АН-70 подняли на крыло

Дата публикации: 03 июля 2001

Сенсации не получилось, но все равно здорово

В аэропорту Северный посмотреть на первые испытания восстановленного АН-70 собралось много народу: представители АНТК им. Антонова во главе с генеральным конструктором Петром БАЛАБУЕВЫМ, московские гости, среди которых — заместитель директора Российского агентства авиационно-космического Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ, руководители «Полета» и других омских предприятий и множество журналистов. Среди телевизионщиков родилась мрачноватая шутка, которая вполне могла стать частью будущего телесюжета: АН-70 вошел в штопор и даже не попыталсяиз него выйти. За судьбу самолета волновались все, тем более что погода была нелетная: повышенная облачность и проливной дождь.

К счастью, сенсации не произошло, АН-70 достойно прошел первые летные испытания, хотя в небе его, на всякий случай, сопровождал АН-74, прилетевший из Киева. После успешного полета в адрес самолета и починивших его полетовцев было сказано немало официальных, но теплых слов. Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ подтвердил, что объявлен тендер на изготовление АН-70, и он очень бы хотел, чтобы победил в нем «Полет», который подтвердил свои высокие технологические возможности, быстро и качественно отремонтировав самолет. Конкретные сроки, условия и количество участников тендера не объявлялись, но, по имеющейся информации, речь идет об изготовлении 200 АН-70, 130 из которых собирается приобрести Россия.

Скорее всего в тендере победят несколько предприятий, поскольку такой большой заказ (стоимость одного АН-70 — несколько десятков миллионов долларов) сложно «переварить» даже крупному производителю. Губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ заявил, что областная администрация сделает все возможное, чтобы в тендере победил «Полет». Но нужно сказать прямо, что изготовление АН-70 — дело не очень близкого будущего, для начала ему нужно пройти сертификационные испытания, которые планируется завершить только летом следующего года.

Антоновскому транспортнику предстоит пройти испытания в Якутии при температуре минус 45, туда он и летел в начале года, но вынужденно «завис» в Омске, потом в Архангельской области, где проверят его летные качества при обледенении крыльев и корпуса, и, наконец, в Саудовской Аравии в условиях высоких температур. Даже при успешном прохождении всех испытаний сертификаты типа и летной годности быстро получить не получится, но будем надеяться, что в нашем городе все же рано или поздно начнут строить самолеты, которыми, по словам Валерия ВОСКОБОЙНИКОВА, уже сейчас интересуются многие государства. Давайте разберемся, чем же так хорош этот АН-70, что им так интересуются в благополучной загранице.

Транспортный самолет будущего

Из сборочного цеха АНТК им. Антонова АН-70 выкатили еще 20 января 1994 года, бутылку шампанского о его борт тогда разбили президенты Украины и Казахстана, а пожелания увидеть его «под своими знаменами» высказали командующие ВВС России, Украины и Узбекистана. Желание военных вполне понятно, поскольку современные средние транспортные самолеты АН-12 и ИЛ-76 устарели морально и физически, а как показывает опыт локальных конфликтов, и в тактическом плане тоже. Мобильность современным вооруженным силам, действующим всечаще по принципу пожарной команды, могут обеспечить только своеобразные воздушные вездеходы, способные доставить в очередную горячую точку весь ассортимент боевой техники и быстро разгрузить его на малоподготовленных площадках.

Мы как-то привыкли считать, что в процветающей загранице есть все, но, оказывается, это далеко не так. Находящиеся на вооружении стран НАТО средние транспортные самолеты С-130 «Hercules» и С-160 " Transall" разрабатывались еще в 50-х годах и совершенно не соответствуют современным требованиям. С начала 70-х самолеты такого типа разрабатывают в США и консорциум европейских фирм «EVROFUAG», но пока без особого успеха. Американский AMST фирмы «Devis-Montan» — в начальной стадии создания, а европейский FLA — все еще на чертежных досках конструкторов. А украинский АН-70, который им ничуть не уступает, уже летает, в чем могли убедиться посетители ВТТВ-2001, над территорией которой он летал в первый день выставки.

Транспортные возможности АН-70 достаточно высоки: объем кабины втрое больше, чем у АН-12, С-130 и С-160, и на 35% больше, чем у ИЛ-76. Он может спокойно брать на борт 152 — миллиметровое самоходное орудиев неразобранном виде, БМП, зенитный комплекс и многую другую военную технику. Мощное шасси (12 колес низкого давления) позволяет АН-70 взлетать с грунтовых полос, а обдув крыла струямивинтовентиляторов в сочетании с мощной механизацией дает ему уникальную способность осуществлять короткий взлет и посадку с грунтовых площадок длиной 600-800 метров, что недоступно ни одному из существующихи разрабатываемых транспортных самолетов.

АН-70 — самый турбовинтовой, но, как говорят его создатели, прорабатывается и реактивный вариант. Можно еще долго перечислять его многочисленные достоинства, но и так понятно, что такую машину ждут не только российские военные. Ресурс самолета определен в 20 тысяч полетов, или 45 тысяч часов в течение 25 лет, так что судьба ему отведена длинная. Заместитель министра промышленности Украины Валерий КАЗАКОВ после успешного испытания АН-70 выразил уверенность, что именно такой самолет нужен миру. Что ж, спорить никто и не собирается, дело за малым — сертифицировать новый транспортник и запустить в серийное производство.

Конечно, хотелось бы, чтобы транспортный самолет будущего делали на «Полете» — это не только сотни миллионов долларов, которые можно заработать, но и уверенность в завтрашнем дне, ведь АН-70 подразумевает долгосрочную перспективу. Как заверил генеральный директор ПО «Полет» Олег ДОРОФЕЕВ, предприятие готово выпускать АН-70 и сильно рассчитывает победить в тендере. Что ж, будем надеяться на лучшее.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2001/06/23/an-70_podnyali_na_krilo