В Омске обсудили вопросы закупок в сфере здравоохранения.
Омское УФАС России совместно с Министерством здравоохранения Омской области и электронной площадкой «Сбер-АСТ» провело в конце сентября семинар на тему контроля закупок для заказчиков системы здравоохранения.
Заместитель руководителя Омского УФАС России Тамара ШМАКОВА рассказала о систематических ошибках, которые совершают заказчики. В частности, напомнила, что строительные контракты в здравоохранении обязательно требуют передачи заказчиком площадки под строительство или ремонт и приемки ее подрядчиком:
«Очень часто в документах, которые нам присылают, мы вообще не видим, чтобы у заказчика были какие-то телодвижения по передаче помещений подрядчику».
Такое нарушение может дорого обойтись.
Еще одним критичным моментом является авансирование работ, в частности, выделение 30% аванса на капитальный ремонт помещений.
«Мы на заседании заказчика спрашиваем: «Почему вы вообще предусмотрели аванс? – а это та ситуация, когда подрядчик получил аванс и исчез, ничего не делая. – Вы прекрасно знаете, что когда есть авансирование, существует и риск участия таких недобросовестных компаний». И заказчик поясняет: «А мы два раза аукцион проводили, никто не заявился». А почему не поискали подрядчика и не пошли через согласование с Главным управлением финансового контроля? Эта возможность была прямо откровением для заказчика. Он о ней даже не подумал, – рассказала Тамара ШМАКОВА и резюмировала: – Я понимаю, что в районах Омской области (тем более в удаленных) трудно найти подрядчика. Тем не менее делать это нужно».
Она подчеркнула, что в подобных ситуациях обязательно следует обращаться в правоохранительные органы. По наблюдениям специалистов Омского УФАС России, не все пострадавшие организации это делают.
Также, по мнению Омского УФАС России, актуальной проблемой является некачественно разработанная проектно-сметная документация (далее ПСД).
«Это бич! ПСД у нас убогое, – признала Тамара ШМАКОВА. – Поэтому, безусловно, идет корректировка. В связи с ней отодвигаются сроки выполнения работ».
Заместитель руководителя Омского УФАС России рассказала о реальном примере.
«Подрядчик направляет запрос: «Что мне делать? Я не могу штукатурить стены, потому что внутри гнилая проводка». Но заказчик не считает нужным на такие запросы отвечать. Или отвечает спустя месяц. А почему?! – задала вопрос и обратилась к представителям системы здравоохранения Тамара ШМАКОВА: – Ведь ваша цель – получить качественный ремонт, отчитаться за потраченные деньги. Здесь, я считаю, в обязательном порядке нужно откорректировать свои действия – отвечать быстро. Раз вы не отвечаете, подрядчик может в рамках Гражданского кодекса известить вас, что он приостанавливает производство работ. И все – он сидит ровно. А что будете делать вы?! Как отвечать за то, что деньги не освоены?! Такое очень часто происходит и на нацпроектах».
Также на мероприятии выступил начальник отдела контроля закупок Омского УФАС России Александр ЗЕФИРОВ. Он рассказал о конкретных моментах в правоприменении в части запретов, ограничений и преимуществ при закупках товаров, работ для сферы здравоохранения.
Заместитель директора КУ «Центр закупок товаров, работ и услуг» Елена КОЛОТИЛОВА обратила внимание, в частности, на основные ошибки при закупке материалов и аппаратуры для учреждений здравоохранения. Среди них закупка устройств и препаратов, которые не соответствуют профилю и направлению работы организации:
«Если вы оказываете услуги только взрослому населению, не надо покупать аппараты ультразвуковой диагностики с педиатрическими системами, тем более неонатальными. Это будет очевидно. За этим надо следить. Что будете делать?! В лицензию вносить изменения?»
Она также напомнила, что в заявках на изделия должно быть указано сразу несколько производителей.
Главный специалист Росздравнадзора Омской области Ольга АНТОЩЕНКО отметила, что основные проблемы у заказчиков начинаются, когда контракт заключен и изделие доставлено.
«Мы столкнулись с историей, когда страна происхождения заявлена одна, а изделие приехало совершенно из другой. И такие медицинские изделия почему-то подлежат приему и постановке на баланс в медицинскую организацию, – рассказала Ольга АНТОЩЕНКО и напомнила, как выяснить страну производства на разных видах изделий.– Если вы, заключая контракт, видели, что поставщик предложил производство Бельгии, а приехало медицинское изделие, на котором указано «сделано в Италии», надо серьезно задуматься. До того как изделие принято в обращение, что-то еще можно изменить, но когда это произошло, все последствия данного решения ложатся и на вас: вы будете нести ответственность солидарно с тем, кто изделие произвел, поставил».
Она напомнила, что при получении изделий, которые не соответствуют описанию и фото, надо своевременно подавать заявления в контролирующие органы.
Также Ольга АНТОЩЕНКО обратила внимание участников мероприятия на то, что с сентября 2025 года произошли изменения в законодательстве, которые важно учитывать. Так, медицинские изделия, получаемые сегодня организациями, должны соответствовать новым требованиям. В противном случае при проверках контролирующих органов их могут изъять из оборота.
Ольга АНТОЩЕНКО отметила, что иногда медицинские организации при закупке изделий не обращают внимания на информационные письма. Это тоже может привести к нежелательным результатам.
«Получается, мы с вами начинаем покупать медицинские изделия, которые месяц назад в другом субъекте РФ были признаны незарегистрированными. Чтобы избежать проблем, нужно обращать внимание на информационные письма, которые хранятся на сайте федеральной службы во вкладках медицинских изделий», – пояснила главный специалист Росздравнадзора Омской области.
Отвечая на вопросы, она отметила, что контролирующие органы ограничены в своих оценках и рекомендациях имеющимися документами:
«Когда вам приходит что-то, что нельзя оценить, вы обращаетесь в контролирующие органы – в антимонопольную службу, Росздравнадзор. Но мы не сможем вам однозначно ответить на вопрос – принять это медицинское изделие или нет, если те или иные его параметры выходят за рамки технической или эксплуатационной документации, утвержденной производителем. Мы интерпретировать можем только то, что указано в технической эксплуатационной документации в соответствии со ст.38 ФЗ-323».
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 8 октября 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ
