Николай ГРЕЦКИЙ, глава Исилькульского района: "Все предприятия района нужно забрать в муниципальную собственность"

Дата публикации: 12 сентября 2001

Николай ГРЕЦКИЙ 24 декабря 2000 года избран главой местного самоуправления Исилькульского района. Обозреватель "Коммерческих вестей" Лев АБАЛКИН встретился с ним и задал ряд вопросов:

— В декабре 2000 года вы возглавили район. Прошло восемь месяцев. Что удалось сделать?

— Если говорить про жизнедеятельные элементы — это водоснабжение и электроснабжение. И там, и там было более пяти миллионов долгов прошлых лет.

— Имеются в виду долги бюджета?

— Да. За больницы, школы, детские сады. На сегодня мы почти половину долгов энергетикам закрыли. И с мая стабильно проплачиваем все текущие платежи. За время моей работы ни разу не было таких отключений, как в прошлые годы — по нескольку раз за день.

— Но откуда деньги? В прошлые годы средств не было, а сейчас они откуда-то появились?

— Я работал десять лет руководителем налоговой службы и знаю, как работать с дебиторами и кредиторами. Контроль за расходами стали вести. Не секрет, что раньше электричество расходовалось бесконтрольно. Если говорить о другой нашей «болячке» — дорогах, то Исилькульский район — один из худших в области. У нас фактически не было асфальтированных дорог. Если и были — то разбитые. Сейчас привлекаем к ремонту предприятия. Молочному заводу «Вита» поставили условие: или покупаете машины грузоподъемностью до пяти тонн, или заключаете договора с ДЭУ, что будете восстанавливать и поддерживать дорогу к заводу. С 1 сентября мы вообще вводим ограничения по проезду в Исилькуле большегрузных автомобилей. А в центре города, где памятник стоит у нас погибшим воинам Великой Отечественной войны, полностью перекроем движение всех машин — в том числе легковых.
Были в прошлом году проблемы с освещением города. Сразу после выборов, числа 27-го-28 декабря, мы договорились с энергетиками, что уличное освещение мы оплачиваем отдельно и своевременно. А то вступаем, говорю, в новый век с темным городом. Люди бы такое не поняли.

— Районный бюджет дефицитен?

— В лучшие годы наполовину сами себя окупаем, другая половина — дотации. В худшие — окупаем себя лишь треть. Даже если район вообще налоги не перечислял бы области и федерации, оставляя бы все у себя, нам бы этих денег не хватило.

— Кто крупнейший плательщик в бюджет?

— Население. Подоходный налог. Если говорить о налоговых сборах (я буду говорить только о живых деньгах), задание было — собрать за полугодие 8,2 млн., мы собрали 11,5 миллиона рублей.

— В прошлом году я разговаривал с одним из районных глав администраций и он утверждал, что одни только затраты на тепло превышают утвержденный бюджет района.

— Это может быть там, где...

— Газа нет?

— Газ он тоже недешев. Да и чтобы провести его, необходимы дополнительные затраты. На проектирование, приобретение котла... Он потом даст со временем экономию. Но не сразу. Там у них, думаю, очень много было электрического отопления.

— А у вас в районе чем топятся?

— В основном уголь, часть котельных в Исилькуле и акционерных обществах «Боевое» и «Лесное» (на центральных усадьбах) — на мазуте. Ну а на газе у нас лишь центральная котельная, да и то держим резервный котел под мазут. Мы его используем, потому что треть выделенного по лимиту Исилькулю газа не доходит. Называевка перехватывает.

— Я слышал, что до Исилькуля газопровод был проведен меньшего диаметра, чем необходимо. Неправильный проект?

— Да.

— Насколько я помню, собирались строить параллельную ветку.

— По всей видимости, нам придется из Любина через Марьяновку и Москаленки до Боевого тянуть газ. И закольцуем все вместе. Но это не в текущем году будет.

— Сейчас вы с какой стороны газ получаете?

— Со стороны Крутинки — Называевки.

— Этого газа на отопление города хватает?

— Нет. Я вынужден был зимой пойти на перерасход и запустить котел на мазуте. И то температура местами была 13-14 градусов в квартирах. А если бы не было мазута, то я даже не хочу говорить, что бы нас ожидало.

— Центральная котельная дает только тепло или горячую воду еще?

— Мы горячую воду людям вообще не даем. Есть люди, которые врезаются в систему самовольно и забирают воду. Но мы в этом году стали уже квартиры с комиссией обходить. Распоряжение на этот счет есть, чтобы полностью водозабор из системы отопления ликвидировать. А там из центральной котельной только в сутки 200 кубов воровали. А что значит забирать воду при ее недостатке. Случится то же, что и в Омском районе: взлетит котел и все. Люди не понимают, кто-то купается в ванне, а то, что сам и соседи останутся потом без тепла, до них не доходит. У нас котельная работает только на отопление. А водопровод с холодной водой проходит отдельно.

— Промышленность района что из себя представляет?

— Мясокомбинат живет. Не мертвый. Хвалиться нечем, но ближе к тому, что живет, чем помирает. Элеватор держится на плаву.

— Я слышал, что крупнейший акционер Исилькульского элеватора КИСЕЛЕВ — продал свой пакет акций.

— Такие разговоры ходят. Но никаких документов я пока не видел. Хотя обычно такого рода слухи потом подтверждаются.

— На Исилькульском элеваторе нет государственного пакета акций?

— Нет. Если можно было вернуться лет на десять назад, то, на мой взгляд, все предприятия района нужно было бы забрать в муниципальную собственность.

— Когда я разговаривал с Кормиловским главой МИРОШНИЧЕНКО, он рассказывал, что они сейчас пытаются стать совладельцами части промышленных акционерных обществ на своей территории.

— Ко мне обращалось руководство исилькульского мясокомбината с просьбой выступить гарантом, чтобы они могли взять ссуду. Долги погасить и проплатить вперед за поставки скота. Я им сказал прямо: если будет у меня в управлении 50% от уставного капитала плюс одна акция (а 20% уже есть в собственности у Фонда имущества Омской области), то выступлю гарантом. А за спасибо — нет. Мне сообщили, что часть акционеров мясокомбината (а это сельские товаропроизводители) уже соглашается с этим предложением.
Недавно были в ЗАО «Первотаровское». Это бывший совхоз. Там сложное финансовое состояние. Там мы тоже высказали такую мысль: если доверите контрольный пакет акций в муниципальную собственность, мы возьмем кредит и вытащим вас.
Там вместе с ссудами долгов более семи миллионов. Хозяйство практически подведено под банкротство. Недавно я провел там сход граждан. На него, правда, руководитель хозяйства не явился. Встала там заведующая отделом культуры: помогите нам приобрести музыкальный центр. Спрашиваю: сколько стоит. 15 тысяч. Я говорю: а ваше хозяйство нам только в районный бюджет должно 600 тысяч. У меня сегодня главная проблема — пустить тепло в районе и чтобы была у населения хотя бы нормальная крыша над головой. Хотя я, конечно, помогу Дому культуры.
Вы спрашиваете, как наполнять бюджет, где деньги искать? Вот один путь — брать в муниципальную собственность. Другой — увеличивать сборы, например, с предпринимателей. В этом году мы подняли для них коэффициент дислокации, и они стали платить раза в два больше. Возмущались, конечно. Но платят. Я считаю, можно увеличить еще. Если хватает у вас ума, силы, смекалки развиваться и зарабатывать, то подумайте о том, что надо поддерживать социальную сферу района. Здесь обид быть не должно.

— Вернемся к мясокомбинату. Если нынешние собственники не смогли вывести его на хорошие доходы, как вы это сделаете, если получите контрольный пакет?

— Я могу, например, обратиться к частникам, которые держат скотину. Походатайствую перед акционерным обществом, чтобы их обеспечили кормами, дали возможность заготовить сено, при условии, что скот будет сдаваться на мясокомбинат. Это только одна возможность. Есть и другие.

— Обращаются ли инвесторы из Омска других городов с предложениями?

— Пока не очень. Есть у нас хорошие помещения бывшей Сельхозтехники, где раньше много ремонтировали много грузовиков и другую технику. Если будут желающие открыть там производство, мы готовы будем даже дать какие-то льготы. Остались люди, сохранилось там и оборудование.

— Акционерные общества должны передать всю социальную сферу бюджету. Какие проблемы существуют с этой передачей?

— АО не хотят расставаться с котельными. Но если котельная не будет взята районным бюджетом на баланс, у нас не будет лимитов на топливо. Если у него не будет котельной — у него тоже будут проблемы с приобретением топлива. Здесь какой-то парадокс. Приходится к тому же строить отдельные разводящие сети. Мы сейчас идем на то, чтобы обрезать длинные плечи подачи тепла от котельной до объекта социальной сферы. Где-то печи переносим в само помещение.

— Что за конфликт у вас в районе с райпотребсоюзом?

— Мне не понятно: почему без согласия пайщиков райпотребсоюз распродает магазины, производственные фонды. Райпо — коллективная собственность. Я сам пайщик. Устав исилькульского райпо противоречит уставу Центросоюза. Мы написали по этому вопросу в прокуратуру, послали письмо в налоговую полицию.

— Чем они конкретно нарушают интересы муниципалитета?

— Закрывают магазины. Причем умышленно подводят их под банкротство.

— Например?

— Магазин «Сельхозпродукты», который они продали предпринимателю ГИЛЮ. Магазин точно так же мог работать и в системе райпо. В Украинке магазины выведены из системы райпо. Народ уже возмущается.

— Как вы можете влиять на этот процесс?

— Райпо — независимая организация. Они не пригласили главу администрации района на отчетное собрание. Даже как пайщика.

— Может, через облпотребсоюз?

— Я написал руководителю облпотребсоюза Андрею ШВАБУ. Но результата не видно. Хотя у нас были конкретные предложения по улучшению работы.

— Железнодорожный узел у вас есть в вашем районе. Это тоже, наверное, какой-то плюс.

— Был узел. Около месяца назад приезжал к нам полномочный представитель президента по Сибирскому Федеральному округу ДРАЧЕВСКИЙ. Это когда президент Северной Кореи Ким Чен Ир был в Омске. Я ему письмо запустил: почему нет стыковки между понятиями «приграничный город» и «железная дорога». Все поезда идут из Казахстана напрямую практически без остановки. Раньше поезда стояли до 20 минут. Граница укрепляется, а железная дорога сокращается. Более 300 человек сократили на исилькульском участке только в этом году. В результате наше практически новое депо опустело и начинает растаскиваться. А там и гостиница, и прачечная. Здесь отдыхали машинисты даже из Новосибирска, из Кургана. А теперь железнодорожный узел скорее затухает, чем развивается.

— Но у вас появились таможенники, пограничники. Может, здесь перспективы района?

— Пока от них лишь лишняя нагрузка на бюджет. Приходили ко мне: телефоны дайте, с квартирами помогите, гостиницу сделайте бесплатно. Помогаем, конечно, чем можем. А нам кто поможет?



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2001/09/35/vse_predpriyatiya_rayona_nuzhno_zabrat_v_munitsipalnuyu_sobstvennost