Все рубрики
В Омске пятница, 19 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 87,8754    € 96,1018

Башенный кран был обречен рухнуть – и погибших на улице Жукова могло быть больше

21 декабря 2016 10:31
0
4229

Эксглавный инженер стройки комплекса MARSHAL ЗИМИН в суде дал новые показания – в деле может появиться новый фигурант, а крановщик ЕЛЬКИН уточнил «КВ» главную причину крушения

На прошедшей неделе зампредседателя Куйбышевского районного суда Ирина НОСИК провела 11-е и 12-е заседания по делу о падении башенного крана КБ-403 на два стоящих автомобиля – застрявших в «пробке» на улице Жукова 26 октября 2015 года. В результате погибли четыре человека – семья БОГДАНОВЫХ (молодые супруги с младенцем, ехавшие в автомобиле Toyota RAV 4) и водитель микроавтобуса «Соболь» Игорь ФИЛИППОВ.

Напомним, учредителю ООО «Группа компаний «Жилстрой Джаст Фит Лайф» Виктору ПОЛУКАРОВУ, гендиректору этой фирмы Константину СЕМЕНОВУ и прорабу Сергею МАСЛЕНКИНУ инкриминирована ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). А крановщику Федору ЕЛЬКИНУ, упавшему вместе с подъемником, предъявлено обвинение еще и по ст.168 УК РФ (уничтожение чужого имущества в крупном размере, совершенное путем неосторожного обращения с источниками повышенной опасности). Вину фигуранты по делу не признают.

Кран приехал за наличку

В этих заседаниях стало известно, как злополучный кран появился на стройке комплекса MARSHAL. Свидетель Юрий ЛАВРИЩЕВ – главный инженер ООО «Омскмонтажкран» – пояснил суду, что имеет опыт по установке башенных кранов. По его словам, кран КБ-403 был установлен в октябре 2014 года, он был демонтирован и перевезен со строительной площадки ООО «ИПК «Жилстрой» в микрорайоне Московка. Однако письменного договора на демонтаж и монтаж крана не было, была устная договоренность, и старший механик ИПК «Жилстрой» Вячеслав АНДРИАНОВ просто заплатил за всю работу «наличкой». Сумму свидетель не назвал, после суда адвокат Вячеслав ПЕРИСТЫЙ уточнил «КВ», что за перебазировку крана заплатили 250 тысяч рублей.

– Рельсовые пути под башенным краном уже были смонтированы на 1,5-2 звена протяженностью около 25 метров, для монтажа крана достаточно и 12 метров. При этом тупиковые ограждения были установлены согласно правилам в 1–1,5 метра от края. На вид все было установлено и сделано правильно – пути были без уклона, но с помощью инструментов я не проверял, кран мы установили и проверили его. Если бы у нас не приняли работу, то не было бы и расчета, а с нами рассчитались полностью. Однако для запуска крана в эксплуатацию надо было проводить экспертизу и получать разрешение, – пояснил Юрий ЛАВРИЩЕВ.

Второй свидетель – сейчас главный инженер, а на момент трагедии начальник участка ООО «ПМК-944 Треста Железобетон» Сергей МАСЛЮКОВ пояснил, что в сентябре 2015 года ему позвонил его директор Николай ТОМИЛОВ, попросил съездить на стройку апарт-отеля «Маршал» на улице Жукова, оценить ее состояние, так как их компании предложили ее достраивать. Кстати, сейчас этот трест и ведет строительство комплекса.

– Я обратил внимание, что стройплощадка в норме, но башенный кран КБ-403А стоял вдоль котлована и был развернут под очень странным углом – стрела не доставала до всех точек строящегося объекта. И вообще надо было устанавливать другой кран КБ-408, но для этого понадобилась отсыпка основания рельсовых путей боем бетона, кроме того там болото, и надо обязательно укрепить стройплощадку, – пояснил Сергей МАСЛЮКОВ.

В результате на улицу Жукова стали завозить самосвалами бой бетона и укреплять стройплощадку, в том числе и в метре от рельсов башенного крана.

Кран намотал проволоку

В минувший понедельник, 19 декабря, состоялась 13-е заседание, где показания дали бывший главный инженер ООО «Группа компаний «Жилстрой Джаст Фит Лайф» Сергей ЗИМИН и начальник участка этой компании Валерий МАЛЫХИН. Последний подтвердил, что привозил несколько раз «крановых» на улицу Жукова для разовых работ на башенном кране, хотя трудиться на нем было нельзя.

По словам Сергея ЗИМИНА, в последние месяцы перед катастрофой на счете «Жилстрой Джаст Фит Лайф» денег не было, группа компаний банкротилась, а строительством на Жукова фактически руководил заказчик – глава ООО «Апарт Отель «Маршал» Александр ПРУДСКИЙ, но следователь в протоколах допроса этого почему-то не отметил. Зато это отметила судья Ирина НОСИК, уточнив этот вопрос и получив утвердительный ответ, что было занесено в протокол заседания.

– Да, нарушения были. Экспертиза промышленной безопасности крана не была сделана. Я устно поднимал этот вопрос и говорил, что на этом башенном кране работать без его экспертизы нельзя. Все знали об этой проблеме – она неоднократно обсуждалась на совещаниях. В сентябре я уже написал служебную докладную о том, что и как надо сделать. Служебная была на имя СЕМЕНОВА, я передал ее секретарю под роспись. Никаких изменений не произошло. Вопрос как висел, так и продолжил висеть, – рассказал Сергей ЗИМИН.

Далее с его слов выяснилось, что в начале октября порывом ветра стрелу башенного крана развернуло в сторону улицы Жукова, тогда и состоялось «знакомство» Федора ЕЛЬКИНА со злополучным краном.

Кран потерял шестеренку

После суда крановщик ЕЛЬКИН подтвердил «КВ», что его привезли вечером на Жукова, он поднялся в кабину и вернул стрелу крана на место. Но постоянно работать на этом КБ-403, официально оформленным на работу в ООО «ГК «Жилстрой Джаст Фит Лайф», он начал в понедельник, 12 октября, ровно за две недели до трагедии.

При осмотре крана ЕЛЬКИН обнаружил, что один колесный тормозной электродвигатель не работает – ручка устройства даже была перемотана проволокой. Всего таких тормозов два расположенных по диагонали – на переднем колесе и на заднем. Тем не менее ЗИМИН и ЕЛЬКИН, зная и об этом обстоятельстве, продолжали трудиться, так как боялись потерять работу.

– В понедельник, 26 октября, подняв и разгрузив две бадьи с цементом, я стал возвращать стрелу крана с пустой емкостью за третьим наливом из автобетономешалки, но неожиданно послышался скрежет, кран повело, и он стал падать, – пояснил Федор ЕЛЬКИН. – Единственный тормозной электродвигатель ни вручную, ни автоматически не сработал. Кран поехал, и его 60 тонн уже никакие тупиковые запоры рельс сдержать попросту не могли. Очнулся, когда кран уже упал на машины, нога зажата – боль, потом услышал голоса людей. Под краном – в раздавленной машине плакал ребенок – его стали доставать в первую очередь. Не помню, сколько понадобилось времени, чтобы меня извлечь, – мне показалось вечностью. На допросе мне следователь показал фотографии – оказывается, лопнула и вывалилась средняя шестерня редуктора из рабочего второго тормозного устройства – поэтому кран уже ничего не сдерживало, он покатился и рухнул. При этом кран могло развернуть, и он мог упасть не поперек дороги, а на нее, где было пробка из машин – тогда погибших могло быть еще больше.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.