Реформирование электроэнергетики даст толчок для развития перерабатывающих отраслей промышленности в регионах

Дата публикации: 06 июля 2001

По словам Евгения ГАВРИЛЕНКОВА, искусственное сдерживание отпускных цен на электроэнергию в 90-х годах оказало депрессивное влияние на макроэкономику России. Промышленный рост последних лет осуществлялся за счет низких тарифов на электроэнергию, что позволяло нашей продукции конкурировать на внутреннем и внешнем рынках с производителями из развитых стран. Но возможности для дальнейшего роста уже исчерпаны, поскольку тариф существенно отставал от цен самофинансирования энергетических компаний. Как и любой товар, электроэнергия не может продаваться ниже себестоимости.

Проблема еще в том, как отмечает Евгений ГАВРИЛЕНКОВ, что российская экономика самая энергоемкая в мире. А рыночные цены на электроэнергию помогут выровнять и этот перекос. Простой психологический эффект — больше бережешь то, что дороже стоит. К тому же, внедрение энергосберегающих технологий даст импульс к модернизации производственных мощностей, развитию рыночных высокоэффективных производств.

Вообще, по мнению Евгения ГАВРИЛЕНКОВА, российской экономике необходима срочная санация. При искусственном регулировании цен на электроэнергию преимущество всегда у экспортно-ориентированных сырьевых отраслей. Дорогая электроэнергия лишит их основного преимущества на внешнем рынке и заставит оставлять в России большую часть доходов, что приведет в конечном итоге к перераспределению ресурсов от добывающих отраслей с низкой долей добавленной стоимости к перерабатывающим отраслям, где доля добавленной стоимости гораздо выше.

Никто не утверждает, что цены нужно взять и резко повысить. Это должно произойти постепенно — в течение нескольких лет. Плавное повышение тарифов, по мнению экономистов, не окажет депрессивного влияния ни на прибыльно работающие предприятия, ни на экономику в целом. Ну а неэффективным отраслям уже не поможет ничто.

Выводы ученых достаточно парадоксальны и не укладываются в прокрустово ложе утилитарной логики. Хотя у нас уже был пример, когда августовский финансовый кризис 1998 года дал толчок большинству отраслей российской промышленности. Едва ли мы могли предположить такой эффект от дефолта.

По мнению исполняющего обязанности генерального директора АК «Омскэнерго» Александра МЯСНИКОВА, повышение тарифов до уровня самофинансированияи обеспечения развития есть несомненное благо для энергосистемы. В то же время он был более осторожен в прогнозах, нежели московские ученые.

— У любой медали две стороны, — отметил Александр МЯСНИКОВ. — Если, к примеру, тариф возрастет вдвое и сделает неконкурентоспособной на внешнем рынке продукцию «Омского каучука» или Омсктехуглерода, то и бюджету это едва ли поможет, да и для региона не будет благом. Ну разве что решается какая-то сверхдалекая задача.

Что же касается цен на тепловую энергию, то, как уверяет Александр МЯСНИКОВ, больших изменений в тарифах в этом году не предвидится. И это достаточно отрадный факт, поскольку в наших климатических условиях доля тепловой энергии в себестоимости продукции порой очень значительна. Регулирование цен на тепловую энергию для населения — это прерогатива местных властей. При определении доли затрат, которую должны оплачивать потребители, они имеют возможность учитывать региональные особенности и более гибко подходить к решению этого вопроса.

Впрочем, Александр МЯСНИКОВ считает, что у омской энергосистемы есть свои резервы. Самый главный резерв в возможном перераспределении тепловой нагрузки от низкоэффективных источников к высокоэффективным. Конечно, не везде, но там где позволяют гидравлические режимы, это сделать необходимо. Себестоимость производства тепловой энергии на ТЭЦ гораздо ниже, чем на тех же муниципальных котельных. Вот и экономия для городского бюджета.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2001/07/25/695662