Подожди немного — подрастешь и ты

Дата публикации: 23 июля 2001

Детям — блокадную пайку

Казалось бы, всем понятно, что семьи, воспитывающие детей, в рыночных условиях оказываются куда более в стесненных условиях, чем те, у которых их нет. В советские времена государство подталкивало своих гражданк обзаведению детьми, взимая налог на бездетность с мужчин старше 20 лет и замужних женщин. Но в постсоветскую эпоху холостяцкий налог отменили из-за его недемократичности и ввели детские пособия, которые должны были хоть как-то компенсировать растущие вместес инфляцией расходы на содержание детей.

Однако с детскими пособиями ситуация не заладилась с самого начала. Финансировались они по остаточному принципу, соответственно, денег никогда не хватало. В то же время какой-то особой ответственности за невыплату предусмотрено не было. Вот если бы в законе прописали, что за несвоевременную выплату детских пособий полагается суровое наказание, к примеру, лишение свободы на срок до пяти лет, вот тогда бы на российских просторах региональные власти соревновались между собой, кто раньше рассчитается с семьями, имеющими детей.

Несмотря на необязательность и полную безнаказанность за невыплату детских денег, эта проблема стала головной болью местных властей едва ли не во всех субъектах федерации. Не получавшие пособия годами российские женщины чего только не вытворяли: устраивали пикеты, перекрывали железные и автомобильные дороги, обращались в суд и во все возможные вышестоящие инстанции. Обычно, чтобы снять социальную напряженность, власти изыскивали средства и затыкали рты особо рьяным поборникам своих прав выплатой детских денег.

Если разобраться, то нынешняя сумма детского пособия — это даже не подачка, а насмешка властей над своими гражданами, имеющими детей. Что можно купить сейчас на 80 рублей? Из одежды — восемь пар носков, или футболку, или две пары трусов. На детскую обувь этой суммы не хватит, только если брать в секонд хэнде. Из продуктов питания — 13 булок хлеба или 13 литров молока. Если потратить все деньги на хлеб, получится на месяц 7 кг 800 граммов — в день приходится аж по 260 граммов на ребенка. Из нашей истории известно, что в блокадном Ленинграде ребенку полагалось по 250 граммов хлеба в день (в самый тяжелый период даже по 125 граммов). За 60 лет наши власти настолько расщедрились, что добавили к блокадной пайке целых 10 граммов. Ура, товарищи, голодная смерть нашим детям не грозит, только дистрофия.

Детские закончились — забудьте

В нашей области с детскими пособиями поначалу творился откровенный бардак: выплачивались они по месту работы или жительства. Вернее, в основном не выплачивались, поскольку ни у большинства предприятий, ни у муниципальных образований денег не хватало, к тому же ответственности — никакой. С 1998 года ответственность за выплату детских пособий взяла на себя областная администрация. В областном бюджете появилась отдельная «детская» строка, о том, что добрая воля губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА должна спасти омских девчонок и мальчишек, раззвонили все областные СМИ.


Но выделенных денег хватило только на четыре месяца. Уже с мая 1998-го детские в массовом порядке платить перестали. А в августе случился дефолт, в результате которого в бюджете образовалось столько дыр, что стало вообще не до детских пособий. В то же время благодаря дефолту областные власти существенно скостили свои долги по детским в валютном выражении. Если до 17 августа детское пособие было больше 10 долларов, то очень скоро после «черного понедельника» усохло до трех.

Несмотря на существенную возникшую экономию, областная администрация не собиралась выполнять взятые на себя обязательства по «детским». В 1999-2000 годах детские пособия на территории области практически исчезли как класс. Законодательное собрание так и не утвердило новое положение о том, кому их нужно выплачивать в обязательном порядке. Особо нуждающимся, прежде всего матерям-одиночкам, детские деньги все же платили «в порядке исключения». Тогда у многих обманутых родителей возникло массовое желание добиться справедливости через суд.

В 1999-м омские суды буквально захлестнула волна исков по выплате детский пособий за прошлый год. Но десятки тысяч выигранных «детских» исков ни чуть не волновали областную администрацию, которая договорилась со службой судебных приставов, что рассчитываться по ним станет по мере изыскания средств. В переводе на общепонятный язык сие значит, что задолженность по детским пособиям может не гаситься десятилетиями. Представляете, станет нынешний ребенок дедушкой или бабушкой, а ему торжественно вручатего детское пособие — вот радости-то будет.

Меня всегда поражала избирательность службы судебных приставов в отношении исполнения судебных исков. Если, к примеру, речь идет о взыскании долгов с предприятия, то у должника моментом арестовывается счет, конфисковывается и распродается имущество. А вот если в качестве ответчикавыступает само государство, то ретивость служителей закона сходит на нет. Судебные приставы почему-то всегда входят в положение властей, денег у которых хронически не хватает, и особо им не докучают. Нет, счет комитета финансов и контроля, предназначенный для расчетов по детским пособиям, вне сомнения, был арестован, но и денег на него почему-то не поступало.

Как объяснил заместитель главного судебного пристава Омской области Александр КУКЕЛЬ-КРАЕВСКИЙ, нельзя для исполнения исков по детским пособиям снимать деньги, защищенные областным бюджетом, только целевые или нераспределенные. Нельзя арестовывать и областное имущество, взыскивать можно только денежные средства. Вот если бы за долги по «детским» отвечала областная казна, вот тогда бы проблем со взысканием не было. А так, как пойдут целевые деньги, тогда и получат детские деньги за 1998 год вздумавшие найти справедливость в суде омича-родители. Производство по детским судебным искам не окончено, судебные приставы сделали все, что о от них зависело,только вот толку — чуть.

В этом году старые долги по детским пособиям, которые числились за комитетом финансов и контроля, передали для исполнения областному управлению социальной защиты. Оно и понятно, ведь над комитетом и без того дамокловым мечом висят миллиардные долги по областному целевому инвестиционному займу — ему бы с ними разобраться, а тут на детскую мелочевку отвлекаться приходилось. Ну а с управления соцзащиты взятки гладки — сколько денег ему выделиттот же комитет, столько и выплатит оно по исполнительным листам.

Несмотря на всю мизерность детского пособия, желающих его получить хоть отбавляй. Да и не мудрено, ведь большинство семей оказалось за гранью нормальной жизни. В окружных органах соцзащиты регулярно толпятся тысячи матерей, желающих оформить пособия. Государство, расщедрившееся на 80 рублей на ребенка, желает знать, что деньги идут только тем, кому положено. Поэтому несколько раз в год нужно подавать справку о доходах семьи — вдруг выяснится, что пособие уже не положено. Ежегодно нужно приносить копии свидетельства о рождении — как мне объяснили, для того чтобы проверить, не сдали ли родители своего ребенкав интернат. Ну а если один из родителей вдруг прописан в другом округе, то каждый раз необходимо брать справку о том, что он там пособие не получает.

Причем все справки и документы нужны вне зависимости от того, платят детские деньги или нет. И в 1999-м, и в 2000-м в органах соцзащиты требовали все справки, хотя детские пособия в эти годы практически не выплачивались. Рядовым социальным труженикам не позавидуешь: сколько материнских слез пролито в их кабинетах, сколько скандалов разыгралось — не сосчитать. И все из-за жалкой государственной подачки, которую власть сначала пообещала, а потом развела руками: извините, денег не хватает.

На одном из мероприятий из уст бывшего вице-мэра Георгия СЕРГИЕНКО, отвечавшего за медицину, прозвучала страшноватая статистика: в Омской области в 1990 году было принято 120 000 родов, а в 2000-м — только 8 000. Эти цифры наглядно характеризуют глубину демографической пропасти,в которую рухнула наша страна за годы так называемых реформ. Уже очень скоро, как только подрастут дети, рожденные в конце 80-х, когда наблюдался последний пик рождаемости, проблема детских пособий разрешится сама собой. Их просто некому будет платить. Так что, пока еще не поздно, нужно не только погасить все долги по детским пособиям, но и повысить их размер до величины прожиточного минимума. Только в этом случае замордованные жизнью российские женщины вновь станут рожать детейизбавятся от устойчивого в последние годы синдрома «не плодить нищету».

Управление социальной защиты населения администрации области на ваше письмо по вопросу выплаты детских пособий сообщает следующее.

Для обеспечения равных социальных гарантий семьям с детьми (независимо от их места жительства) в федеральном бюджете на 2001 год образован Фонд компенсации, средства которого ежемесячно направляются целевым образом в субъекты РФ на текущую выплату ежемесячных пособий на ребенка.

На сегодняшний день более 300 тысяч детей Омской области получили пособие за январь-май 2001 года. Дальнейшее улучшение ситуации с выплатой пособий можно достичь лишь при условии установления права на их получение семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума в субъекте РФ. Причем эта норма должна быть постоянно действующей. С этой целью Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального Закона «О внесении изменения в часть 1 статьи 16 федерального Закона „О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“.

Что касается вопроса погашения задолженности по детским пособиям за прошлые годы, то, учитывая незначительное финансирование, в соответствии с Указом Президента РФ от 08.08.98 № 923 „О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка“ выплата в первоочередном порядке производится за 1998 год семьям одиноких матерей и многодетным и, только в порядке исключения, за 1999 год.

В органах социальной защиты населения на исполнении находится около 30 тысяч исполнительных листов, для оплаты которых требуется 49,3 млн. рублей. Их погашение производится в порядке очередности по мере финансирования. На сегодняшний день оплачены исполнительные листы, предъявленные на оплату с 1-го по 7 июня 1999 года.

Для снятия социальной напряженности по выплате задолженности требуется значительное целевое финансирование федеральных органов.

Ирина ПРОЗОРОВА, заместитель начальника управления социальной защиты.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2001/07/27/podozhdi_nemnogo_-_podrastesh_i_ti