Книжный клуб

Дата публикации: 27 января 2016

Анна АХМАТОВА

Реквием: стихотворения, поэма, 2012 год. – 192 стр.

Серия «Классика в школе»

Тираж 4 000 экз.

«И в лютый холод»

О детском чтении

В книжных магазинах иной раз на глаза попадаются стеллажи с детской литературой. Вот, к примеру, серия «Классика в школе». Ничего особенного вроде бы, но это как посмотреть. К примеру, для человека, выросшего при советской власти, диво дивное до сих пор: для детей (!) свободно и даже рутинно продается тоненькая книжка со скромным названием «Реквием». Нынешний школяр (да, пожалуй, и студент) и не поймет, как труден был путь этой поэмы к читателю. «Реквием» был написан в 1935-1940 годах. В 1963 году один из списков поэмы попал за границу, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание 1963 г.). В России до начала восьмидесятых годов этот текст и ходил по рукам разве что в списках. Те, кто его имел, не слишком о том распространялись: можно было схлопотать большие неприятности. К примеру, перед самой перестройкой в газете «Омская правда» была опубликована огромная статья «Чернокнижники» в осуждение тех, кто читает что попало, не сообразуясь с официально разрешенным. Например, булгаковское «Собачье сердце». Людей за чтение отправляли работать «на химию», то есть отбывать наказание на омских предприятиях. Библейской силы страдание, заключенное в девяти страничках поэмы «Реквием», не трогает бумагу, но жжет сердца его читателей. Вопрос только в том, будут ли они. «Узнала я, как опадают лица, \Как из-под век выглядывает страх, \Как клинописи жесткие страницы \Страдание выводит на щеках, \Как локоны из пепельных и черных \Серебряными делаются вдруг, \Улыбка вянет на губах покорных, \И в сухоньком смешке дрожит испуг.\  И я молюсь не о себе одной, \А обо всех, кто там стоял со мною, \И в лютый холод, и в июльский зной \Под красною ослепшею стеною».

Е.К.

Энн ЛЕКИ

Слуги правосудия

Серия: Science Fiction Club

СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2015 г.

Тираж 1 500 экз.

Мое сердце – это рыбка, скрывается в ежовнике

Если собираешься выкинуть что-нибудь настолько безумное, дождись, когда это сможет что-то изменить

Российский журнал «Мир фантастики» признал роман Энн ЛЕКИ «Слуги правосудия» лучшей книгой 2015 года. У себя на родине, в США, этот ее дебютный роман, как только появился на свет в 2013 году, мгновенно завоевал все три самые престижные премии по научной фантастики – Хьюго, Локус, Небьюла (предыдущим тройным лауреатом была «Заводная» Паоло БАЧИГАЛУПИ в 2009-2010 годах – см. «КВ» от 14 ноября 2012 года). Более того – даже литературно избалованные и изощренные англичане вручили автору премию Британской Ассоциации Научной Фантастики, Британскую премию фэнтези и премию Артура Ч. Кларка. А вот БАЧИГАЛУПИ британских наград не удостоился.

«Ancillary Justice» точнее было бы перевести как «Служанка Правосудия» или даже «Вспомогательное устройство Правосудия». Здесь есть некоторая игра слов. Главная героиня — Один Эск Девятнадцать (одно из двадцати тел подразделения Один Эск) – вспомогательное устройство искусственного интеллекта военного космического корабля под названием «Справедливость Торена». Эти вспомогательные устройства были созданы на основе тел реальных живых людей, захваченных в ходе аннексии разных миров империей Радч. Есть три типа кораблей империи: «Справедливость», «Меч» и «Милосердие». И, опять-таки, нюансы перевода: корабль главной героини называется «Justice of Toren». А значит, или корабль должен называться «Правосудие», или роман «Служанка Справедливости». Это важно, так как две последующие и еще не переведенные части трилогии имеют названия «Служанка (вспомогательное устройство) «Меча» и далее — «Милосердия».

Волею правителя Радча, тоже существующего одновременно в сотнях тел и, как выяснилось, воюющего сам с собой, корабль был уничтожен. От него остался только фрагментОдин Эск Девятнадцать, притворяющийся человеком, который не в состоянии определить пол собеседника (поэтому всех встреченных на пути обозначающий как она). И именно он решил установить справедливость, приняв безумное решение уничтожить императора.

mif1959

Татьяна МОСКВИНА

Жизнь советской девушки

АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2014 год. – 352 стр.

Серия «На последнем дыхании»

Тираж 7 000 экз.

«Моя душевная природа»

Ответ на вопрос, была ли жизнь в Советском Союзе

«Моя первая книжка, сборник эссе «Похвала плохому шоколаду», вышла в 2003 году, из чего, как вы понимаете, следует, что автор удосужился собрать свои сочинения в книгу, уже «отмотав срок» в сорок пять лет. В следующем, 2004 году появился мой первый

роман, «Смерть это все мужчины», и я стала считаться писателем, которым, конечно, была от рождения, чего мир просто не знал». Кто такая МОСКВИНА? Татьяна Владимировна — литератор. Российский писатель, театральный и кинокритик, публицист, актриса, одна из создателей объединения журналистов «Петербургская линия». Главный редактор журнала «Время культуры. Петербург». Родилась 2 ноября 1958 года в Ленинграде, на Васильевском острове. В 1982 году окончила театроведческий факультет ЛГИТМиКа (мастерская Евгения Калмановского). C 1986 по 2000 год работала научным сотрудником научно-исследовательского отдела ЛГИТМиКа (ныне — Российский институт истории искусств). С 2006 года – зав. отд. культуры газеты «Аргументы недели». Член Союза писателей С-Петербурга и Союза кинематографистов России. Почему такой поздний у нее был дебют? Да потому что, по словам писательницы, ее одолевал ужас перед людьми, перед их мнением. «Я боялась всеми кишочками души оказаться отвергнутой и осмеянной. Это сейчас внутри выросло что-то вроде дерева и оделось корой, правда, не особо прочной. А до «великого одеревенения» моя душевная природа состояла, как тело матерого бойца, из ран, ожогов, синяков, обморожений и прочих злополучий, в разных стадиях заживления...» Чем хороша книга? Доскональным знанием предмета, то бишь жизни интеллигентной советской девушки 60-80-х годов прошлого века. Легким юмором, внимательным взглядом, хорошей памятью автора и просто тонким пером.

Е.К.

Жан Бодрийяр. Матрица Апокалипсиса. Эмиль Сиоран. Последний закат Европы

Серия «Философский поединок»

Издательство Алгоритм, 2015 год. – 272 стр.

Тираж 1 300 экз.

«Настоящее и будущее»

Два философа в размышлениях о будущем

«В фильме «Матрица» один из его героев (Нео) читает книгу французского философа Жана Бодрийяра. С помощью этой книги Нео пытается понять, где реальность, а где матрица реального мира. Внимание создателей этого фильма к произведениям Бодрийяра не случайно: его называли «гуру» постмодерна, он ввел понятие гиперреальности («матрицы») для обозначения процессов, происходящих в мире. По мнению Бодрийяра, западный мир утратил чувство реальности <...>. Еще один французский философ – Эмиль Мишель Сиоран – согласен с Бодрийяром в том, что европейская цивилизация переживает глубокий кризис, но пытается шутить на краю пропасти. С мрачным юмором Сиоран оценивает настоящее и будущее Европы, общества, европейского человека. В книге, представленной вашему вниманию, собраны наиболее значительные произведения этих двух выдающихся мыслителей XX столетия», – так презентуют книгу издатели. На сайте ozon.ru некий читатель отнесся к этой книге скептически, подивившись, давно ли Чоран стал Сиораном, и заявив, что ему, читателю, подсовывают обрезки «Симулякров и симуляций» под видом «Фантомов современности», которые к тому же уже входили в книжку того же издательства «Призрак толпы». Дотошные профессионалы пусть в этом разбираются, а любознательному читателю, который хочет осознать свое место в современном мире, стоит полистать хотя бы эти тексты для того, чтобы уяснить себе, к примеру, что ждет народные массы в самом недалеком будущем. Тем более что в свое время российский писатель и драматург Николай Эрдман прозорливо вложил в уста одного из героев пьесы «Самоубийца» провидческие размышления насчет того, что в будущем ни женщин, ни мужчин, ни вообще ничего не будет. Будут только массы, огромная масса масс. Это время уже наступило.

Е.К.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/yanvar/-3/knizhnyy-klub