22 ноября 2000 арбитражный суд Омской области признал ОАО «Волочаевское» банкротом. Общая кредиторская задолженность завода составляла 30 миллионов рублей. Однако, по предварительным подсчетам конкурсного управляющего Валентины РОССОЛОВСКОЙ-ГУЗИЙ, погасить можно будет только долги по зарплате. Собственного имущества у пивзавода практически нет: оборудование да кое-какие объекты недвижимости, расположенные возле главного корпуса предприятия, который находится в федеральной собственности, поскольку является памятником архитектуры. Тем не менее на недвижимость предприятия покупатели находились еще до того, как она была выставлена на торги. Интерес к ней понятен. Земля в районе строящегося метро оценивается в десятки миллионов рублей.
Кручу-верчу, лоты формирую
То, что по территории пивзавода должна будет пройти линия метрополитена, и то, что часть его объектов недвижимости попадает под снос, известно давно. Однако на какое-то время строительство омской подземки было приостановлено, поэтому вопрос сноса как-то особо не поднимался. Вернулись к нему после того, как в прошлом году началось активное строительство метромоста через Иртыш, а подходы к нему как раз и проходят через пивзавод «Волочаевский». Тут как назло предприятие объявили банкротом, там был назначен конкурсный управляющий, создан совет кредиторов, которые начали готовить предприятие и все его добро к продаже. Такого поворота событий, видимо, никак не ожидала дирекция строящегося метрополитена. Поэтому, чтобы не возникло конфликтной ситуации, участником штаба по строительству метро стал председатель Фонда имущества омской области Валерий ИЛЬЮШЕНКО. Подведомственная ему структура занималась организацией торгов имущества предприятия-банкрота. Совместно с конкурсным управляющим и советом кредиторов они формировали лоты для продажи.
Дирекция строящегося метрополитена настаивала, чтобы лоты были сформированы следующим образом: в первый входили бы объекты под снос, а во второй — все остальные. В этом случае они бы могли купить на торгах интересующую их недвижимость и распорядиться ей на свое усмотрение — снести. Это был бы самый оптимальный вариант разрешения проблемы. Самое главное, что и цена объектов недвижимости под снос вполне устраивала метростроевцев. По данным, предоставленным дирекцией строящегося метрополитена, в зону сноса попадали следующие объекты: трансформаторная подстанция, насосная станция, контора снабжения и сбыта, компрессорный цех и электроподстанция, проходная, частично паропровод, асфальтированная территория и трубопровод технологический, плюс кое-какое оборудование. По предварительным подсчетам, стоимость всего этого составляет чуть более 900 тысяч рублей. Если вычесть стоимость оборудования, то выйдет на 200 тысяч рублей дешевле.
Кто-то действует за спиной губернатора?
Однако к требованиям дирекции строящегося метро не прислушались. 6 августа в газете «Недвижимость» появилось объявление Фонда имущества о продаже объектов недвижимости и технологического оборудования ОАО «Волочаевское». Имущество было выставлено на торги двумя лотами. В частности, первый лот был сформирован так, что в него входило только 64% объектов под снос, остальные никакого интереса для строителей метро не представляли, так как находились за пределами участка строительства. Стартовая цена этого лота была 4 миллиона 600 тысяч рублей. Во второй лот также входили объекты под снос. Общая стоимость имущества во втором лоте составляла 2 миллиона 400 тысяч рублей.
После выхода этого объявления дирекция метро написала письмо на имя Валерия ИЛЬЮШЕНКО с просьбой пересмотреть лоты. Еще одно письмо было отправлено Михаилу ДУБРОВИНУ. Однако, как считает начальник отдела подготовки площадок строительства дирекции строящегося метрополитена Михаил МЕЛЬНИКОВ, их письма остались без внимания. Впрочем, по словам Михаила Тимофеевича, он особо по этому поводу не переживал, поскольку Валерий ИЛЬЮШЕНКО заверил его, что торги не состоятся, потому что на имущество пивзавода нашелся всего один покупатель. По идее события дальше могли бы разворачиваться следующим образом. Совет кредиторов снижает стоимость выставленного на продажу имущества, пересматривает лоты с учетом требований дирекции метрополитена, а Фонд имущества вновь объявляет торги. После этого метростроевцы, как и полагается, покупают интересующие их здания.
Однако заверения Валерия ИЛЬЮШЕНКО не оправдались и имущество ОАО «Волочаевское» якобы, по решению совета кредиторов, тут же в день торгов было решено продать на комиссионной основе. То есть его мог купить любой изъявивший желание по цене не ниже рыночной. Что, впрочем, и произошло. Имущество предприятия-банкрота купило частное лицо (имя его пока не называют) за два с небольшим миллиона рублей. По имеющейся у нас информации, деньги покупатель еще не перечислил и сделка не зарегистрирована в Учреждении юстиции. Вполне возможно, что этого и не произойдет. Губернатор уже дал распоряжение разобраться в сложившейся ситуации. Если же сделка будет признана состоявшейся, то дирекцию метрополитена ожидают проблемы и дополнительные траты. Если частное лицо купило все добро «Волочаевского» за два миллиона рублей, то дирекции метро только объекты под снос он может «спихнуть» намного дороже. Хотя в сложившейся ситуации это будет весьма проблематично.
Со стороны все произошедшее выглядит так, что кто-то хочет хорошо на этом деле нагреть свой карман. Глядя на список объектов недвижимости ОАО «Волочаевское», которые выставлены на продажу, понимаешь, что для развития бизнеса они вряд ли подходят. Для перепродажи — да. Интересно, кто за всем этим стоит? По оценке специалистов, земля в этом районе стоит более десяти миллионов рублей.
Р.S. Как сказали в дирекции метрополитена, вопрос находится под контролем первого вице-губернатора Андрея ГОЛУШКО. По последним сведениям новый покупатель передаст дирекции метро интересующие их объекты в безвозмездное пользование.