Все рубрики
В Омске четверг, 28 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,5919    € 100,2704

Дойные коровы на четырех колесах, или как вписаться в орднунг

4 июля 2012 13:12
0
1757

Автор — омич, когда-то начинавший светлый путь корреспондентом «Коммерческих вестей», но легкомысленно свернувший на кривую дорожку пропаганды, которая сначала утащила его из Омска в Новосибирск, а затем и вовсе привела в эмиграцию.

Когда в 1885 году Карл Бенц изобрел свой Motorwagen, он даже не мог предполагать, какую свинью подкладывает соотечественникам. Впрочем его сложно винить: ну кто бы мог подумать, что рассудительные и прагматичные немцы с таким энтузиазмом загонят себя в кабалу к холодным бездушным механизмам. За минувший с той поры век с четвертью нация потратила массу времени и сил на то, чтобы выражения «немецкие машины» и «немецкие дороги» стали для остального мира синонимом недостижимого идеала. И у нее это даже получилось. Но вот как с этим жить дальше – совершенно непонятно. И сегодня немцы не менее усердно развернули борьбу с зависимостью от четырехколесного дьявола.
Миграция ежиков
Жить без машины в Германии совершенно невозможно. Жить с машиной – тоже. По крайней мере, в привычном русскому человеку понимании. Человек, решивший обзавестись автомобилем, автоматически переходит в разряд Die Melkk?he der Nation – дойных коров государства. Мало того, в отличие от настоящей коровы, он, по мнению власти и общества, не заслуживает ни малейшей жалости, не говоря уже об уважении. Он враг, который портит чистейший воздух страны миазмами из выхлопной трубы, варвар, по чьей прихоти снесены средневековые кварталы, чтобы на их месте выросли многоярусные паркинги, убийца, автострадами перерезавший пути традиционной миграции ёжиков.
Вся мощь государственной машины обрушена на бедного автолюбителя. Первое испытание он должен пройти, стоит ему лишь выразить желание сесть за баранку. Претендента на получение прав ждет двойной удар – по кошельку и нервам. Минимальная сумма, с которой ему предстоит расстаться – тысяча евро, и это лишь при самом благополучном исходе. Ответственность водителя перед обществом, воплотившаяся в виде сухонького старичка-экзаменатора, может легко увеличить ее вдвое, а то и втрое, а главное – совершенно лишить вас уверенности в собственных силах.
У любого нашего соотечественника, пересдавшего на права в Германии, напоминание о полигоне ДОСААФ с его наивной змейкой задом и троганием с места на подъеме вызывают мечтательную улыбку. Спросите его – и он расскажет массу историй о том, как асы с двадцатилетним опытом, накатавшие сотни тысяч километров слаломом через пробки и способные на М51 не моргнув глазом обогнать на праворуком японце колонну фур, одновременно прикуривая и разговаривая по телефону, бледнели, серели и спадали с лица, провалив свой первый немецкий экзамен.
Маленькая хитрость
Я тоже считал, что это сказки, пока не убедился сам. Почти что полугодовой опыт ежедневного вождения в Германии и ее окрестностях, вплоть до швейцарских серпантинов, нисколько не помог мне в тот день, когда экзаменатор сел на заднее сидение и сказал «поехали». Потому что ровно таким же невозмутимым голосом через полчаса он сказал «стоп» и выдал мне направление на пересдачу.
Теперь, уже имея в бумажнике заветную карточку категории «B» немецкого образца, я могу спокойно рассуждать о том, как важен государственный подход к безопасности дорожного движения, заключающийся в том, что год от года права становится получить все сложнее. А равно и о том, насколько эффективна политика штрафов и отзыва лицензий у автошкол, чьи выпускники превысят установленный порог ДТП. Но в тот день, выйдя из машины инструктора и пересев в свою, я внезапно понял, что не могу вспомнить, где газ, а где тормоз.
Кстати, в том, что с проваленного экзамена можно уехать на своей машине, нет ничего странного. Российские права в Германии действуют в течение полугода с момента приезда, и вполне можно учиться в автошколе и одновременно продолжать оставаться полноправным водителем. Но вот потом, получая немецкое, свое старое удостоверение приходится сдавать – оно исчезает где-то в глубинах бюрократической машины. Можно ли его вернуть, мне так и не удалось выяснить. Впрочем бывалые люди посоветовали при возвращении в Россию просто заявить о потере и оформить дубликат. А вообще некоторые так и ездят по Отечеству на правах европейского образца, хотя по закону вроде и не положено.
Не бери старье!
Вырвавшись из лап инструкторов по вождению, будущий автовладелец думает о том, как стать настоящим. Купить машину в Германии проще простого, даже если денег у тебя не очень много. На одном только портале autoscout24.de выставлено больше миллиона актуальных вариантов, как новых, так и подержанных. Прямо сейчас, например, ассортимент простирается от Хонды Аккорд 1996 года за один евро до Роллс-Ройса 1914 года за пять с половиной миллионов. Но цена – это далеко не самое важное, на что должен обращать внимание покупатель. Прежде чем углубляться в сайты и ходить по автохаузам, придирчиво ковыряя ногтем обивку кресел приглянувшегося внедорожника, ему стоит внимательно изучить все, что связано с Kraftfahrzeugsteuer, говоря по-русски – транспортным налогом, а также Kfz-Versicherung – немецкой ОСАГО.
Налоговая политика в отношении автовладельцев в Германии предельно проста – она ориентирована на то, чтобы они покупали машины новые и «зеленые». Самый низкий налог – на машины, произведенные после 1 июля 2009 года. Его размер исчисляется от объема двигателя: 2 евро за 100 кубических сантиметров (если дизель – то дороже) плюс еще 2 евро за каждый грамм выбросов CO2 сверх установленного норматива (на 2012 год он составляет 110 г/км). Практически все новые модели городских малолитражек укладываются в норматив, потому в год их владельцам нужно отдать государству смешные 20 — 25 евро – немногим больше, чем сегодня платит владелец «шестерки» в Омске. А за БМВ седьмой модели или «шестисотый» «Мерседес» так и вовсе налоговое ведомство насчитает существенно меньше, чем у нас: 300 — 500 евро в год.
Но это касается только новых машин. Совсем другое дело – авто, чей возраст перевалил за три года. Для них ставки серьезно выше 6,75 евро за 100 кубических сантиметров для бензиновых двигателей и 15,44 евро – для дизельных. Причем это касается только автомобилей, соответствующих стандарту Евро-3 и выше. Налог на Евро-2 больше на 10 процентов, а Евро-1 содержать и вовсе разорительно – это обойдется вдвое дороже. Поэтому владельцу того же ВАЗ-2106 без катализатора его машина в Германии обошлась бы уже в 250 евро в год.
Страхуй с умом
Сами немцы признают, что ввод новой системы оказался пугающе эффективным. Как только налог на двадцатилетние колымаги стал в разы перекрывать их цену, они моментально исчезли с дорог. Плюс свою роль сыграла запущенная параллельно программа по утилизации старых автомобилей – за машину старше 9 лет при покупке новой владелец получал две с половиной тысячи евро. Благодаря этому щедрому подарку властей всего за год немцы без жалости отправили под пресс несколько миллионов своих драндулетов. Правда, как оказалось, печальная судьба ждала далеко не все из них – некоторые фирмы, проводившие утилизацию, проявили недюжинную смекалку, в результате чего масса уничтоженного по бумагам немецкого автохлама всплывает сегодня в Восточной Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Уверен, и до наших краев тоже что-то доехало, как же иначе.
Купленную машину необходимо тут же застраховать – без этого не пройти регистрацию. В среднем страховка обойдется в 800 -1000 евро в год. При расчете ее стоимости учитывается гораздо больше факторов, чем в России, в том числе такие, как статистика аварийности конкретной модели автомобиля, стоимость его восстановления, планируемый ежегодный пробег и даже тип парковки у вашего дома. Каждое страховое агентство придерживается собственного набора критериев. Далеко не все из них, например, готовы работать с иностранными водительскими удостоверениями. У меня. к примеру, получилось застраховать машину только у третьего агента, да и то с добавочным коэффициентом в 20%. Увы, но об отношении русских к быстрой езде, а равно и о том, как у нас выдаются права, здесь уже прекрасно наслышаны.
Это наш статус
Имея на руках страховку, договор купли-продажи и талон техосмотра. можно отправляться в Цулассунгсштелле – ведомство, отвечающее за регистрацию автомобилей. Здесь надо заметить, что никакого ГИБДД в Германии и в помине нет – дорожная полиция является частью обычной и никакого отношения к регистрации автомобилей не имеет. К выдаче водительских прав, кстати, тоже. Подчиняются Цулассунгсштелле городским или районным властям, трудятся в них обычные клерки, и отсутствие погон нисколько не мешает им выполнять непростую и важную для общества работу.
Сам процесс регистрации занимает от силы полчаса, включая ожидание в очереди. Подаешь сотруднику бумаги, он заносит в компьютер. Вопрос задает один: хотите ли выбрать себе номер? Стоит эта услуга 10 евро. Еще раз, медленно – 10 евро. 400 рублей. За эту сумму можно украсить свое авто любым сочетанием из двух букв и трех цифр или одной буквы и четырех цифр. Экономные немцы на это часто скупятся, а вот эмигранты из стран, где красивый номер является признаком статуса, никогда не упустят своего. Это иногда помогает опознать своих. Например, если когда-нибудь вы, как я прошлым летом, вдруг заплутаете в Бонне в поисках российского консульства, обращайте внимание на припаркованные у обочины машины. Как только пойдут сплошь номера с «тремя семерочками» — вы уже совсем рядом.
После выбора номера клерк выдает талон на его изготовление. Для этого на улице рядом с ведомством есть несколько частных мастерских, где за 20 евро тебе моментально сделают две таблички. После этого нужно будет вернуться в контору, по дороге оплатив в автомате пошлину, и другой чиновник прицепит к номерам специальные наклейки, удостоверяющие их подлинность. Все, регистрация пройдена. Можно ехать.
Топливный туризм
Но для начала хорошо бы заправиться. Цена на бензин в Германии высока даже по европейским меркам. Литр 95-го все ближе подбирается к двум евро, дизельное топливо перевалило за полтора. Только за последний год цены выросли примерно на 20 центов. Автолюбители кряхтят, но платят, поминая крепким немецким словом нефтяных спекулянтов и родное правительство. Оно упорно отказывается понижать налог на топливо, который составляет треть от цены каждого литра. Мало того, «зеленые» время от времени заводят речь о необходимости еще приподнять его планку, стимулируя развитие гибридов и электромобилей.
Тем временем в приграничных районах бурным цветом расцветает топливный туризм. Дело в том, что у некоторых соседей Германии бензин стоит дешевле, а отсутствие границ позволяет спокойно заправляться за бугром. Нам в этом смысле тоже повезло: до Люксембурга, где топливо самое дешевое в ЕС, рукой подать в буквальном смысле – граница всего в десяти километрах. А сразу за ней – маленький городок Вассербийиг, процветающий благодаря разнице в налогообложении между соседними странами. С немецкой стороны в его окрестностях нет ни одной заправки, зато с люксембургской – целая дюжина. Разница в стоимости составляет примерно 25%, поэтому заправляться сюда ездят все жители близлежащих районов Германии, а также Франции и Бельгии. Дотошные немцы подсчитали, что на границах крохотного Люксембурга работают 58 АЗС, приносящие стране 700 миллионов евро ежегодно. Соответственно, примерно столько же рабочих мест и доходов теряют соседи герцогства, и прежде всего Германия.

Продолжение следует

Виталий ВОЛОДИН
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Элен ШАКИРОВА возглавила омскую баскетбольную команду «Нефтяник-Титан»

Ранее тренер возглавляла мужскую баскетбольную команду в Казахстане

28 марта 09:07
0
279

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.