Куда ни кинь — везде "кирпич"

Дата публикации: 12 сентября 2001

26 февраля этого года на ОАО «Омскстройматериалы» было введено внешнее управление. Арбитражный управляющий Александр БОРОВСКИХ, с сентября прошлого года проводивший там процедуру наблюдения, просил арбитражный суд именно об этом. Кредиторская задолженность предприятия — 62 млн. рублей, а основные фонды стоят 30 млн. Обычно при таком раскладе сразу вводят конкурсное производство, но в данном случае это могло бы привести к социальному взрыву.

Кирпичики банкротства

Банкротами крупные предприятия становятся не сразу и не вдруг: обычно к полному финансовому краху приводит целый комплекс объективных и субъективных причин. К моменту введения процедуры наблюдения Омскстройматериалы уже были за гранью нормального существования: счета арестованы, долги по зарплате приближались к трем миллионам рублей. При проектной мощности в 72 млн. штук кирпича в год завод выпускал 1,2 — 1,3 млн. в месяц, себестоимость составляла две тысячи рублей за тысячу штук, а продавалась та же тысяча за 1300. В результате долги росли как на дрожжах, производство стремительно разваливалось.

Контрольный пакет акций ОАО «Омскстройматериалы» принадлежал Юрию СОЛДАТОВУ, но владелец со спартанским сопокойствием наблюдал за агонией своей собственности и никаких мер не предпринимал. Впрочем, скорее, наоборот — делалось все, чтобы предприятию пришла крышка. Иначе чем объяснить продажу стройцеха площадью 1000 квадратных метров с большим количеством оборудования всего за 100 тысяч рублей, которая состоялась прошлым летом. По странному стечению обстоятельств среди учредителей фирмы «Омдар», купившей стройцех, значился и тогдашний генеральный директор Омскстройматериалов Николай МАМЫКИН. А денег за свое имущество завод так и не получил — все оформили по зачетной схеме.

В реестре кредиторов Омскстройматериалов, который состоит из 135 листов, 285 конкурсных кредиторов — целый букетище различных предприятий и фирм, которые регионально разбросаны от Москвы до Владивостока. В принципе, многие из них могли инициировать процедуру банкротства, но все надеялись непонятно на что. А вот ОАО «Автоколонна 1253», само тогда переживающее процедуру внешнего управления, не выдержало и обратилось с иском в арбитражный суд. Каких-то 217 тысяч рублей, которые завод задолжал автоколонне и отказывался отдавать даже кирпичом в течение девяти месяцев, решили судьбу предприятия.

Первым кирпичным заводом в прошлом году заинтересовался генеральный директор ЗАО «КСМ» Михаил ОЛЬШАНСКИЙ и приобрел около 40% его акций. Именно он добился отстранения Николая МАМЫКИНА. Новым генеральным директором стал Евгений УРЕКЯН, которого рекомендовали Юрий СОЛДАТОВ и Николай МАМЫКИН. В ноябре прошлого года на предприятии прошло совещание под руководством Александра ЛУППОВА, на котором обсуждались пути вывода завода из кризиса. Арбитражный суд должен был по ходатайству Александра БОРОВСКИХ ввести внешнее управление 8 декабря прошлого года, но тогда было сорвано проведение собрания кредиторов, поэтому неизбежное зло удалось отсрочить.

Подсчитали — прослезились

14 февраля на первом собрании кредиторов произошел скандал: в день его проведения на заводе появилась вооруженная охрана, которая строго фильтровала участников, а больше сотни рабочих завода, с которыми провели подготовительную работу, устроили митинг и шумно протестовали против банкротства. Но эта спланированная акция не помогла. А буквально перед самым введением внешнего управления руководители завода собирались вывезти по фиктивным договорам все товарные запасы кирпича и все более-менее ценное имущество. Но Евгения УРЕКЯНА, возможно, остановило лишь то, что на часть имущества судом был наложен арест.
Хотя собрание не смогло принять никакого решения, но суд обошелся без него.

Как ни странно, от введения внешнего управления выиграли прежде всего рядовые работники завода, которые так рьяно против него протестовали. Если в начале года средняя зарплата здесь не превышала 800 рублей, то спустя полгода поднялась до двух тысяч. Старые долги по зарплате в основном погасили еще в марте — все желающие выбрали ее кирпичом. Из 2 млн. 800 тысяч рублей сейчас задолженности по зарплате осталось на 230 тысяч. А вот руководящему составу, оклады которого были непомерно раздуты, зарплату урезали до разумных размеров.

Евгений УРЕКЯН «порулил» заводом чуть больше двух месяцев, но при нем кредиторская задолженность возросла на 10 млн. рублей — за счет того, что налоги вообще не платились в это время. Но себя последний генеральный директор не обидел: начислил себе 540 тысяч рублей за свои труды. Правда, заплатили ему в 10 раз меньше, чем несказанно обидели перспективного руководителя. При нем продолжали заключаться совершенно невыгодные договоры, по которым завод терял миллионы рублей. В первый месяц внешнего управления было расторгнуто 350 таких договоров, большинство из которых заключил еще МАМЫКИН.

Назначенному внешним управляющим Олегу КИШКЕ и его заместителю Александру БОРОВСКИХ совместно с исполнительным директором Михаилом ОЛЬШАНСКИМ приходится разгребать заводские авгиевы конюшни. Почти за 50 лет существования строения и оборудование первого кирпичного завода совершенно износились. При советской власти все руки не доходили, а в последнее десятилетие новым хозяевам и вовсе не до того было. Вот и вышло так, что 9 марта обрушились 200 квадратных метров крыши сушильного цеха. Хорошо еще, что жертв не было. Летом крышу восстановили, провели давно не делавшийся ремонт в других цехах.

За восемь лет существования акционерного общества его руководители не удосужились оформить технические паспорта и свидетельства о собственности на большую часть заводского имущества. Теперь все эти документы приходится оформлять внешнему управляющему. Паспортизирована была лишь котельная, которой готовили ту же участь, что и стройцеху. Был расторгнут договор с охранной фирмой «Регент», которая бдительно контролировала рабочую проходную, а вот КПП, через который вывозилась продукция, вообще не охраняли. С марта завод пользуется услугами вневедомственной охраны, воровства стало заметно меньше.

До введения внешнего управления бухгалтерский учет на предприятии был совершенно не автоматизирован, все считали вручную. Теперь приобретено несколько компьютеров, которые уже объединены в сеть. Все сделанное позволило снизить себестоимость производства тысячи штук кирпича до 1600 рублей, а продажная цена возросла до 2100. Производство кирпича выросло до 2,5 млн. штук в месяц, такой объем позволяет сводить концы с концами, но не дает возможности погашать старые долги.

Не так страшен черт

По инициативе правоохранительных органов была заказана аудиторская проверка предприятия, в том числе заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства. У Омскстройматериалов, кроме огромной кредиторской задолженности, есть и немалая дебиторская — 13 млн. рублей. Но в основном среди должников либо предприятия, где уже проходит процедура банкротства, либо те, которые находятся в предбанкротном состоянии. К примеру, ПТСК, которое осталось без какого-либо имущества, должно 4,4 млн. рублей. Из всех должников рассчитался только городской бюджет, да еще есть надежда, что ПЖРЭУ вернет 570 тысяч рублей за тепло, поставленное жителям поселка Первокирпичного.

Если арбитражный суд признает Омскстройматериалы градообразующим предприятием, что недалеко от истины, и введет внешнее управление сроком на пять лет, тогда шансы удовлетворить требования кредиторов появятся.

Ну а в случае конкурсного производства, к которому все и идет, шансы конкурсных кредиторов получить свои 14 млн. рублей будут равны нулю. А акции Омскстройматериалов превратятся в обычный мусор. При конкурсной распродаже за допотопное оборудование и обветшавшие заводские цеха вряд ли удастся выручить солидную сумму, поэтому главный кредитор — государство — тоже останется с носом. Выиграет только тот, кто за бесценок купит первый кирпичный завод, причем не как предприятие для выпуска кирпича, а в качестве удобной площадки для организации нового бизнеса.

При нынешнем состоянии производства Омскстройматериалам весьма проблематично будет погасить долг в 62 млн. рублей даже за пять лет. Не надо забывать, что к замороженным долгам ежегодно будут прибавляться проценты в размере ставки рефинансирования, то есть сумма долга возрастет почти вдвое за пять лет. Спасти первый кирпичный завод и деньги его кредиторов могут только приличные инвестиции в производство. Импортный технологический комплекс по выпуску 100 млн. штук кирпича в год стоит 300 тысяч долларов. Но найдутся ли желающие среди кредиторов или владельцев сделать крупные финансовые вливания ради того, чтобы вернуть свои деньги и сохранить акции?

От строителей не раз приходилось слышать стенания о нехватке местного кирпича. Возможно, так оно и есть, только вот Омскстройматериалы испытывают серьезные проблемы со сбытом кирпича. Омские строители не желают покупать кирпич, а хотят брать его в долг и рассчитываться после окончания строительства того или иного дома. На складах предприятия постоянно ждут своего часа около миллиона штук кирпича, за которым и в очередь никто не становится. Так что наращивать производство при отсутствии спроса просто невозможно.

Немало хлопот добавило внешнему управляющему Омскстройматериалов письмо депутата Законодательного собрания Андрея АВДЕЙЧИКОВА, разосланное во все возможные силовые и фискальные структуры. Отрадно, что депутата волнует судьба завода. Раньше нужно было звонить в колокола, пока не накопилось 62 млн. рублей долгов.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2001/09/35/kuda_ni_kin_-_vezde_kirpich