Под угрозой банкротства ОАО «Омскавтотрансобслуживание» пытается продать по дешевке площади рядом с 6-м таксопарком.
1 августа этого года на внеочередное собрание акционеров ОАО «Омскавтотрансобслуживание» пришел судебный пристав и огласил решение Первомайского районного суда о запрещении голосования по вопросу, ради которого и собирали всех акционеров. Судебный запрет не образумил владельцев контрольного пакета акций, и собрание с той же повесткой пытались провести 20 августа, а потом назначили на 17 сентября.
Жертвы демократического централизма
ОАО «Омскавтотрансобслуживание» возникло из областной структуры, которая занималась транспортными перевозками. К моменту приватизации у будущего акционерного общества было 70 КАМАЗов, от большинства которых нынче остались только воспоминания, и немалые производственные и вспомогательные площади.
Среди оставшегося имущества Омскавтотрансобслуживания наиболее ценными являются помещения площадью почти три тысячи квадратных метров по ул. Енисейская, 3. Кто не слишком хорошо разбирается в омской топонимике, поясню: это здания 6-м таксопарком, что напротив «Торгового города». И вот от этого имущества совет директоров акционерного общества почему-то решил избавиться. 17 апреля прошлого года советом директоров было принято решение продать помещения площадью 1857, 903 и 141 квадратный метр по ул. Енисейская, 3 ООО «Концерн „Алекс“.
Председатель совета директоров Алексей КАРПЕНКО в голосовании на совете директоров не участвовал, потому что являлся сугубо заинтересованным в этой сделке лицом — единственным учредителем концерна „Алекс“. Впрочем, даже без его голоса решение было принято единогласно. Причем, видимо, чтобы порадеть родному председателю, эти почти три тысячи квадратных метров при остаточной стоимости в 1 млн. 29 тыс. рублей решили продать всего за 710 тысяч. И все прошло бы без сучка и задоринки, только вот незадача: согласно Закону об акционерных обществах, при продаже имущества стоимостью больше 2% от чистых активов АО заинтересованным лицам решение об этом должно приниматься общим собранием акционеров.
Мелкие акционеры Омскавтотрансобслуживания узнали об этой сделке только 2 июля на очередном собрании акционеров. И, само собой, она их не обрадовала, поэтому решили попробовать ее отменить через суд. ОАО „Сибирский капитал“ принадлежат 13% акций, что не так уж мало, вот „капиталисты“ и подали в суд иск с требованием признать сделку о продаже трех тысяч квадратных метров незаконной, поскольку, принимая решение о продаже, совет директоров превысил свои полномочия.
Если нельзя, но очень хочется
Чтобы исправить свою ошибку, совет директоров решил провести внеочередное собрание акционеров со следующей повесткой: утверждение договора купли-продажи, утверждение изменений в уставе АО, связанных с порядком информирования акционеров об очередных и внеочередных собраниях акционеров. В общем, имея большинство голосов, задним числом узаконить сделку путем формальной процедуры голосования на собрании — дело нехитрое. Но акционер Сергей БОГАТЫРЕВ посчитал, что вопрос об одобрении сделки, принятой с нарушением закона, не может быть вынесен для голосования на общее собрание акционеров, и обратился в суд.
1 августа Первомайский районный суд вынес определение: запретить общему собранию акционеров ОАО „Омскавтотрансобслуживание“ голосовать по вопросу одобрения договора купли-продажи от 17 апреля 2000 года. Судебный пристав пришел на общее собрание акционеров 6 августа и объявил решение суда. Однако после этого на свет появился протокол общего собрания акционеров, проведенного 6 августа, в котором значилось, что договор купли-продажи одобрен большинством голосов. Объясняли факт его существования тем, что дескать судебный пристав опоздал на пять минут и решение успели принять до его объявления о запрете голосования. „Сибирский капитал“ обратился в ОБЭП Кировского УВД, но там отказали в возбуждении уголовного дела, поскольку, как оказалось, на самом деле никакого решения на том собрании принято не было.
Буквально спустя две недели состоялось еще одно общее собрание акционеров Омскавтотрансобслуживания, которое-таки приняло решение одобрить злополучный договор купли-продажи. Как следует из выписки из протокола, „за“ было подано 4212 голосов (53% акций), а зарегистрировались на собрании всего четыре акционера из 40 имеющихся. О проведении этого собрания мелких акционеров просто не известили, что является грубейшим нарушением закона, поэтому даже в суд не понадобилось обращаться, чтобы его отменить. Хозяева предприятия просто сделали вид, что этого собрания как бы и не было, и официально уведомили акционеров о том, что проведение очередного внеочередного общего собрания акционеров назначено на 17 сентября.
В повестке дня собрания опять значится тот же самый вопрос об одобрении договора купли-продажи. Организаторы собрания уверены, что голосовать по этому вопросу суд запретил только на конкретном собрании 6 августа, а не вообще. Так что, если никто из мелких акционеров не успеет добиться решения суда о запрещении голосования по этому вопросу и на этом собрании тоже, сделка будет одобрена большинством голосов. И уже неважно будет, что совет директоров совершил ее с превышением своих полномочий, собрание ее как бы узаконит. Конечно, „Сибирский капитал“ и другие мелкие акционеры попытаются оспорить это решение в суде, но вот удастся ли им отстоять свои права — большой вопрос.
Собрания акционеров проводятся в гостинице на ул. Солнечной, 44б, которая принадлежит Омскавтотрансобслуживанию. По информации, дошедшей до мелких акционеров, эта гостиница тоже готовится к продаже советом директоров. Так что, возможно, 17 сентября акционеры соберутся там в последний раз. Ну а если суд запретит голосование и на этом собрании, то совет директоров может созвать еще одно, а потом, в случае запрета, еще. В общем, судам работы хватит.
Распродажа наиболее ликвидного имущества за символическую плату обычно происходит тогда, когда владельцы решили поставить крест на принадлежащем им предприятии. Этот метод опробован на многих омских предприятиях: вывод имущества — банкротство — ликвидация, в результате которой акции превращаются в ничто, а кредиторы остаются ни с чем, потому что все уже распродано до них. Инспекция МНС по Кировскому округу недавно подала иск в арбитражный суд о признании ОАО „Омскавтотрансобслуживание“ несостоятельным (банкротом). Очередь в суде до этого иска пока не подошла, но вряд ли налоговики откажутся от своих требований, ведь это предприятие задолжало государству по налогам более 4 млн. рублей.
Вряд ли у Омскавтотрансобслуживания есть будущее, вряд ли его хозяева захотят и смогут рассчитаться по долгам с государством, поэтому впереди — внешнее управление и, скорей всего, конкурсное производство. Именно поэтому владельцы и торопятся вывести стоящее имущество. А мелкие акционеры пролетают при любом раскладе. Если даже начало процедуры банкротства удастся отсрочить, совет директоров найдет способ вполне законной распродажи имущества. Имея большинство голосов, можно на собрании акционеров протолкнуть любое решение.
Постоянно приходится слышать стенания на всех уровнях, что иностранцы не торопятся инвестировать деньги в российскую промышленность. Но было бы странно, если бы западные инвесторы вкладывали средства в наши предприятия. Ведь, даже приобретя крупный пакет акций, они окажутся в положении даже не бедных родственников, а совершенно бесправных существ. Не имея контрольного пакета акций любой иностранец окажется столь же бесправным, как и мелкие акционеры Омскавтотрансобслуживания. До тех пор, пока у нас торжествуют принципы демократического централизма и игнорируются интересы меньшинства, ни инвестиций, ни вообще ничего хорошего нам не видать как своих ушей.