Три дня "нет-нет"

Дата публикации: 12 сентября 2001

«Мы не сделали скандала...»

В группу «Нет-нет», организовавшуюся год назад, входят пять совсем молодых художников: Ирина КАЙГОРОДОВА, Антон ШНАЙДЕР, Петр КОНДРАШИН, Дмитрий ПИСЕНКО и Анатолий КОВАЛЕНКО. Всем вместе им всего 94 года, но это совсем не мешает им быть уверенными в том, что они творят настоящее искусство. Кроме постоянных членов творческой группы выставили свои картины еще три молодых художника, с которыми нет-нетовцам как бы по пути — Павел ПЛЕТНЕВ, Алексей БОРИСЕНКО и Евгений КЛЯЦКИЙ. Всего на стенах и полу галереи разместилось более 100 работ, причем не только картин, но и довольно странноватых предметов, что-то эдакое из себя изображающих.

Как объяснили молодые художники, смысл названия их группы — это развитие традиций дадаизма, который возник в 20-е годы прошлого столетия. Название Дада совершенно бессмысленно и означает протест против всего предшествующего искусства. А «нет-нет» — это усиление отрицания, в общем, полный бред. Объединились же молодые нигилисты потому, что вместе веселее, какая-то духовная поддержка, идеи — от общения друг с другом. Когда вместе варишься в творческом супе, есть кому оценить, поругать. Совершенствоваться относительно самого себя сложно, а в группе можно почувствовать собственный творческий рост, подгонять друг друга в процессе художнической конкуренции.

Персональная выставка у всех художников в первый раз. Цель ее проведения участники объясняют тем, что молодым людям чертовски хотелось узнать, насколько их творчество нужно и востребовано, насколько своевременно такое постдадаистское искусство. В общем, для самоутверждения в первую очередь, а во вторую — для ритуального разбивания шаблонов и стереотипов традиционной живописи. Этот проект сугубо некоммерческий, но подобный способ самовыражения теоретически должен помочь заработать молодым, непризнанным художникам. Даже на протестные странные работы может найтись покупатель, главное — чтобы он дошел до выставки.

Судя по книге отзывов, единомышленники у нет-нетовцев есть — кто-то даже восторженно воспринимает художнический выпендреж. Омский «танк» Дамир МУРАТОВ — за такую живопись, потому что и сам любит эпатировать публику. Но пощечины общественному вкусу не получилось, творческий эксперимент в области бессмысленного не вызвал возмущения у омского художнического истеблишмента, он этот вызов просто не заметил. Как говорится, чем бы дитя не тешилось...

Не все, что в рифму, то стихи.

Этой истине меня научили в омском молодежном литературном объединении, где в конце 70-х собралась целая куча молодых непризнанных гениев. У каждого творящего само собой огромное самомнение, но далеко не все сотворенное имеет право называться искусством. Пишущих бездарные стихи или прозу называют графоманами. А как назвать тех, кто малюет невесть что с претензией на творческий эксперимент? Есть такой жанр — литература потока сознания, сугубо на любителя. Выставленные в «Лошади Пржевальского» картины я окрестил живописью фрагмента сознания.

— Каждая картина — это эмоция, — утверждает Ирина КАЙГОРОДОВА. — Каждый воспринимает живопись в меру своих интеллектуальных способностей, мировоззрения. Если что-то непонятно, то это вовсе не значит, что оно плохо. «Черный квадрат» МАЛЕВИЧА тоже поначалу большинству был непонятен. Поставить кружку в нужном месте — это уже искусство. Многие наши картины — интерьерные вещи, просто приятные пятна, каждый может посмотреть на них и подумать о своем. Меня устраивает, что в моих картинах каждый видит то, что хочет увидеть. Если при этом возникают хоть какие-то чувства — это уже хорошо.

Нет, я ничего не имею против: картины всякие нужны. Но, простите, как воспринимать холст, на котором написаны семь цифр? Оказывается, в том, что пропущена 8 и отсутствует 1, таится некий глубокий смысл. Как и в автобусных билетах, наклеенных на холст, — это тоже один из образчиков «живописи» группы «Нет-нет». Мне разъяснили, что это все объекты в виде игры. Замечательно, но тогда объясните правила игры. В ржавом пятне на стене можно узреть столько смысла и философии, но станет ли оно от этого искусством.

Кроме ничего не выражающих картин были на выставке и разные предметы быта, замаскированные под произведения искусства. Или, скорее, пытающиеся быть таковыми. Дырявое ведро не вызвало никаких чувств, а вот композиция из куска многократно продырявленного куска пластмассы, названная «пулепробиваемый жилет», породила недоумение. Вокруг дырочек наляпана белая краска, если бы были красные пятнышки — понятно, это кровь убиенного, а так получается, что у владельца — высшая степень белокровия.

Директор «Лошади Пржевальского» Людмила ДЕБУС и впредь собирается давать возможность выставляться в галерее молодым художникам. Пусть они заново изобретают велосипеды, но возможность прокричать миру о своем существовании у них должна быть. Если кому-то понравился постдадаистский коктейль группы «Нет-нет», и слава Богу. Пусть каждый пишет, как он видит, не пытаясь никому угодить.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2001/09/35/tri_dnya_net-net