Юрий ЧАЩИН, учредитель предприятий под торговой маркой «Сибирский Провиант»: «У меня например, были дни, когда я не был уверен, смогу ли купить продукты»

Дата публикации: 13 августа 2008

В то время после дефолта среди предпринимателей ходила такая шутка — «А кем вы были до 17 августа?». На самом деле события происходили достаточно страшные — массово у людей валился бизнес, много людей разорилось, так как до 90% предпринимателей работали с импортными товарами. До 1998 года на рынке были всякие взлеты и падения, деноминация, но такого жуткого обвала еще не было.

Кризис произошел неожиданно для всех, все было засекречено — в один день доллар с шести рублей поднялся до 26 соответственно, в три раза обесценился товар, затем доллар на несколько дней опускался до 10 рублей. Мы узнали о кризисе, когда заметили, что в обменных пунктах резко исчезли доллары, но и даже тогда о затяжном дефолте никто не думал, все были уверены, что это всего лишь какие-то временные трудности или игры правительства. Затем у людей был просто шок первые два-три месяца.

Хуже всего было то, что кризис произошел, когда бизнесмены поверили в рост экономики страны, а значит, уверенно шли на повышенные риски, связанные с развитием бизнеса. Естественно, что у большинства компаний развитие осуществлялось за счет привлеченных ресурсов. Бизнес «подсадили на иглу» валютного кредитования — народ накупил импортного товара, который потом пришлось продавать просто в три-четыре раза дешевле, чтобы вернуть все долги. Я тогда с партнерами занимался продажей аудио- и видеотехники — сеть была из восьми магазинов «Мир телевизоров «Викинг». Так вот за семь месяцев до кризиса мы взяли достаточно большой для нас кредит в 240 тысяч долларов на пополнение товарных запасов — вернуть его оказалось очень сложно.

Помимо банковских денег в то время в бизнесе была задействована весомая часть капитала частных инвесторов — часто криминальных структур. Представляете, как себя чувствовал бизнесмен, который оказался должен полмиллиона долларов инвестору из криминала? Многие предприниматели бежали от долгов за границу. Остались и выжили сильнейшие — кто смог собраться с силами и, отдышавшись, переориентировать свой бизнес в более перспективное для того времени русло, чтобы развиваться дальше. Например, кризис не сказался на компаниях, которые работали в рублевом эквиваленте, прежде всего это производители продуктов питания.

Нам пришлось тогда с партнерами закрыть все свои магазины. У нас был небольшой холдинг, куда помимо магазинов электроники входило и агентство недвижимости, и дизайнерская компания по наружной рекламе. Посоветовавшись, решили разделиться, чтобы каждый самостоятельно занимался отдельным бизнесом — так нам показалось будет легче выжить. Я оставил себе один магазин, но решил перевести его на торговлю продуктами питания, потому что после кризиса это был единственный товар, который пользовался спросом. Аудио- и видеотехнику никто не покупал — у людей денег на хлеб иногда не хватало, так как все средства шли на возврат долгов. У меня, например, были дни, когда я не был уверен, смогу ли купить продукты, чтобы накормить семью, я полгода не мог позволить себе пользоваться личным автомобилем и сотовым телефоном. Психологически тяжело было вдруг ощутить себя стесненным в средствах. Людям, которые работали в моей команде, пришлось в очень сжатые сроки набираться знаний о новом направлении бизнеса, о новом рынке.

Надо отдать должное, что после кризиса многие компании стали более терпимо относиться друг к другу, так как все понимали, что это глобальная для всех проблема, что с ней не так-то просто справиться. Понимали это и банки — они шли навстречу бизнесу, предлагали программу реструктуризации долгов и даже в отдельных случаях прощали часть долгов. Особо тяжело моему бизнесу было до 1999-2000 года. Чтобы заработать хотя бы тысячу долларов, требовались невероятные усилия, но потом нам все же удалось выйти на прибыль.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/08/32/893749