Все рубрики
В Омске среда, 4 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 106,1878    € 112,0200

SIGMA: как два омских программиста придумали программу безналичных расчетов смартфоном за проезд в общественном транспорте

22 апреля 2018 07:51
0
16612

Иван ОРЕХОВ и Олег КУРНЯВКО менее, чем за месяц, готовы внедрить расчеты  смартфоном  в любом крупном  российском городе

С 14 февраля в Омске проезд в транспорте можно оплатить безналично – при помощи смартфона. Достаточно скачать программу SIGMA и привязать банковскую карту. Корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО заглянула на чай к авторам и разработчикам этого сервиса Олегу КУРНЯВКО и Ивану ОРЕХОВУ и узнала историю его создания.

– Как родилась идея SIGMA?

Олег КУРНЯВКО: Как в кино. Есть такой сервис – TheQuestion, где одни задают вопросы, а другие отвечают. Там девушка спросила, есть ли за рубежом хорошие сервисы, которых у нас нет. Ей отвечают, что в Польше можно рассчитаться телефоном за проезд. Вот, думаю, классно. Сообразил, что это NFC, и стал думать, как сделать без него. И появилась эта идея. Она сначала была дико сложной, но постепенно упрощалась. Это было в мае 2016 года.

– 28 декабря 2017 года вы вдвоем зарегистрировали компанию «Сигма цифровые технологии». Как распределили доли – 50 на 50?

Иван ОРЕХОВ: Пока они плавающие. Когда проект окупится, у Олега будет 70, у меня – 30.

ОК: Сейчас Иван является ведущим и единственным инвестором. На нем все держится.

– Иван, а почему вы новый проект не стали реализовывать внутри вашей компании «ИСС Арт»?

ИО: Потому что это не моя идея. Мы начинали продвигать подобную в 2013 году, но тогда ничего не получилось. Походили по министерствам, встречались с замминистра транспорта, с Ольгой Викторовной ИЛЮТИКОВОЙ, когда она возглавляла Главное управление информационных технологий. Николай АРТЕМЬЕВ был идейным вдохновителем.

– Почему же идея не заинтересовала тогда чиновников?

ИО: Она была глобальной, мы хотели охватить сразу весь транспорт, включая коммерческий, сделать оплату разными способами: главное – безналично. Важным моментом была организация льготного проезда во всех видах транспорта. Сделали аналитику, но, видимо, не нашли людей, которые реально принимали решения. Был сложный период: министры менялись чуть ли не каждый месяц. Я тогда считался главным айтишником области, поскольку возглавлял НП «ИТ-кластер Сибири», мы презентовали проект оплаты в транспорте для всех, но разговоров было много, а дел мало. В какой-то момент устал и сказал, что не готов это финансировать. Проект написать недолго, а вот внедрить… Поэтому и распределили 70 на 30: разработка, на мой взгляд, составляет 30 процентов усилий, а административные барьеры, общение с чиновниками – 70 процентов. Олег уже два года этим занимается…

ОК: Да, через два месяца будет два года.

ИО: А разработка длилась два месяца. Вот и посчитайте!

– Чем будет заниматься ООО «Сигма цифровые технологии»?

ОК: Ключевой продукт – платежные решения с возможностью проводить безналичные платежи. Это не требует наличия терминалов, банки, которые предоставляют эквайринг, могут не вкладываться в аппаратную часть. Наиболее заметна выгода на примере общественного транспорта. Чтобы по старой технологии NFC рассчитываться картами в транспорте, на устройства для каждого троллейбуса и автобуса потребуется порядка 2 млн. долларов. При этом модернизация подвижного состава займет около полугода. В Нижнем Новгороде ее делали в течение 10 месяцев. В нашем случае, чтобы запустить весь общественный транспорт в Омске, нужно меньше месяца. Мы 14 февраля начали, и думаю, после мартовских праздников уже все автобусы будут бегать с SIGMA. В троллейбусах и трамваях она работает с февраля.

– Маршрутки тоже входят в вашу сеть?

ИО: Пока нет. Думаю, с ними будет намного проще. Они кровно заинтересованы в этом.

ОК: Крупный город можно подключить в худшем случае за месяц, а в лучшем – за две недели: напечатать коды, научить сотрудников работать с этой системой, тесты провести. Согласитесь, десять месяцев и две недели – гигантская разница.

Это наш ключевой продукт. Он интересен не только для транспорта, но и для розничных торговых точек. Когда ты приходишь в киоск, магазин «у дома», там не всегда есть терминал, люди все больше рассчитываются безналично. Я сам хожу только туда, где есть оплата по карте. Данный сегмент не закрыт полностью ни одним банком, поэтому – наш потенциальный клиент. Хотя Сбербанк пытается решить данную задачу. Это второе направление работы компании «Сигма цифровые технологии».

– Как насчет привычных всем чеков? Когда речь идет о крупных покупках, хотелось бы иметь какой-то подтверждающий документ.

ИО: Основная идея – микроплатежи, и бумага здесь не уместна.

ОК: Когда вы совершаете расчет, приходит смс-сообщение, что списана сумма, а продавцу на смартфон либо на кассовый аппарат, подключенный к Интернету, – уведомление, что поступила оплата. Электронный чек имеет такую же силу, как и бумажный. Это обычный расчет, который проводит в данном случае наш партнер Сбербанк.

ИО: В судебной практике электронное письмо уже имеет юридическую силу.

– Каким чудом удалось привлечь на свою сторону Сбербанк?

ОК: До этого я встречался с кучей разных банков, провалил много переговоров. И не планировал к ним идти, думал – гигант, им и так хорошо.

ИО: Казалось, что это что-то недостижимое.

ОК: А в 2017 году у нас был ИТ-форум, на который пришли ребята из омского СберТеха. Я им рассказал об идее, они заинтересовались и познакомили меня с сотрудниками здешнего представительства Сбербанка. Им тоже все понравилось. Они удивлялись, почему до этого раньше никто не додумался.

ИО: Почти никто. Когда Олег пришел ко мне с этой идеей, я был уверен, что он не пробьет административные барьеры. Ну, значит, времена меняются.

ОК: Иван мне тогда сказал: «Мне тебя так жалко. Ты сам не понимаешь, во что ввязываешься». И мы с ним договорились, что я встречаюсь с банками, и если у меня получается, то мы с ним планируем совместную деятельность.

Сбербанк идею одобрил и отправил нас в МП «Пассажирсервис», у которого есть потребность сделать безналичную оплату в общественном транспорте. Они познакомили нас с Владимиром ТЫШКЕВИЧЕМ, начальником информационно-вычислительного центра МП «Пассажирсервис», и началась история совместного движения. В какой-то момент Сбербанк сделал предложение, с которым никто спорить не стал. В августе позвонили из их тюменского офиса и дали отмашку: ребята, работаем.

– Какую часть нагрузки проекта выполняет Сбербанк, а какую — «Пассажирсервис»?

ОК: Сбербанк проводит платежи. Главное, что сделал «Пассажирсервис», – это рискнул внедрить нашу идею. Перевозчик платит порядка двух процентов от транзакции оператору – Сбербанку. В эти два процента включена и наша прибыль.

ИО: Пока заработали около 10 рублей.

– Планируете взаимодействовать с «Омскоблавтотрансом» – выходить на область?

ОК: Да, начали обсуждать эту возможность. Но у них немножко другие задачи.

ИО: «Омскоблавтотранс» и безнал – это будет не так скоро. Мы посчитали, что надо вложить несколько сотен тысяч рублей в доработку программы, чтобы сделать геопозиционирование, учет пассажиропотока и т. д. Сколько  человек будут платить картой? Может быть, на всю Омскую область 50 человек в день.

– Для студентов вы проезд сделали не 22 рубля, а 19, а у пенсионеров льгот нет? Или сервис на них не рассчитан?

ОК: У нас функционал позволяет предоставлять льготы кому угодно. Но в пилотном режиме МП «Пассажирсервис» решило предоставить их только студентам. Видимо, попытались трезво оценить рынок, что пенсионеры реже будут заходить в Google Play и скачивать приложения. Хотя три последних сообщения в службу поддержки были от людей, которым 66, 58 и 64 года. Они просили объяснить, почему не привязывалась карта – просто галочку не поставили.

– Иван, заложена ли вашими программистами защита от мошенничества?

ИО: Любую систему можно взломать. И мы, как разработчики, знаем, как это сделать. Для внедрения основного средства защиты мы ждем реализации технической возможности со стороны "Пассажирсервиса".

– Что получите вы, как авторы и разработчики сервиса?

ИО: Наша прибыль – это разница в эквайринге, о которой мы договорились со Сбербанком. Он делится с нами своими копеечками. Все! «Пассажирсервис» нам ничего не платит. Он даже получил хорошую льготу по эквайрингу от Сбербанка. Это социальный проект для Омска. В 2012 – 2013 годах мне все чиновники говорили: сделаете для Омска бесплатно, и вы сможете заработать на других регионах. И мы делаем.

ОК: Нам повезло с Иваном. С другим инвестором ничего бы не получилось. — В России считается нормальным, если ты вложил деньги и они отбились за год. Когда говорят – два года, люди напрягаются.

ОК: Проект долгосрочный. Он будет приносить доходы, если начнет работать не в одном городе. Никаких вложений от департаментов транспорта других городов не потребуется, и там тоже есть Сбербанк, который заинтересован, чтобы все транзакции шли через него.

– Не могут регионы украсть идею, подключить своих программистов и ничего никому не платить?

ОК: Кажется, что запрограммировать такой проект легко. Вот сяду и «запилю». Но гарантий, что при больших нагрузках он не рухнет, нет. Там куча нюансов. Для меня общение с командой Ивана было крайне полезным. Смогли бы сделать сервис в другом городе? Возможно. Но даже при том, что у нас он отлажен до совершенства, периодически всплывают какие-то ошибки. Команда мобилизуется и моментально их решает. Ее сила не в том, что она не допускает ошибок, а в том, что моментально умеет их исправлять. Плюс организационный нюанс. Разобраться в эквайринговом бизнесе, найти свое место было сложно. Ушло около года, чтобы появилось понимание, с чем идти к банкам.

ИО: Это никто не сделал, потому что не выгодно. Нам просто интересно создавать что-то глобальное для нашего города. Вся команда вдохновлена этим проектом.

– Когда собираетесь выходить на другие регионы?

ОК: У нас есть план блицкрига по внедрению системы в городах, где летом пройдет чемпионат мира по футболу. Обсуждаем его со Сбербанком. Такого решения в России пока нет.

– Чемпионат ведь в июне, успеете?

ОК: На подключение одного города нужно две недели.

ИО: У нас все готово. Речь идет почти о всех крупных европейских городах России. Это не просто фишка, приедут иностранцы, им вся эта возня с наличкой не понятна. За рубежом почти везде безнал. Из всех стран, где я был, наверное, только в Колумбии платят наличными.

ОК: Идея с чемпионатом мира для нас значима, но даже если мы в эту струю не попадем, не страшно, у нас уже есть приглашения от трех городов.

ИО: Причем они появились еще до того, как мы начали работать здесь.

– Почему назвали систему SIGMA?

ОК: Это лучший вопрос! Название продукта или компании – всегда мучительная вещь. Я перебрал огромное количество имен, а потом стал читать историю, как придумывали хорошие названия. У создателей  VISA тоже была куча неудачных вариантов, но в конце им поставили условие: название должно быть коротким, на любом языке произноситься примерно одинаково, легко записываться и употребляться. Исходя из этого, я и придумал SIGMA.

– Вы запатентовали разработку, название?

ИО: Работаем над этим.

ОК: Будем патентовать название и некоторые части системы.

– Отслеживаете популярность вашей системы?

ОК: У нас сейчас около 700 скачиваний программы. Постоянно пользуются телефоном для оплаты 300-400 человек. Но троллейбусы – это не самый популярный вид транспорта, когда появятся QR-коды в автобусах, количество пользователей увеличится. Можете зайти на Google Play и посмотреть отзывы. У нас сплошные пятерки – средний балл 4,1. Не так много приложений имеет настолько высокую оценку.

– Сейчас есть нерешенные проблемы с реализацией программы?

ОК: Проблем нет, есть риски. Я себе напоминаю летчика над морем. Если выберу неправильный курс, то керосина до берега не хватит и приземляться надо будет в море (смеется).

– О каких рисках речь?

ОК: Когда команда работает, ей, конечно, нужна зарплата, но необходим и результат. Если проект его не достигает – мы его выложили, а там два пользователя, у ребят мотивация заниматься его улучшением может пропасть. Но в «ИСС Арт» так не бывает.

ИО: Бывает. Никто не любит работать в корзину. Когда человек ходит по кругу, то устает от того, что нет результата.

ОК: Команда Ивана действительно работает на результат, не важно, выходной у них или нет.

ИО: Нам были поставлены сроки: «Пассажирсервис» сказал, что мы должны создать программу к 30 ноября. Сделали. А они удивились, думали, что это не реально. И потом все ждали 14 февраля, когда они свою часть работы проведут. Мы часто делаем невозможное – это наше основное преимущество на рынке. Кстати, 24 марта нам исполнится 15 лет.

– Иван, охарактеризуйте программу.

ИО: Больше тысячи часов было потрачено на ее создание. Аналитики, разработчики, тестировщики работали. Некоторые спрашивают, когда будет работать программа под iOS. iOS – это максимум 10 процентов рынка, из них катается в общественном транспорте – 1–1,5 процента. Разработка под iOS будет дороже, чем под Андроид. Когда она окупится? Никогда! Но я думаю, мы ее сделаем, просто чтобы была. Есть вещи, которые не окупаются никогда, как, например, парк у транспортного университета, но мы их делаем, потому что это наша родина.

– Вы принимали участие в его строительстве?

ИО: Да, я в 2014-2015 годах был президентом Ротари-клуба «Омск – Достоевский», когда принималось решение строить парк. Это другая плоскость. Вот завтра придут люди по огромному проекту, который за свой счет не потяну. Хотим сделать Омск центром ИТ-индустрии, создать виртуальный технопарк, биржу, куда будут приходить заказчики за ИТ-разработками.

– Иван, жалеете, что уже не президент ИТ-кластера?

ИО: Нет. Слава богу, что живой остался. На излете моей карьеры в ИТ-кластере я заработал ишемическую болезнь сердца, потом был тромб, операция, врачи сказали, что есть подозрения на рак крови. И все это на фоне борьбы. Я реально бился с ветряными мельницами, потратил кучу денег. У меня дочь выросла средняя, а я и не видел. Вот в 2016 году у нас появился третий ребенок. И все диагнозы и проблемы со здоровьем позади!

– Почему вы остались в Омске, если все так сложно, а 95 процентов ваших клиентов зарубежные?

ИО: От себя не убежишь. У меня родители здесь, родственники. Климат в Омске устраивает. Очень люблю кататься на квадроцикле по снегу. Ты ценишь лето, когда видел зиму.

– Вы давно друг с другом знакомы?

ОК: Мы познакомились, когда я с Региональным фондом поддержки и развития гражданских инициатив в 2013 году начал делать социальный проект «Электронный регион» – портал, где можно оставить заявку на какую-то коммунальную проблему и увидеть, как она и другие решаются. Нас стали звать на разные мероприятия, и там — то ли я к Ивану подошел, то ли он ко мне.

ИО: Да, мы взялись помочь вам, потому что я увидел, что проект классный. Это электронная демократия – все видят, что происходит в городе, могут управлять им сами.

– И чем закончилась история с «Электронным регионом»?

ОК: Она еще продолжается. При ДВОРАКОВСКОМ удалось заключить соглашение с городом, чтобы он использовал нашу систему в качестве официальной связи для работы с гражданами. Раньше власти отказывались нестандартными способами принимать сообщения о проблемах. Только письменно или по телефону. Теперь в связи с трендом на цифровизацию интерес к проекту стал возрастать. У нас уже с новой городской властью идет период активных согласований.

– Олег, в 2016 году вы баллотировались в депутаты Государственной думы РФ. Зачем вам это?

ОК: Это личная особенность: если вижу, что что-то плохо сделано, сразу возникает желание улучшить. Мы долгое время с преподавателями ОмГУ социальные акции устраивали, боролись за то, чтобы образование было лучше. А тут возникло предложение одной из партий попробовать свои силы. Мне дали шанс, и я решил поэкспериментировать.

– И как опыт?

ОК: Отрезвляющий. Знаете, после выборов 2016 года больше всего депрессии было не у тех, кто проиграл, а у волонтеров. Они в фейсбуке делились между собой, как люди принимают решения: «Этот давно у власти, значит, уже наворовался», «Этот новый, придет и будет воровать больше», «Этот старый, ему уже ничего не нужно» и проч. Никто программы не читает, не анализирует точки зрения. Трудно надеяться на хороший исход, если люди таким образом принимают решения. У меня был интересный опыт. Параллельно со мной баллотировался кандидат от другой партии. Спрашиваю: как будешь действовать? Он говорит: сейчас документы отдам и поеду в Турцию до конца августа. В итоге он, ничего не делая, набрал на 20 процентов больше голосов, чем я, который бегал. Механизмы победы здесь совсем другие. Нужны люди, которые понимают, как все это устроено.

– Ну а положительные эмоции остались?

ИО: Выжил (смеется).

ОК: Это правда. Я весь отпуск провел в беготне и потом еще полгода приходил в себя. Плюсом было то, что я понял: туда так просто – снизу – не впрыгнешь и нужно заниматься вещами, в которых ты понимаешь. Кстати, моим конкурентом был Олег Николаевич СМОЛИН.

– Олег, вы родом из Северного Казахстана. Как попали в Омск?

ОК: В 1996 году после окончания вуза я приехал сюда искать место в аспирантуре. Оно нашлось в ОмГУ. Меня тогда отправили к Игорю Викторовичу ШИРОКОВУ до которого я сразу не дошел, поскольку пригласил к себе Климентий Николаевич ЮГАЙ. Он предложил мне место на физике сверхпроводимости, и я остался. За три месяца изучил тему, сдал экзамены. Но через несколько лет все-таки познакомился основательно с Игорем Викторовичем и в итоге работаю с ним. Этой мой научный руководитель, идеал ученого. Его научное кредо – решать задачи, которые кажутся невозможными.

ИО: Это только кажется, что Омск – болото. А у нас много талантливых людей. Я вот все ГОРОХОВА не могу найти, хочу фильм про него снять. Это он создал первый персональный компьютер. Его кто-то из журналистов обсмеял, и он теперь ни с кем общаться не хочет. У меня тоже есть такой научный руководитель – Виктор Ильич ПОТАПОВ, ему скоро будет 85 лет. Он у нас в школе вел что-то вроде информатики. В 60-е годы запатентовал первый нейрокомпьютер. Из тех, кого я знаю, это самый великий человек.

Ранее полный текст интервью был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 марта 2018 года



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.