Все рубрики
В Омске пятница, 19 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0922    € 100,5316

Производство ювелирных изделий рискует стать золотым,

21 мая 2022 11:30
1
2511

а то и вовсе остановиться – мы сильно зависим от иностранных расходников. 

В пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Дорогое удовольствие: какое будущее ждет ювелирную отрасль в России?»

Ювелирная отрасль претерпевает серьезные изменения – США, Евросоюз и Великобритания в марте ввели санкции против алмазно-бриллиантовой отрасли России. Эксперты считают, что санкции привели более чем к двукратному росту стоимости сырья, что ставит под угрозу работу малых и средних предприятий, потому что они становятся нерентабельными и закрываются. Еще одним больным вопросом стало Постановление Правительства № 270 от 26.02.2021 г., которое ввело физическую маркировку изделий, требующую затрат и людских ресурсов. Неожиданностью для многих представителей отрасли стала новость об отмене специальных налоговых режимов (УСН, патентов) у ювелирного малого бизнеса с 2023 года.

Генеральный директор Ассоциации гильдии Ювелиров России Эдуард УТКИН прокомментировал ситуацию на ювелирном рынке:

– Как сейчас и в других областях экономики «ситуация тяжелая, но стабильная». Для нас стало шоком повышение цен на сырье, из которого изготавливаются ювелирные изделия. Это было связано с волатильностью национальной валюты, драгоценные металлы, драгоценные камни четко привязаны к курсу доллара США. Цена на них выросла, а спрос снизился. Сейчас курс искусственно сдерживается Центробанком, что позволяет нам приобретать сырье по приемлемым ценам на прежнем уровне. Получается, мы полностью зависим от политики ЦБ РФ.

Занимающаяся «брендами и фирмами, которые хотят ими стать, будь то художник или дизайнер, работающие отдельно» президент Ассоциации Национальные ювелирные бренды России, главный редактор журнала JEWELRY GARDEN Марина КУДРИНА призналась, что сегодняшние законодательные меры – катастрофа:

– Во-первых, маленькая творческая фирма или дизайнер не могут содержать такое количество дополнительного персонала, который требуется, чтобы осуществить то, что требует государство от ювелиров. Это не позволяет им по-настоящему заниматься творчеством, потому что на работу художников и ювелиров требуется огромное количество времени, нет возможности заниматься дополнительно еще организационными вопросами.

Коммерческий директор православной ювелирной компании «София» Евгений САВЕНКОВ, сообщив, что, помимо собственного производства у «Софии» есть большая сеть розничных магазинов по франшизе и оптовое направление для снабжения храмов, признался:

– С введением всех последних законодательных актов нам приходится не только осуществлять продажу, но и проводить просветительскую работу среди контрагентов. Епархии не понимают, для чего вставать на учет, что нужно делать, если встал на учет и получил товар. Разобраться в таком действительно может только специалист. Помимо того что мы должны выполнять свою работу, мы еще постоянно занимаемся тем, что учим и доносим, как изменились реалии, в которых необходимо работать, если все хотят соблюдать закон. Все последние законодательные акты – это огромная нагрузка. Наши производство, продажа очень сильно зарегулированы.

Российский художник-ювелир Ильгиз ФАЗУЛЗЯНОВ резонно отметил, что ювелирные украшения предметами первой необходимости не являются:

– Нас даже нельзя назвать полноценной отраслью. У нас нет такого количества крупных предприятий, занимающихся переработкой драгметаллов. Основные игроки – маленькие мастерские и физические лица. От художников и скульпторов невозможно требовать той же отчетности, что от крупных предприятий. Это буквально карательные меры, которые разрушают ювелирные традиции. Здесь необходимо, на мой взгляд, четкое деление. Если крупное предприятие выпускает, предположим, 50 тонн драгоценных изделий – это одно. А когда человек выпускает всего 200-300 грамм в год – это является произведением ювелирного искусства России.

«Заметьте, – вставил реплику УТКИН, – мы не говорим о кризисе, о санкциях. Все совершенно точно сходятся в одном: для ювелиров несовершенная, избыточная регуляторная политика государства сейчас основная проблема. Все эти требования придумали не американцы! Это все сказывается на себестоимости продукта, мы становимся неконкурентоспособны по цене». По данным эксперта, после 24 февраля резко упали объемы продаж в нижнем и среднем ценовом сегменте: «Изменился состав потребительской корзины. А вот в премиальном сегменте произошел взрывной рост спроса на изделия стоимостью несколько сотен тысяч рублей».

САВЕНКОВ подтвердил:

– Люди деньги подприжали, потому что не понимали, сколько продлится спецоперация и что будет впереди. Произошел мгновенный рост на металлы, так как вырос доллар. Если раньше мы закупали грамм серебра за 62 рубля, то потом за 120 – 130 рублей. Грамм золота 999 пробы стоил 4600 рублей, а позже 10000 – 12000 рублей. В два раза подорожали комплектующие, оснастка, все элементы производства. Сейчас все приходит в норму, цены опускаются. В феврале у нас был существенный рост продаж. В апреле выросли в деньгах только потому, что скорректировали цены. Рынок будет двигаться в сторону более дешевых, более легких изделий. «Облегченные» изделия выглядят так же, но носятся меньше.

С ним согласился УТКИН, добавив, что если ранее на выставках почти 70% изделий были с синтетическими камнями, теперь, по всей видимости, таковых будет вообще 100%. А вот премиальные украшения будут дорожать с годами, поскольку это экслюзивная ручная работа.

Однако художник ФАЗУЛЗЯНОВ заявил, что ювелирные украшения сложно считать инвестициями, поскольку в России до сих пор нет вторичного рынка:

– Если за рубежом есть аукционы, то у нас кроме комиссионных магазинов и ломбардов ничего нет. У нас даже никогда не было знаковых выставок ювелиров. Все ездили или в Лондон, или в Париж, оттуда привозили медали. За последние 10 лет на нас стали обращать внимание, стали появляться прекрасные ювелиры, прекрасный дизайн, стал формироваться совершенно новый рынок. А сейчас мы все это перерубаем. Вполне возможно, что лет 50 мы ничего вообще не будем производить достойного.

Российская алмазодобывающая компания «Алроса», по информации УТКИНА, столкнулась с тем, что алмазы запрещено продавать, а собственной огранки нет. Теперь камни будут огранять в Индии и из них делать бриллианты: «Ранее у нас на огранку уходило максимум 5% от всей добычи. Возможно, «Алроса» будет на внутреннем рынке продавать бриллианты дешевле, чем на внешнем».

«… И поддерживать отечественных ювелиров, – поддержала КУДРИНА. –До этого «Алроса» участвовала во всевозможных проектах лондонских дизайнеров, пора обратить внимание и на наших специалистов».

— Надеюсь, «Алроса» наконец-то диверсифицирует производство, задумается о создании собственных ограночных мощностей, чтобы большую часть сырья перерабатывать в продукцию с более высокой добавочной стоимостью. Из Австралии, например, законодательно нельзя вывезти неограненные камни, – закончил мысль УТКИН.

Генеральный директор Ассоциации гильдии ювелиров России также порассуждал о самообеспеченности страны ресурсами:

– С драгоценными металлами в России абсолютный порядок, а вот из драгоценных камней мы добываем только алмазы и янтарь. Полный ассортимент же для ювелирных изделий насчитывает около 300 позиций. Нет хорошей рентабельной огранки. 98% камней, которые мы используем, завозятся из Индии. Пока она не присоединяется к санкционному давлению – проблем нет. Но если сделает это – отрасль просто встанет. На горизонте второго квартала просматривается проблема с расходными материалами: формовочными смесями, воском, абразивами, ручными инструментами. Абсолютно все это мы закупали. Легирующие добавки брали в Италии, Германии, США. Хоть они играют в себестоимости всего 10–15%, без них производство тоже остановится. Собственных баз производства расходных материалов у нас нет – это нерентабельно. Считыватели меток тоже все импортные, без них мы не сможем ничего ни произвести, ни продать. Оборудование тоже импортное – Германия, Италия, США, Япония. А значит, и с запчастями проблемы, с обслуживанием. В хорошие времена многие фирмы пытались перейти на Китай, но европейские расходники заточены под европейское оборудование, надо еще менять все технологии.

САВЕНКОВ подтвердил:

– Мы сейчас стоим перед выбором: либо начинать экспериментировать с китайскими комплектующими и станками, либо искать и выгребать остатки того, что еще осталось из США и Италии. К счастью, Турция не присоединилась к санкциям, у нее есть неплохое качество, чтобы заменить Европу и США. Турция и Китай – ближайшие два государства, которые будут замещать оборудование, выходящее из строя, заводам ведь необходимо продолжать работать.

Помимо этого, УТКИН рассказал, что Россию покинули некоторые западные мастодонты вроде Cartier, однако они составляли всего 5-7% рынка и занять эту нишу банально просто некому: «Премиум-изделия не лежат на складе, у них высокий срок изготовления – 3-6 месяцев, а в некоторых случаях и год». «В мире серьезные ювелирные бренды пестуют государства, потому что это лицо страны, ее гордость. У нас этого не делается», – пояснила КУДРИНА. УТКИН иронично заметил, что отечественная власть будто бы путает ювелиров с владельцами золотых приисков, мол, если художник работает с драгоценными металлами, то является коррумпированным богачом:

– Как говорилось в законе Петра Первого: «Дело это воровское, а посему им жалованье мизерное назначить, и вешать по одному в год, дабы другим неповадно было». С тех времен и идет такое отношение… Поэтому драгоценные металлы, с которыми мы работаем – это наше проклятье. Ювелир зарабатывает не на перепродаже драгоценного металла или камня, а именно на изготовлении.

«А ведь исторически ювелиры были высокой, так сказать, кастой. Когда они ездили на международные выставки, император сопровождал их, каждому жал руку. Это ведь достояние России, ювелирные изделия – это державные, дипломатические, церковные вещи. Мне больно видеть, что на дамах-политических деятелях надеты украшения отнюдь не российские. По протоколу это должно быть запрещено. За 30 лет российские ювелиры восстановили техники и даже превзошли их», – посетовала КУДРИНА.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 апреля 2022 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Марина 22 мая 2022 в 08:50:
И так все понятно. Всех под контроль, за их же счет. И без вариантов.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.