Две пишем, две в карман?
В редакцию «КВ» обращаются представители разных рекламных агентств Омска, как крупных, так и мелких. Все они говорят о том, что действия департамента недвижимости могут привести к переделу рекламного рынка. Факты, описанные ниже, — лишь малая толика того, о чем рассказали корреспонденту «КВ» омские рекламисты.
По неофициальным данным, Омск по величине арендной платы, сложившейся в рекламных агентствах, находится на последнем месте в России. Однако по стоимости арендной платы, установленной департаментом недвижимости, на третьем — после Москвы и Санкт-Петербурга. Попытки департамента недвижимости увеличить в нашем городе число рекламных щитов, может завершиться полным провалом. К этому сейчас все и идет. С сентября департамент недвижимости поднял стоимость аренды рекламного места в 1,5-2 раза. Сейчас она составляет 3-4 тысяч рублей в месяц. По словам рекламистов, в департаменте не объясняют, на основании чего установлены такие расценки. Существует методика расчета арендной платы одного рекламного места, утвержденная решением городского совета. Нынешняя плата никак не вписывается в эту методику. Впрочем, рекламистам предложили альтернативу: не хотите платить такую арендную плату, расторгайте вообще договор аренды, а ваше место будет выставлено на конкурс. Со стороны это больше похоже на шантаж. Многие рекламные агентства решили не рисковать с конкурсом и поэтому заключили договоры по новым расценкам.
Игра без правил
В 1997 году горсоветом было принято Положение о рекламе. Нравится оно рекламистам или нет, но они его выполняют, и департамент до последнего момента тоже работал по этому документу. Однако сейчас, по словам рекламистов, в департаменте установили собственные правила игры.
Например, конкурс, который уже объявлен. Действительно, в Положении о рекламе прописано: если на одно место претендует несколько фирм, то побеждает та, которая предложит большую арендную плату. Однако там ничего не сказано, каким образом должен проводиться конкурс. Городской Совет не принимал такого положения, а это значит, что чиновники могут проводить его так, как им захочется. Каким образом, например, необходимо подавать заявки, в какой форме, когда истекает срок подачи заявок, кто имеет право принимать участие в конкурсе, что именно будет выставляться: просто участок или уже готовый паспорт рекламного места? Неясностей много. Не исключено, что выбор агентства может зависеть от его отношений с представителями департамента. «Ненужную» фирму могут убрать с дистанции еще на стадии подачи заявки: причины отказа могут быть разные — правил-то нет.
Счет идет уже на миллионы
Представители рекламных агентств уже подсчитывают возможные убытки, которые они понесут с воплощением в жизнь идей департамента недвижимости и Главомскархитектуры. К примеру, решение убрать из центра города массивные рекламные щиты может стоить только одному агентству около миллиона рублей. Из чего складывается эта сумма? Например, только установка и изготовление одного щита стоит около 40 тысяч рублей. Эти деньги окупаются за полгода и более. На всех щитах «под снос» уже размещается реклама. То есть агентства, у которых будут демонтированы щиты, связаны по рукам и ногам договорами с рекламодателями. Невыполнение условий договора приведет к тому, что агентства не получат денег от рекламодателей за аренду и, более того, заплатят им штрафы. Кстати, именно поэтому многие рекламные агентства и подписали с департаментом недвижимости договоры аренды по новым расценкам.
Другой пример. Схема получения рекламного места приблизительно такая. Агентство обращается в департамент недвижимости с заявкой предоставить ему тот или иной участок для освоения. Все места работники агентств находят самостоятельно. После утверждения их на согласительной комиссии готовятся паспорта рекламных мест, потом заключаются по каждому паспорту в отдельности договоры аренды. Иногда, правда, комиссия отказывает предоставить то или иное место рекламистам, а потом на этом участке может появиться рекламный щит департамента недвижимости (об этом позже) или какого-нибудь другого агентства. После получения паспорта и подписания договора агентства начинают платить арендную плату. Делается это независимо от того, поставило агентство щит с рекламой или нет. Таких неосвоенных мест десятки. Может пройти год, прежде чем на земельном участке появится щит с рекламой. По словам представителей рекламных агентств, когда в департаменте недвижимости появилось новое руководство, с их неосвоенными паспортами стали происходить чудеса. Большинство из них было просто аннулировано. Причины: паспорт утратил свою силу (в Положении о рекламе вообще не написано, в течение какого времени действителен этот документ), долго не осваивается участок и ряд других. За все выданные паспорта агентства заплатили деньги. Это более двух тысяч рублей, которые компенсировать никто, видимо, не собирается. Плюс арендная плата.
Возмущает омские рекламные агентства и деятельность рекламного агентства, созданного при департаменте недвижимости. Якобы оно создавалось для изготовления и размещения социальной рекламы. На самом деле рекламные щиты этого агентства пестрят коммерческой рекламой. Социальная реклама, которой они занимаются, вывешивается на щитах других рекламных агентств. Последние, согласно федеральному Закону о рекламе, должны предоставлять 5% своих рекламных щитов для размещения соцрекламы. То есть на деле получается так: муниципальное агентство отбивает денежных клиентов у других агентств, сдавая в аренду свои щиты по ценам в несколько раз ниже, чем остальные. Если по городу в среднем аренда стоит 5-8 тысяч рублей в месяц, то у муниципалов — 1,5-2 тысячи рублей. Проконтролировать деньги, которые берет с рекламодателей муниципальное агентство, невозможно.Стоит заметить, что некоторые щиты этого агентства, по словам рекламистов, расположились на тех участках, которые в свое время согласительная комиссия не разрешила осваивать другим агентства. В Нижнем Новгороде, например, тоже существует муниципальная рекламная служба. Нижегородский комитет МАП уже возбудил уголовное дело против этого агентства, которое в свое время получило разрешение заниматься коммерческой деятельностью.
Душат нашего брата, душат...
Если руководство департамента недвижимости по-прежнему будет вести нечестную игру на рекламном рынке, то последствия могут быть самые тяжелые — для всех. Во-первых, расчет на то, что с помощью конкурсов у простых предпринимателей и предприятий появится возможность обзаводиться собственными рекламными щитами, — полный бред. Есть ряд примеров, когда та или иная фирма, предприятие устанавливали собственный щит. Однако все они сейчас проданы тем же рекламным агентствам. Конкуренцию омским рекламным агентствам создадут московские рекламисты с сетевой рекламой и своими проектами, а также другие иногородние фирмы. Потеряет на этом в первую очередь городской бюджет. Налоги, связанные с рекламной деятельностью, в несколько раз превышают арендную плату, которую платят омские агентства департаменту недвижимости. Если наши рекламисты свернут свою деятельность, то иногородние фирмы не смогут их заменить.
Во-вторых, арендная плата, установленная департаментом недвижимости, приведет к повышению арендной платы в агентствах. Предположительно, она может достичь 10 тысяч рублей в месяц. Вряд ли омские товаропроизводители ее потянут.