Все рубрики
В Омске пятница, 4 Октября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 95,0262    € 104,8664

Унесенные ветром: «Война и мир» в Театре имени Евг. Вахтангова

21 июня 2023 16:00
6
2911

Гастроли театра с успехом прошли в Омске. 

В рамках гастрольного тура москвичи показали семь спектаклей, но самым ожидаемым стал спектакль «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого в постановке Римаса ТУМИНАСА, который четыре раза сыграли на сцене Омского музыкального театра. Его называют спектаклем-событием, спектаклем-явлением, спектаклем-высказыванием, и не напрасно.

Наверное, со школьных лет мы помним этот роман, в котором кто-то выделял для себя сцены балов и амурных похождений, а кто-то – масштабные бои на арене наполеоновских войн. В учебниках писали о глубоком философском смысле произведения, о содержащихся в нем идеалах служения Родине. Но все это воспринималось как-то формально. 

И вот сейчас на нас обрушили что-то невероятное. Очистив роман от всего лишнего, режиссер показал нам кучку привыкших к безмятежной жизни людей, растерянных перед надвигающейся катастрофой. Людей, которых разметало безжалостным вихрем событий. 

Сценография Адомаса ЯЦОВСКИСА предельна скупа, при этом каждая деталь символична и метафорична. Главный элемент декорации – огромная серая стена, которая располагается либо фронтально, либо начинает двигаться и разрезать пространство. На фоне нее ведутся разговоры, длинные, тягучие, с отточенными репликами. Герои собираются в группы, застывая в статуарных позах. Эту статуарность нарушает лишь стайка детей семейства Ростовых, пересекающая сцену в своих беззаботных играх. Говорят о Европе, о России, о патриотизме. Много говорят о войне, но она еще кажется далеким, абстрактным понятием, пока не начнут звучать первые взрывы и уютный мирок не пошатнется. 

Мир у ТУМИНАСА – не состояние без войны, а вселенная, общество, внутренний мир человека. Для него важно понять и показать, что происходит с этим миром, когда в него врезается война, насколько это меняет людей. Одни, как старый князь Болконский, гордятся тем, что их дети находятся в действующей армии, другие всеми силами пытаются уберечь от нее своих сыновей и мужей, пропихивая их в штабные адъютанты. Кто-то, как князь Андрей, пересматривает свои честолюбивые доктрины, а кто-то, подобно Пьеру Безухову, приходит к осознанию бессмертия души и внутренней свободы, которую не отнять. 

Без батальных сцен и знаменитой сцены первого бала режиссер умудряется сделать действие эпичным и мощным. Бал показан одним лишь вальсом Наташи Ростовой (Ольга ЛЕРМАН) и Андрея Болконского (Юрий ПОЛЯК). Летящая, с развевающимся белым шарфом Наташа – олицетворение восторга юности, ее надежд, жажды любви. В финале, когда на ее руках умирает раненый Андрей, она, уже одетая во все черное, снова закружится в вальсе, пронзительно-отчаянно ускоряя темп. 

Сцена Бородинского сражения тоже показана через одного человека – Николая Ростова (Юрий ЦОКУРОВ). Раскладывая штыком винтовки шинели, словно тела погибших, он рассказывает и о животном азарте атаки, и о паническом страхе смерти, о крови, о том, как не смог убить французского солдатика – такого же мальчишку, когда встретился с ним взглядом. В течение этого длинного монолога герой взрослеет.

В спектакле много блистательных актерских работ: графиня Ростова в исполнении народной артистки РФ Ирины КУПЧЕНКО, Николай Андреевич БОЛКОНСКИЙ – роль, которую народный артист РФ Евгений КНЯЗЕВ играет в невероятной палитре трагических и гротесковых красок. Точнейшее попадание в образ Пьера Безухова у Дениса САМОЙЛОВА. И Ольга ЛЕРМАН, кажется, просто рождена для роли Наташи Ростовой. 

В маленький бенефис превращается работа народной артистки РФ Людмилы МАКСАКОВОЙ. Ее Марья Игнатьевна Перонская в начале спектакля – ироничная королева высшего света в неохватном кринолине (художник по костюмам – Мария ДАНИЛОВА). В финале это всё потерявшая, но не сломленная старуха, которая поджигает собственное поместье, чтобы не отдать его врагу. С перемазанным сажей лицом, с зажженной спичкой в поднятой руке, она похожа на богиню возмездия. 

Мира, в смысле, времени без войны, в отличие от романа, в спектакле не наступает. Война закольцована. Затухая в одном месте, она разгорается в другом. «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, но так никогда не будет», – пожалуй, главная фраза и мысль спектакля. Горько. Больно. Актуально. 

Фото © Московский государственный академический театр имени Евг. Вахтангова



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Марина Ш 10 января 2024 в 01:06:
Отвратительный спектакль! Вульгарный и русофобский!
О.обыватель 23 июня 2023 в 16:17:
"...создает впечатление достаточного ознакомления с романом" — Отнюдь, именно такое эмоциональное воплощение на сцене толстовских идей и подталкивает театрального зрителя взять с полки тома романа и вновь погрузиться в вечные, всегда актуальные проблемы бытия. И не к чему навешивать на спектакль попытки «какой-либо цензуры»романа, их у такого режиссера не может быть в принципе
Глория 22 июня 2023 в 16:02:
А мне не жаль. Болконский был на своем месте. идеален. А Добронравовых, извините, видеть уже не могу ни в каких ролях
Пацаку 21 июня 2023 в 23:03:
Ну что ж делать, спектакли тоже нужны.
Пацак России 21 июня 2023 в 22:48:
«Очистив роман от всего лишнего».__________________ Только сейчас понимаешь насколько стойким является произведение «Война и Мир». Свойство таких произведений — это способность противостоять какой-либо цензуре. Именно в этом романе Л. Н. Толстой пишет о том, что Наполеон пришел в крепостную Россию с конституцией для народа. Пишет про Украину (4-ый том). Ругает историков, которые изучают историю многие века и не могут дать ответ: почему народами правят преступники?Опыт переживания чтения таких гигантских литературных произведений несоизмеримо больше чем театральная постановка, которая у зрителя создаёт впечатление достаточного ознакомления с романом. На самом деле, все настоящие сокровища романа «Война и мир» находятся в его строках, а не в эмоциональном воплощении на сцене.
113 21 июня 2023 в 19:49:
Жаль,что Андрея Болконского не сыграл Федор Добронравов.
Показать все комментарии (6)

Ваш комментарий

«Ястребы» расслабились всего на 36 секунд, а в итоге проиграли «железнодорожникам» весь матч

Не помогла и сотая шайба за омский «Авангард», а затем и дубль разыгравшегося после травмы форварда Рида БУШЕ

3 октября 23:21
1
420

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.