Выбор ограничен
Среди омских дошкольных учреждений можно выделить несколько групп. Первая — муниципальные. Среди них те, которые раньше назывались роновскими, то есть создавались на базе районных отделов образования. Даже в советскую бытность они богатством не отличались. Но в те же советские времена существовали ведомственные садики — находившиеся на балансе промышленных предприятий. Сейчас практически все они тоже являются муниципальными. Большинство из них такие же бедные, как и роновские. Как правило, это те, что принадлежали не очень «роскошным» предприятиям. Но есть среди новых муниципальных и такие, в которые попасть без протекции и хорошего вступительного взноса сложно. Это детсады, принадлежавшие ранее богатым предприятиям. Например нефтезаводские. Желающих устроиться в них всегда много. Почему? Главное — цена. В среднем месячная плата в них составляет 300-350 рублей, плюс небольшие денежные вложения перед праздниками. Имея хорошую техническую базу, неплохие подвязки в виде бывших балансодержателей и при нынешних «избранных» родителях эти детсады могут обеспечить детям хорошее питание, досуг и дать приличное дошкольное образование.
Есть в них и свои минусы. Как и в других муниципальных детсадах, в группах всегда много детей. Если родители хотят, чтобы к ребенку был индивидуальный подход, то это не самый лучший вариант. Потом, эти детсады находятся под сильным влиянием департамента образования. Например, департамент утверждает штатное расписание и, соответственно, режим работы детского учреждения. Например, в детском саду (бывший нефтезаводской), куда ходит мой ребенок, ежегодно решается вопрос: сколько часов в сутки сад должен работать. Одно дело — с восьми утра до шести вечера, другое — с семи до семи. В соответствии с этим составляется штатное расписание. Если департамент утверждает первый вариант, то может получиться так, что на одну группу будет не два педагога, а полтора. А теперь представьте, если в группе тридцать архаровцев и каждый требует внимания...
Хорошо, но не всем по карману
По данным департамента образования, в Омске сегодня работает семь частных детских садов, но называются они, как правило, либо детскими образовательными центрами, либо центрами раннего развития детей. Большинство из них существуют не самостоятельно, а находятся при частных школах. Среди них — школа-сад «Эдельвейс», «Ступени», Центр образования и развития «Дюймовочка». Некоторые, а именно «Гномик», «Теремок», «Мишутка», работают как детские сады. Как правило, в эти детские сады принимаются дети с трех лет. Ясельные группы есть не во всех, что не совсем удобно некоторым чересчур эмансипированным мамам. Единственный детский сад, который принимает детей с года, — «Мишутка».
Отличительной особенностью негосударственных дошкольных центров образования является то, что они не имеют своих собственных зданий. Чтобы вести образовательную деятельность, они арендуют помещения. Если учреждение совмещает сад и школу, то оно обычно занимает отдельное помещение. Отдавая туда своего ребенка, необходимо заранее узнать, на какой срок помещение предоставлено в аренду. Это придаст вам уверенности в том, что через год-два пребывания в том или ином садике не придется искать другой.
Если же говорить о детских садах в чистом виде, то все они располагаются в действующих муниципальных садиках, арендуя там или одно крыло, или несколько групп. Почему они не занимают отдельные здания, однозначно ответить нельзя. Одна из причин: сегодня еще не так много людей, которые могут позволить себе отдать ребенка в частный детский сад. Стоимость полного пансиона ребенка в негосударственном саду обходится родителям от 1,5 тысячи до 3 тысяч рублей. В эту сумму входит четырехразовое питание, образовательные услуги и всевозможные дополнительные: иностранный язык, хореография, изобразительное творчество, занятия с психологом, логопедом, консультации врача и многое другое, что в государственных детских садах предоставляется за дополнительную плату. Стоит заметить, что условия приема в частные сады такие же, как и в муниципальные. То есть наличие прививок обязательно. Если же ребенку по каким-то причинам нельзя ставить ту или иную прививку, то необходимо заручиться справкой от участкового педиатра.
Другая причина — требования всевозможных контролирующих структур, которые очень щепетильно подходят к работе детских дошкольных учреждений. Чего стоит только организовать питание маленьких детей! В действующих детских садах кухни работают из года в год и их работники знают, как надо кормить детей. Другое дело, что в муниципальных садиках не всегда хватает финансов, чтобы дети питались так, как требуется. В таком случае, подумаете вы, в частных детских садах, которые базируются в государственных, кормят детей так же, как и во всех других. В целом, конечно меню совпадает. Но вам же не зря предлагают платить не 300-350 рублей в месяц, из которых на еду уходит всего около 250 рублей, а 2-3 тысячи, где доля «кормежки» составляет 500-600 рублей (остальное — образование). В частных садиках в рацион детей включают фрукты, соки, свежие овощи, обязательно мясные и рыбные блюда, витамины.
Индивидуальный подход
Возможность индивидуального подхода к детям — лучшее, что могут дать «частники». Все частные сады малокомплектны, в некоторых работает всего по 1-2 группы, число детей не превышает десяти-двенадцати человек в группе. На это количество приходится обычно по два педагога и обязательно няня. Рекордное число педагогов на детскую «душу» я увидела в центре «Мишутка». В день моего визита на трех детей было три педагога!
Кроме того, в частных садиках предоставляют возможность выбора как самим родителям, так и детям. То есть они имеют право сами решать, когда привести ребенка в садик и когда забрать. Можно, например, хорошенько выспаться и прийти к началу занятий, часам к десяти. После их окончания можно ребенка забрать. Однако, по мнению руководителей частных садов, ребенок должен находиться в учреждении целый день. Только в этом случае можно заметить движение ребенка по лестнице знаний: времени до обеда недостаточно ребенку для того, чтобы поиграть, погулять, позаниматься, потанцевать. Например, в Центре образования и развития уже в следующем году собираются ввести обязательный полный пансион. Это связано с тем, что дети помимо обязательного государственного образовательного стандарта занимаются там по методике педагога КРЫЛОВОЙ, которая предполагает нахождение ребенка в детском саду целый день.
«Семь Я»
Сеть негосударственных детских садов в Омске скоро вырастет. Это станет возможным благодаря появившейся не так давно Омской городской общественной организации Центр семейного образования «Семь Я». Ее возглавляет Александр ГРИШИН. Первое детище Центра «Семь Я» — дошкольно-досуговый центр «Мишутка».
Одной из его отличительных особенностей является то, что все дети в нем, от года до шести, не делятся на группы. Все они находятся в одной группе, и число их не превышает десяти-двенадцати человек. Пока такая группа в «Мишутке» одна. Почему избрана такая форма воспитания? Это, знаете, как в многодетной семье, где маленькие учатся у старших, а старшие заботятся о маленьких. Основная цель педагогов этого центра — дать возможность ребенку развиваться, не ограничивая его творчество узкими рамками. Кроме традиционных государственных методик воспитания, в «Мишутке» используется методика МОНТЕССОРИ, которая позволяет хорошо развить мелкую моторику пальчиков рук, а значит, «запустить» работу мозга. Кроме того, в садике используют методику Глена ДОМАНА. Работая по ней, чтению, математике и многому другому можно научить даже годовалого ребенка. При этом в год это сделать легче, чем в шесть. Но, как говорит заведующая садиком Снежана ВОЛИНА, они не ставят целью научить детей читать, считать, писать. Все знания даются ребенку в игровой форме.
Еще одна особенность «Мишутки» — сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя в садике, как дома. К этому располагает обстановка садика. Но главная особенность все-таки в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Например, мне рассказали случай, когда в садик стал ходить мальчик, который до этого побывал во многих других частных садах, но нигде так и не прижился. Как только он оставался без мамы, у него поднималась высокая температура, которую сбивали врачи «Скорой помощи». Чудо сотворили педагоги «Мишутки», которые несколько месяцев, по очереди приходили домой к мальчику, и в конце концов он пришел садик и сейчас посещает с большим удовольствием.
В скором времени такие детские садики появятся в каждом районе города. Как говорит Александр ГРИШИН, «Семь Я» собирается арендовать помещения в действующих садиках. В будущем предполагается создание дошкольного центра, который разместится в отдельном здании, с несколькими группами. Помимо этого, в центре будет организован досуг и взрослых. В нашем городе действительно сейчас очень не хватает такого учреждения, хотя потребность в нем огромная.