В Омске не так уж мало галерей, которые регулярно выдают на-гора новые выставки, но группа «Чеширский кот», не найдя взаимопонимания ни в одной из них, решила выставиться самостоятельно. Экспозицию из более чем трех десятков картин скомпоновал сотрудник «Фиесты» Максим ШЕХОВЦОВ. Как он сам признался, дело это было для него новое, но вроде справился. На мой взгляд, даже совсем неплохо — конечно,не везде картины гармонируют друг с другом, но определенная направленность просматривается легко.
Больше половины выставленных картин принадлежит кисти Екатерины РАКИТИНОЙ, 10 — Софьи КУЗНЕЦОВОЙ, две работы их совместные и всего три — отАлександра МАМИЧЕВА. Коммерческих целей авторы перед собой не ставили, но «Фиесте» за помощь в организации предоставили право продавать картины и иметь с этого определенный процент. Часть работ РАКИТИНОЙ уже давно продана и взята напрокат у их новых владельцев на время выставки. Но, как призналась Екатерина, некоторые из купивших ее картины отказались предоставить свою собственность для экспонирования даже на непродолжительное время, что ее весьма удивило.
Отсутствие опыта в выставочных делах привело к тому, что на стенах, кроме интересных, даже мастерских работ, оказались откровенно слабые, ученические. Впрочем, любой творец ревностно и трепетно относится ко всем своим картинам, поэтому самому сложно отделять зерна от плевел, тем более что эта персональная выставка для всех художников первая. Хотя никто из выставившихсяавторов не входит в художническую омскую элиту, та же Екатерина РАКИТИНА, по ее словам, вот уже больше четырех лет профессионально зарабатывает на жизнь именно писанием картин. Немало ее работ продано через Инвестиционное управление, причем не только российским коллекционерам, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга, но и в Германию, Канаду.
— Мои картины прежде всего отражают мой внутренний мир, рождаются в мозгу, остается только перенести свои мысли и чувства на холст, — рассказала Екатерина РАКИТИНА. — Правда, когда уже напишешь, нередко наступает разочарование, видишь, что можно было сделать лучше. Меня волнует чужое мнение о моих работах, хотя я им и не руководствуюсь, поэтому мне очень интересно было увидеть реакцию посетителей на мои картины. На открытии я испытала настоящий фейерверк эмоций: меня то хвалили, то ругали, причем иногда за одно и то же.
Мне показалось, что Екатерина из тех, кто и жить торопится, и чувствовать спешит, ведь большая часть ее выставочных картин, как она призналась, написана всего за полтора года. Единственное, чего я так и не понял, так это концепции временной творческой группы «Чеширский кот». Одноименный странный персонаж Льюиса КЭРРОЛА имел обыкновение исчезать и появляться по частям, а членами группы вроде как заявлено, что она будут то появляться, то исчезать полностью. Это, пожалуй, ближе к каким-нибудь таукитянам. Помните, как это у Владимира ВЫСОЦКОГО: «А таукиты — такиескоты, наверно, успели набраться — то явятся, то растворятся».
Конечно, профессиональные искусствоведы могут долго и убедительно с ученым видом знатоков разбирать недостатки выставленных в ДК «Молодежном» картин. Но рядовой посетитель воспринимает их на уровне нравится — не нравится, без всякого анализа. Вот мне, к примеру, некоторые работы малоизвестных художников из группы «Чеширский кот» понравились куда больше эпатажныхопусов омских «танков» Сергея АЛЕКСАНДРОВА и Дамира МУРАТОВА в «Лошади Пржевальского». А молодым художникам я хочу напомнить замечательные слова Юнны МОРИЦ: «Живи на то, что скажешь только сам, а не на то, что о тебе сказали».