Региональные рынки ценных бумаг еще слабы и могут просто не выдержать экспериментов над собой.
С 1 июля 2002 года вступит в силу принятое летом 2001 года постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, которое устанавливает новые нормативы достаточности собственного капитала для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Мнения омских брокеров по этому поводу разделились. Часть считает, что жесткие правила игры оградят рынок от непрофессионалов. Другая часть уверена, что ФКЦБ просто лоббирует интересы столичных финансовых компаний и поэтому «топит» региональных брокеров.
В соответствии с постановлением ФКЦБ № 15 от 18 июля 2001 года минимум собственных средств профучастников, осуществляющих дилерскую деятельность, — 500 тыс. рублей. Для брокерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами — 5 миллионов рублей. Для депозитарной деятельности этот норматив еще выше — 15 миллионов рублей (с 1 января 2003 года — 20 миллионов). Суммы, согласитесь, приличные. Сегодня из всех омских профучастников (не считая банков, которых постановление не касается) лишь треть реально соответствует этим требованиям. Остальным придется крепко призадуматься о жизни.
Официальная версия принятия столь жесткого решения — нужно, мол, как можно быстрей повысить финансовую устойчивость профучастников и сделать фондовый рынок цивилизованным, то есть снизить риски всех структур, и прежде всего инвесторов, привлечение которых на рынок и есть цель всех реформ. Причем главный идеолог реформ председатель ФКЦБ Игорь КОСТИКОВ особо не церемонится. Если его идеи, высказанные в различных интервью, перевести на русский язык, то получается, что фондовый рынок — это два полюса. С одной стороны инвестор, а с другой — эмитент. Где-то между ними болтается некая промежуточная инфраструктура, которая вечно мешает нормальным людям самостоятельно разобраться с делами. Если эту инфраструктуру «построить» и заставить «стучать» друг на друга, то все у нас получится, а деньги на рынок потекут от инвесторов рекой. И вообще во всем виноваты СМИ, которые всегда переоценивали роль профучастников в экономике страны.
Никто не спорит, что в разумной степени рынок должен кем-то регулироваться. Все дело в способах. По мнению ряда омских брокеров, те жесткие методы регулирования, которые применяет сегодня ФКЦБ, могут вообще обрушить рынок. Это, конечно, предположение, но нельзя забывать, что от любого неловкого движения фондового рынка финансовые потоки тут же меняют направление и текут в сторону ближайших конкурентов — кредитных учреждений.
Есть еще версия, что ФКЦБ откровенно лоббирует интересы крупных финансовых структур, расположенных, естественно, в Москве. После кризиса фондовый рынок так и не смог восстановить прежние объемы. Всем стало тесно. Причем региональные интернет-брокеры, как показывает практика, оттянули значительную часть клиентуры, поскольку свои услуги они оценивают дешевле, чем москвичи.
Что касается идеи механическим способом сократить количество профучастников на рынке ценных бумаг, то идея эта, как минимум, странная и ведет она лишь к росту цен на услуги брокеров. Как если бы, к примеру, городская администрация запретила всем владельцам омских ресторанов нанимать официантов, которые не выжимают пятисоткилограммовую штангу. Боюсь, в таком случае клиентам пришлось бы хлебать суп прямо из котла на кухне, либо платить непомерные деньги в единственном на весь город нормальном ресторане.
А может, начать реформирование фондового рынка с законодательства? Там много прорех, однако...
Сергей ЗОЛОТАРЕВ, директор ЗАО «Октан-брокер»:
— К постановлению отношение двойственное. С одной стороны, я согласен с общим принципом, декларируемым ФКЦБ: работать на рынке ценных бумаг должны профессионалы. Неправильно, когда компания торгует, к примеру, водкой и одновременно имеет лицензию на брокерскую деятельность.
—
Однако проблема, на мой взгляд, в том, что Федеральная комиссия выбрала не совсем верный метод регулирования рынка — лишь по одному принципу достаточности собственных средств. Я гарантирую, что два брокера, имеющих одинаковую величину собственных средств, могут и не быть одинаково надежными. Один, к примеру, имеет клиентуру в 1000 человек и при маржинальной торговле дает своим клиентам плечо 1/5 или 1/8, а второй — пусть это даже маленькая компания с 10 клиентами — не использует приемов финансовой пирамиды, поэтому зачастую работает на порядок надежнее первой.
Есть еще вопрос, который непосредственно касается лишь нас, поскольку из всех омских финансовых компаний лицензию на депозитарную деятельность имеет только «Октан-брокер». К сожалению, когда в 1996 году принимали Закон «О рынке ценных бумаг», то не учли общемировой практики. Вот и получается, что по брокерскому договору брокер не имеет права быть номинальным держателем акций. Сегодня для этого требуется отдельная лицензия на депозитарную деятельность. Все говорят об этом просчете в российском законодательстве, в том числе и сами законодатели. Тем не менее исправлять ошибку не торопятся. А ФКЦБ тем временем ужесточает требования к депозитариям.
Ольга БАЦЕВА, генеральный директор ОАО «Сибирский капитал»:
— За долгую деятельность нашей компании мы встречались с различными примерами недобросовестной работы на рынке ценных бумаг, поэтому считаю действия ФКЦБ в этой части правильными. Я думаю прежде всего о клиентах. Без сомнения, риски должны покрываться собственными средствами профучастников. Конечно, размер собственных средств лишь один из показателей надежности брокера, но лучше такой показатель, чем никакого.
Владимир ВИКТОРОВ, директор ООО «Энергоинвест»
Постановление ФКЦБ воспринимаю нормально. Время идет, усложняются технологии, рынок ценных бумаг постепенно цивилизуется, в конце концов, возрастают и общие требования к профессионализму профучастников. В том числе и по количеству специалистов, имеющих аттестат ФКЦБ. Реально оценивая свои силы, считаю, что к следующему лету мы приведем в соответствие величину собственных средств и будем работать дальше. Действительно, брокер должен иметь, как минимум, 5 миллионов собственных средств. На сегодняшний день это вполне разумные и реальные, на мой взгляд, требования.
Андрей ЛУКИН, директор ООО «Компания Трейдер»:
— Сложный вопрос. Я пока не готов прокомментировать это постановление.
Александра МЕНЬШЕНИНА, генеральный директор ООО «ФК „Файнекс“:
— Вопрос о нормативах достаточности собственных средств профучастников очень сложен не только для нас. Но постановление уже принято, поэтому выбора нет. Осталось лишь исполнять требования ФКЦБ. Хотя до принятия этого постановления наиболее активные омские профучастники, входящие в Национальную ассоциацию участников фондового рынка, высказывали свои пожелания Федеральной комиссии, но их мнение не учли. Думаю, что к будущему лету на омском рынке ценных бумаг количество профучастников изменится. Те, кто не сможет за такой короткий срок увеличить размер собственных средств, воспользуются, видимо, другим вариантом — слиянием с более крупной компанией.