят к ним от конкурентов. В большинстве случаев достаточно предъявить монтажнику копию договора с действующим провайдером, но иногда может потребоваться и выслать эту копию в офис провайдера по факсу или по почте – лучше уточнить сразу, иначе стоимость подключения могут списать из денег, которые вы направите на оплату Интернета.

Еще один момент, связанный с бесплатным или льготным подключением – если вы подключитесь к ОКС или «Дом.ру», а затем расторгнете договор ранее чем через 12 месяцев – вам придется выплатить неустойку в размере 1 500 рублей (либо 1 500 рублей минус сумма, которую вы уплатили при подключении). У Сибирьтелекома, МКС и ТТК таких ограничений нет.

Есть у «Дом.ру» и ОКС еще одна тонкость – даже если вы не пользуетесь Интернетом, вы обязаны оплачивать «тариф за пользование портом» — 75 рублей в месяц у «Дом.ру» и 70 рублей у ОКС. Либо оплатить приостановление доступа к Интернету (в этом случае будет взиматься примерно половина этой суммы). У Multinex таких требований нет, но зато с вас в полном объеме будет списываться абонентская плата по тарифу. Впрочем если вы в течение месяца ни разу не выйдете в Интернет, обещают сделать перерасчет. У ТТК, единственного из всех провайдеров, списание происходит посуточно (что может быть очень удобно, если Интернет нужен лишь на несколько дней или на неделю), в случае если деньги на счету закончатся, по словам сотрудников контакт-центра, до конца месяца будет доступ в локальную сеть, а далее доступ заблокируют полностью и абонентская плата списываться перестанет.

И последний нюанс, который мы бы хотели отметить – подключение по акциям: если вы подключаетесь по срочной акции, будьте готовы к тому, что вас переведут на один из действующих тарифов. Сейчас, когда все операторы только-только запустили новые линейки тарифов, это не особенно актуально, а вот в конце августа многие абоненты, подключившиеся по акции «Москва» (1 Мбит/сек за 350 рублей) и не активировавшие вовремя новый тариф, были автоматически переведены на тариф «Мега+» (512 кбит/сек за 750 рублей). А у ТТК абоненты, попробовавшие 3 Мбит/сек за 477 рублей в рамках летней акции, по ее истечении переводились на тариф «Базлимитный 500», где 500 рублей стоили уж 512 кбит/сек. То же самое касается смены тарифов – у большинства провайдеров эта услуга бесплатная, но один из опрошенных «КВ» абонентов МКС (между прочим, журналист с солидным стажем) ушел от этого провайдера как раз из-за того, что с него потребовали деньги за переход на новую линейку тарифов «Токио». Может быть, конечно, имело место быть банальное недопонимание, но все равно прежде чем менять тариф с архивного 256 кбит/сек на новый сверхскоростной, убедиться в бесплатности данной операции будет нелишним.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/09/38/er-telekom_vzorval_rinok__no_ego_samogo_pri_etom_nemnogo_kontuzilo