Все рубрики
В Омске суббота, 1 Октября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 55,2987    € 52,7379

Движение вниз

10 июня 2019 15:00
4
2640

Спектакль про детский сад получил возрастное ограничение 18+. 

В выходные в «Пятом театре» прошла премьера спектакля «Горка»» по пьесе нижневартовского автора Алексея ЖИТКОВСКОГО. В минувшем году она была признана пьесой года на конкурсе современной драматургии «Культноминация». Желание разобраться, что же в ней такого сверхактуального, а в спектакле – тянущего на возрастную категорию 18+, уже способно привести в зрительный зал.

В общем-то здесь – неновая тенденция всех современных драматургов, которых почему-то с завидным постоянством тянет на социальное дно. «Горка» – история о молодой воспитательнице детского сада Насте (Виктория ВЕЛИЧКО), которая живет в съемной каморке с «начинающим сварщиком» Олегом (Станислав ЛЯШЕНКО), ненавидит свою тупую работу и разрывается между претензиями руководства, «наездами» коллег, жалобами родителей и мерзкими выходками детей. 

В ближайшее время Насте надо организовать новогодний утренник и построить во дворе детсада горку. Оба мероприятия преследуют ее кошмаром. Она уже готова замерзнуть на ледовом строительстве, как КАРБЫШЕВ: «Помнишь, нам втирали: дети, это великий герой?!» Авторы спектакля, кстати, рискуют тут повторить скандал с камедивуменшей Натальей МЕДВЕДЕВОЙ и ее неудачной шуткой. С другой стороны, как говорила героиня старого фильма: «Мне приятно, что хотя бы в такой форме вы повторяете пройденный материал». Поскольку история о подвиге генерала рассказывается хоть вскользь и с долей иронией, но весьма правдиво, и для нынешних школьников – это вполне их формат. 

Спектакль создан московско-питерской командой. Режиссер Иван КОМАРОВ – недавний выпускник Щукинского училища. Также он окончил Магистратуру Школы-студии МХАТ и Центра им. В.С. Мейерхольда. Причем, если в первом случае он изучал режиссуру драматического театра, то во втором, заметьте, режиссуру современного театра. Чем, видимо, и является весь этот трэш и сюр, устроенный им на сцене. 

Пластикой занималась балетмейстер Анна ЗАКУСОВА (Санкт-Петербург), которая уже не впервые работает с коллективом «Пятого театра». В частности, она ставила здесь пластические сцены в спектакле «Пьяные».

Художник-постановщик Василина ХАРЛАМОВА (Москва) до этого плотно сотрудничала с Омским академическим театром драмы (спектакли «Кориолан. Начало», «Синяя борода»), и всегда проявляла тягу к аскетичной, но выразительной сценографии. На этот раз сценическое оформление заключается в наклонной треугольной площадке, если не брать во внимание то, что это вообще модная нынче у театральных художников форма, видимо, символизирующей вожделенную горку. Или – ту наклонную поверхность, которая неудержимо увлекает героиню в некую бездну. Отчаяния ли, безумия ли, самой смерти – трудно сказать. Как и трудно понять, удается ли ей «воскреснуть», согласно значению своего имени.

Интересно, что пьеса родилась из невинного родительского чата (с него же начинается спектакль), в котором драматург, а затем и режиссер увидели довольно страшненький театр абсурда. В спектакле нет реальности. И дети, и родители, и работники детского сада – это условные образы, зачастую несимпатичные и даже пугающие: медичка в костюме химзащиты, человек-паук в перчатках-крабах, одноглазый дворник дядя Ваня (замечательная работа Владимира ОСТАПОВА), заведующая в королевской мантии и короне, восседающая между портретами ПУТИНА и ЧУКОВСКОГО (Татьяна КАЗАКОВА). О портретах мы узнаем, правда, только из ремарок, которые читают-пропевают, на манер древнегреческого хора артисты массовки. Это не детский сад, а дурдом, ад, концлагерь. Лепрозорий, как говорит кто-то из персонажей. Видимо, все это делается для того, чтобы зритель понял, как ужасно живется среднестатистической «воспиталке». 

В духе древнегреческих трагедий решен и сон Насти, в котором она усыновляет Озода (Дмитрий МАКАРОВ), постигая все величие материнства. На деле же за мальчиком два дня не приходят его родители-гастарбайтеры, а потом забирают и спасибо не говорят. Межнациональное непонимание как тема, пусть и не главная, – тоже опасная тропа для театральной постановки.

В спектакле много отталкивающего, а зачастую и непонятного. Но его нельзя рассматривать с позиции «нравится – не нравится». Просто что-то попадает в тебя, что-то НЕ попадает. Лично меня больше всего зацепила история жуткого прессинга главной героини. И кульминация этого гнобления – то моральное изнасилование (иначе не скажешь), которому подвергают ее в кабинете заведующей, заставляя вставать на стул и петь дурацкие песенки про эскимосов и про снег, который «на землю медленно ложится и серебрится, и серебрится». Вот здесь, без всяких натяжек, героиня Виктории ВЕЛИЧКО поднимается до высот трагедии. И, учитывая другие недавние успехи актрисы, можно с уверенностью сказать: в «Пятом театре» зажглась новая звезда.

Фото © Александра ГОРБУНОВА, Пятый театр



Комментарии
Илья 11 июня 2019 в 19:41:
Фуй! Когда в ход пошли оскорбления вроде дурак, [*****] и пр, с клиентом все ясно. Не отвечайте, Нина! Общаться с моргиналами небольшое удовольствие. По личному опыту знаю.
Нине 11 июня 2019 в 17:46:
Какой дурак пишет комментарии и выставляет это на новостном сайте? Это что, соцсети?
Нина 10 июня 2019 в 23:27:
А это и есть комментарий, описание события. Какая рецензия на новостном сайте? И отвратителен, похоже сам спектакль.
Аня 10 июня 2019 в 20:26:
Отвратительная рецензия! Это даже рецензией назвать сложно. Комментарий на сайте Одноклассники
Показать все комментарии (4)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.