Все рубрики
В Омске среда, 15 Января
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4380    € 106,2493

Александр КАПРАЛОВ: "Мои герои — вне времени"

16 июля 2014 10:05
1
6712

12 июля известному омскому скульптору Александру КАПРАЛОВУ исполнилось 55 лет. Юбилей он отметил большой персональной выставкой в Доме художника среди друзей и созданных им произведений.

         Александр КАПРАЛОВ – единственный, кто занимается в Омске сварной скульптурой. Периодически кто-то пытается его повторить, но держаться на равных с тяжелым черным металлом дается не каждому. Один из немногих, КАПРАЛОВ работает и в жанре городской скульптуры. Его Дон Кихот у ТЮЗа и ИТ Банка, «Динамическое равновесие» («Весы») у Музея имени М.А. Врубеля, «Коммунальный карась» («Между небом и землей») возле офиса компании «Белый свет» знакомы всем.  То, что можно отнести к малой пластике, он регулярно показывает на выставках.

Его угловатые человечки говорят с нами об одиночестве и любви, о душевных метаниях и муках творчества, о корысти и самоотречении, о верности и предательстве – обо всем том, что свойственно людям, что делает их красивыми или безобразными.  Скульптурные композиции иногда так густо населены, что кажутся моделью планеты. Привычный мир преломляется в ироничном взгляде художника, рассыпаясь на символы и метафоры, главное из которых – колесо. КАПРАЛОВ сажает папу римского в повозку рикши, памятуя о его скромном отказе от личного автомобиля. Он запрягает в тройку драконов, и исконно русский образ становится у него китайским. В мастерской на Ленина, 46 среди тяжелой массивной мебели, созданной исключительно руками КАПРАЛОВА, чувствуешь себя в средневековом замке. Кухонная полка подвешена на мощных цепях. «Столик» на колесах, позаимствованных у какой-то телеги, проще подкатить к стулу, чем перемещать по комнате этот тронообразный предмет.

 

         ДОСТОЕВСКИЙ и Эйфелева башня

 

         — Александр, когда вы начинали заниматься скульптурой, у вас был более спокойный, традиционный материал – мрамор, шамот, дерево. И вот пошел сварной металл, ковка. Как вы пришли к этому  и чем вас это увлекло практически на всю жизнь?

         — Началось все, конечно, от бедности. Литье сделать сложно да и дорого. Я работал с камнем, деревом, даже гипсом, но чувствовал, что это не мой материал. Потому что и дерево, и мрамор – это сразу обобщение, округлые формы. А когда я только первую скульптуру сварил, я понял, что это мое. В этом материале можно делать все что угодно, любые отверстия, можно не соблюдать законы физики.

Да, это не бронза, ну и что! Что в бронзе патина – то в черном металле ржавчина, это одно и то же, окисляется металл. Просто надо перебороть этот барьер высокомерия. Ну а потом я даже пытался делать литейку, печь налаживал, химикаты из Германии привез, но не лежит душа.  Другие льют – пусть льют. А я нашел свое дело и буду им заниматься.

         — Вы защищали диплом эскизом памятника ДОСТОЕВСКОМУ. Потом у вас был ДОСТОЕВСКИЙ — скульптура «Крест несущий» в сквере у Театра драмы. Помнится, не сразу ее приняли. То есть у вас к ДОСТОЕВСКОМУ какое-то особое отношение?

         — В студенческие годы у меня была тяга. Молодые были, хотелось быть умными. Толстые книжки покупали, пытались их читать. Ничего не получалось. (Смеется.) А ДОСТОЕВСКОГО хотелось сделать именно омского. Надо было как-то решить это – ДОСТОЕВСКИЙ и Омск. И я пришел к такому символу – блоку. Это и перекрытие тяжелое, давящее на человека в остроге, и с некоторых точек зрения – это крест. Не принимали.  Когда-то и Эйфелеву башню не принимали.

Тут осенью приезжали  с канала «Культура», делали фильм. Они где-то в Интернете прочитали,  что «Крест несущий» — лучший памятник ДОСТОЕВСКОМУ.

 

         Жизнь без розовых очков

 

         — В ваших работах часто присутствует тема власти, иллюзорности величия. К власти у вас тоже особое отношение?

         — У меня не только эта тема. У меня вот сейчас шесть – семь работ посвящены такому шоу, театру. Даже не театру, театр – это серьезно. А тут скорее балаган. Это то, что творится у нас в стране.

         — Все-таки с властью у вас что-то не то.

         — Это не у меня не то – это у всех не то. Вон там моя свежая работа, «Репетиция» называется. Люди, один в фашистской каске, второй – еврей в кипе, третий – еще кто-то, пляшут под одну музыку, связанные в единое целое. Руки у них закованы, а ключи висят ниже. Это мой ответ событиям на Украине. Я смотрю, там половина с еврейскими корнями, тут же националисты, тут же это, тут же то. А ключи у кого-то еще. У того, кто заказывает эту музыку. В искусстве ведь прямо не скажешь, вот я  и выражаю свои ощущения через какие-то образы.

         — Искусствоведы  находят в вашем творчестве некую символику, архетипы. А мне еще видятся отголоски сюжетов БОСХА, БРЕЙГЕЛЯ. Вдохновляли вас эти художники на создание работ?

         — Не знаю. Может быть. БОСХ и БРЕЙГЕЛЬ – серьезные художники, и сюжеты их вечны.

Ну а я такой человек – не в розовых очках хожу. Смотрю  по телевизору: то чиновника арестовали, то губернатор сбежал куда-то. Ведь эти люди вели за собой миллионы и рассказывали, куда надо идти, чтобы было хорошо. А потом их ловят  в Англии, где они прячут деньги. И вот мои "Слепые", они где-то и оттуда, где-то и от БРЕЙГЕЛЯ. Мы думаем, что мы зрячие, но мы слепые. Нас ведут куда-то, ключи забрали.

 

         Сибирское искусство – на невских берегах

 

         — У вас в Москаленках еще сохранился парк скульптур, о котором все говорили с таким восторгом?

         — Было когда-то. Теперь все по-другому. Дома рядом понастроили, мой уже так – сарайчик. (Смеется). У меня там выставочный зал был в моей мастерской, дети ходили на экскурсии. Продержался где-то год. А потом я понял, что не в состоянии содержать сто квадратов, даже вот в плане уборки. На улице еще было около двадцати больших скульптур, сейчас осталось несколько штук.

         — В принципе под открытым небом они же, наверное, портятся? Железо ржавеет, да и вандалы могут что-то открутить.

         — Откручивают. Ну, ничего страшного. Все это не так дорого стоит, можно что-то и приварить, не проблема. Главное – чтобы уличная скульптура все-таки была. Я вот не каждый год, но через год хотя бы смотрю, ДОСТОЕВСКИЙ стоит ржавеет. Я беру краску, пару пацанов, лестницу в галерее «Квадрат», и мы идем в сквер красить ДОСТОЕВСКОГО. Я раз шесть его уже красил. Потому что Дон Кихота ТЮЗ красит, «Весы» — музей, а ДОСТОЕВСКИЙ, он ничей, это мой подарок городу. И я сам его крашу.

         — А вот у вас есть же, наверное, частные заказы? Что-то интересное бывает?

         — Заказы – работа не творческая. Хорошо, когда тебе дают свободу действия, наметив только общую тему. Тогда бывает интересно на эту тему фантазировать.  Но чаще говорят: вот это, вот так, вот сюда. Делаешь, потому что надо кушать, надо жить. Но сейчас я от заказных работ в основном отказываюсь, у меня другие заботы. Скоро в Санкт-Петербурге открывается моя галерея – 80 квадратных метров. Там уже сделан ремонт, стоят 60 моих работ.

         — Вы хотите уехать из Омска?

         — Нет, уезжать не собираюсь. Я здесь родился. С начала жизнь уже не проживешь. Надо жить там, где привык, где тебе комфортно. Просто хочу попробовать. У нас с покупателями напряженка, а там перспектива какая-то – большой город, иностранцы. К тому же пусть посмотрят, что мы в Сибири умеем.

 

         Рыцарь металла

 

         — Какие инструменты вы используете?

         — Болгарки разные, чтобы резать металл. Кислородно-пропановый резак. Большие маятниковые пилы. Там диск крутится, а ты держишь деталь и можешь ее обточить со всех сторон. Потом собираешь в одну конструкцию.  Конечно, грязное, тяжелое дело. Но мне зато не нужен ни формовщик, ни литейщик, ни еще какая-то  цепочка людей. Я одиночка. И мне нравится, что я в этом углу начинаю работу, а в том углу ее лаком покрою – и все. Ни от кого не завишу. Конечно, что-то этот материал может,  чего-то не может. Вот в этих рамках и крутишься.

         — А материал где берете?

         — Раньше брал во Вторчермете, сейчас покупаю в фирмах, где металл продается. Металлолома уже нормального нет, все сдали и увезли. (Смеется.)

         — Помнится, у Сергея БАРАНОВА был такой проект — «Всадники».  Он там известных людей, и вас в том числе, изображал в виде средневековых рыцарей. У вас такая работа с металлом, когда он настолько брутальный. Вот что-то старинное в этом есть?  Вы ощущаете какой-то дух рыцарства?

         — С тем временем – да, есть какая-то связь. Вообще время было интересное.

И вот у меня вы почти не найдете таких работ, где бы человек был в галстуке или в  современной одежде. Там обычно какой-нибудь балахон или еще что-то такое, что могли носить и в XVI, и в XVII веке, и может надеть человек сейчас. Я это делаю сознательно. Мои герои – они вне времени. Потому что человек не меняется тысячи лет. У него появляются новые аксессуары, телефон, телевизор, еще что-то. Но в главном, со всеми плюсами и минусами, он остается прежним.

Комментарии
Любовь Фетисова 20 июля 2014 в 00:40:
Замечательное интервью. Теперь многое понятно в творчестве нашего замечательного скульптора-земляка. Дальнейших творческих успехов и Эльвире Кадыровой, её материалы всегда интересны и профессиональны, и Александру Капралову, лучшему из лучших.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий

Наставник «Авангарда» Ги БУШЕ прервал семиматчевую победную серию Михаила КРАВЦА

Решающий гол китайским «драконам» забил канадский форвард омских «ястребов» Джованни ФЬОРЕ

15 января 01:52
0
315

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.