"ХОЛОДНАЯ" КОНКУРЕНЦИЯ

Дата публикации: 22 августа 2001

Итак, давайте познакомимся с теми, кто заполняет омские и не только прилавки сладким, быстро тающим продуктом. Начнем, пожалуй, со старейшего в нашем городе производителя мороженого — ОАО «Завод молочный „Омский“. В начале 70-х на молзаводе начали выпускать первое в городе весовое мороженое. Те, кто постарше, хорошо помнят, как это мороженое продавцы накладывали в вафельные или бумажные стаканчики, ко вторым прилагались деревянные палочки. Сейчас здесь делают формовое мороженоебез глазури — такого никто больше не производит. Объемы не очень высокие, реализуется сладкая продукция среди оптовых покупателей и в магазины города иобласти, а также по России — в Екатеринбурге Курган и в Казахстан.

Остальные производителине слишком лестно отзываются о возможностях мороженого цеха молзавода — дескать, оборудование там устаревшее, качество у их мороженого невысокое. Зато отпускные цены здесь самые низкие, поэтому берут молзаводское мороженое нормально. Руководство молзавода, несмотря на регулярно добавляющихся конкурентов, уверенно смотрит в будущее и даже собирается создавать собственную розничную сеть.

Крупнейшим омским производителем мороженого и одновременно обладателем самой большой розничной сети из 120 киосков является ОАО „Омский хладокомбинат “Инмарко». Линия по производству мороженого была запущена на хладокомбинате на излете советской власти, а несколько лет назад контрольный пакет акций предприятия достался Новосибирскому ООО «Инмарко». В омских «инмарковских» киосках торгуют новосибирским мороженым, а в новосибирских присутствует омский ассортимент.

Свое мороженое в двух сибирских городах «Инмарко» местным конкурентам не отпускает, зато активно продает его в другие регионы — от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. В раскручивание своей торговой марки «Инмарко» вложило немало средств, нехитрый слоган «С мороженым „Инмарко“ не холодно, не жарко» засел в голове у многих. В то же время все аспекты деятельности Омского хладокомбината полностью определяют его новосибирские хозяева, даже мелкие управленческие решения принимаются там. В этом году на хладокомбинате должны запустить вторую линию по производству мороженого, что позволит увеличить его производство в два раза.

Следующим активным участником этого рынка можно назвать ООО «Компания Сибирская белочка», которое уже три года выпускает мороженое и имеет собственную торговую сеть из 40 киосков. Эта компания когда-то начинала с розничной торговли, развилась и стала сама производить стаканчики, брикеты, эскимо. Для оптимизации налогообложения изготовителем мороженого значится один из руководителей компании ЧП БЕЛИКОВ И.В., а реализует продукцию непосредственно «Сибирская белочка».

В киосках «Белочки» на 80% собственный ассортимент, а добавку берут у производителей Новосибирска и Барнаула. Через киоски реализуется 25-30% выпускаемой продукции, остальное уходит омским оптовикам, в Казахстан и на Тюменский Север. Чтобы расширить производство, компания взяла кредит в КМБ-банке и в ближайшее время собирается запустить линию по выпуску мороженого на Кормиловском молзаводе. Кроме мороженого «Сибирская белочка» планирует выпускать под своей торговой маркой другую молочную продукцию.

Вот уже восемь лет выпускает мороженое в вафельных и пластиковых стаканчиках, розетках и торты-мороженое ООО «Дорис». Линию по выпуску этого лакомства компания установила на территории Куйбышевской торговой базы, но планов по созданию собственной розничной сети у нее не было и нет.
Основными покупателями ее продукции являются мелкие опотовики из Омска и сибирских регионов, в основном из Алтайского края. «Дорис» не рекламирует свою торговую марку, ведь оптовых покупателей не так много, но один собственный прилавок в Торговом центре у компании все же есть. Особенностью вафельных стаканчиков от «Дорис» стала прикрывающая мороженое бумажка, выполненная в виде цветочных лепестков.

Еще один производитель мороженого — ООО «Моком», в которое вошли Торговый дом «Сдобри» и ООО «Омская фабрика мороженого „Инфрост“. „Инфрост“ выпускает пломбир и сливочное мороженое в вафельных стаканчиках и брикетах с осени прошлого года, а создан он два года назад на базе производственного молочного комплекса в Красноярке.

Сейчас на фабрике выпускается 450 тонн мороженого в месяц в ассортименте из 28 наименований. В этом году у „мокомовского“ мороженого появилась торговая марка „Дайс“ (гибрид английского „айс“ (лед) и русского глагола „дай“), которую компания начала активно раскручивать.

Продукция „Мокома“ продается через сеть киосков „М-Холод“ и в 500 холодильных прилавках в магазинах и на улицах города. Кроме того, мороженое марки „Дайс“ поставляется в Москву, Пермь, Екатеринбург и еще в два десятка городов России и Казахстана, а в Тюмени у компании вообще есть свой филиал. Близость фабрики к поставщикам молока и расположенность в экологически чистом курортном районе дает компании некоторые преимущества, поэтому здесь собираются расширять производство.

Второй год выпускает мороженое под торговой маркой „Сибирский холод“ ЧП ТАРАСОВА. Производится 60 наименований, собственной розницы нет, продается продукция мелким оптовикам города и области, а также в Казахстан, Свердловскую область и на Тюменский Север.

Вообще подробной информации об этом производителе получить не удалось: по телефону корреспонденту „КВ“ в фирме не поверили, что он журналист, приняли, видимо, за представителя фискальных органов и встречаться отказались. Так что секреты „Сибирского холода“ так и остались невыясненными.

Посредники — космополиты

Обзор омского рынка мороженого будет неполным, если не рассказать о крупных розничных торговцах. У ООО „М-Холод“- 90 киосков, но своего мороженого компания не производит, хотя и подумывает об этом. Эта широкая торговая сеть была предметом долгого судебного разбирательства, но досталась-таки ООО „Магнум Лтд“, которое впоследствии преобразовалось в „М-Холод“. Кроме омского мороженого марки „Дайс“, в его киосках продается продукция Новокузнецкого, Барнаульского, Томского, Ижевского хладокомбинатов, а всего компания приобретает продукцию у полутора десятков российских производителей.

Пока компания открыла оптовый склад, арендует холодильные мощности, но собирается приобретать свои. Основной объем иногороднего мороженого реализуется через киоски, но часть продается через магазины и мелких оптовиков. „М-Холод“ — довольно крупный оператор на рынке, поэтому получает от производителей значительные скидки и имеет возможность продавать мороженое по тем же ценам, по которым отпускают сами хладокомбинаты мелким оптовика. Одной из своих задач руководители компании считают обеспечение омичей лучшим российским мороженым. Эскимо марки „Русский холод“ с алкогольными наполнителями, новокузнецкое мороженое „Бомба“, „Семицветик“, йогуртовое не попробовали бы омичи, если бы его не привез „М-Холод“.

Другим крупным торговцем неомским мороженым на рынке выступает ООО „Айс Трейд“, которое продает сладкую продукцию марки „Нестле“. У этой фирмы 24 киоска и 320 морозильных камер, розданных в аренду. Продукт под всемирно известной маркой стоит существенно дороже, чем мороженое российских производителей, но, несмотря на цену, его берут. Как говорят представители дистрибьютора, продукт „Нестле“ не может быть дешевым, поскольку цена складывается не только из раскрученного брэнда, но и из дорогого оборудования и высококачественных, кстати, отечественных продуктов.

»Нестле" выпускает мороженое под своей маркой в нашей стране на двух заводах — в Тимошевске Краснодарского края и подмосковном Жуковском. Как уверяют в «Айс Трейд», такого оборудования, как там, нет на других российских заводах, изготавливающих мороженое. К примеру, мороженое, прослоенное джемом, никто больше не выпускает. Как считает дистрибьютор «Нестле», его доля составляет 7-8% омского рынка, а дорогое мороженое покупают постоянные клиенты, некоторых в киосках знают в лицо.Месторасположение «нестлевских» киосков порой вызывает удивление, к примеру, угол улиц Орджоникидзе и Рабиновича никак нельзя назвать людным, но, как уверяют в «Айс Трейд», убыточных киосков у них нет.

В «инмарковских» киосках тоже регулярно присутствует один — два сорта мороженого «Нестле» — оказывается, раньше новосибирское «Инмарко» было дистрибьютором этой фирмы и доторговывает остатками. В Омске торговлей мороженым еще занимаются несколько фирм и множество предпринимателей, чьи лотки разбросаны по всему городу, и которые в основном берут товар у местных производителей, но цены у них существенно выше, чем в фирменных киосках, так что погоду на рынке они не делают.

Всяк свое болото хвалит

Лично мне, как потребителю, сложно сказать, что мороженое одного сорта у кого-то из омских производителей существенно лучше, чем у других. Однако едва ли не все, кто выпускает холодное лакомство, уверяли, что их продукция гораздо лучше. Особенно гордится своим качеством «Инмарко», поэтому в начале лета именно оно повысило цены гораздо больше, чем все остальные. Что интересно: пермские «Айсберч» и «Датский сюрприз»,кемеровская «Лакомка» и томские торты-мороженое, продающиеся в «инмарковских» киосках, вообще не подорожали, а вот омский и новосибирский ассортимент подрос в цене процентов на 15. В результате однотипное мороженое в киосках «Инмарко» стоит дороже, чем у «Сибирской белочки» и «М-Холода». Брэнд, конечно, хорошая штука, но лично я перестал покупать «инмарковское» мороженое: зачем переплачивать, если рядом продается ничуть не хуже, но дешевле?

Перед началом летнего мороженого «сенокоса» несколько омских производителей договорились держать одну цену на самое ходовое мороженое — в стаканчиках. В киосках «Инмарко» и «Сибирской белочки» стаканчики действительно стоят одинаково, а вот непроизводящий «М-Холод» продает их чуть дешевле. Кстати, как уверяют специалисты, на мороженом зубы съевшие, на самом деле сказать, что у кого-то из российских производителей качество мороженого лучше, нельзя. Ведь оборудование у всех примерно аналогичное — почти везде стоят импортные линии разных фирм, рецептура тоже оригинальностью не блещет.

Все, с кем приходилось общаться в ходе подготовки статьи, высказывали мысль о том, что конкуренция на омском рынке мороженого будет ужесточаться. С запуском второй линии на Омском хладокомбинате и началом выпуска мороженого на Кормиловском молзаводе вполне возможен кризис перепроизводства этого лакомства. Рынок отнюдь не беспределен, поэтому производителям придется бороться за место под солнцем. Хотя все уверяют, что к конкуренции готовы, заняли свою нишу, но действительность может превзойти все ожидания. Правда, всегда можно найти такой сорт, который нерентабелен для крупных производителей, а для мелких — в самый раз, ведь у мороженого очень широкий спектр.

Если начнется серьезная конкуренция на омском рынке, от этого выиграют на ее первом этапе только покупатели. В случае затоварки кто-то из производителей обязательно начнет демпинговать, а за ним и остальные потянутся. А может, излишки продукции со свистом уйдут в другие регионы? Ведь Омск достаточно уникальный город, в котором возникло много фирм, постоянно наращивающих объемы производства мороженого. Чем черт не шутит, глядишь, наш город когда-нибудь станет российским центром по выпуску холодного лакомства. Вот тогда заживем! Вон, в Америке в каждое третье воскресенье июля празднуют День мороженого. А мы чем хуже?!
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2001/08/32/holodnaya_konkurentsiya